Сопровождаемое проживание людей с ограниченным
возможностями в России
#

Проект софинансируется ЕС

#
Цветовая схема###
Размер шрифта А А А

2015-16 Васька

Больше четырех лет режиссер Елена Погребижская работала над документальной трилогией «Без семьи».

Первый фильм «Мама, я убью тебя» — о детях-сиротах из детского дома, которых в качестве наказания за непослушание отправляют в «психушку», — вызвал большой резонанс не только в обществе, но и среди чиновников: с голов полетели шапки, а диагнозы около тысячи «умственно-отсталых» детей были пересмотрены.

Второй фильм — «Мальчишки с улицы Свободы» — рассказывал о приемной семье, в которой росли два мальчика из детского дома.

«Васька» — заключительная картина этой «сиротской» трилогии — история юноши, которому удалось адаптироваться к жизни в социуме. В декабре фильм был показан на фестивале авторского документального кино «Артдокфест-2015», а с 30 января он доступен для широкого просмотра на сайте студии.

А мы приведем текст двух статей.

Васька женится, и это сенсация

Режиссер Елена Погребижская представила на «Артдокфесте», который проходит в Москве, фильм «Васька». Он завершает трилогию «Без семьи» – о детях, выросших в российской системе сиротских учреждений

img-2015-12-13-20-48-16

Герой фильма в Сочи. Скриншот с ролика в youtube.com

Из психоневрологического интерната – к жизни

В кадре – приготовления к свадьбе. Красивая невеста Таня ждет своего жениха. А долговязый жених в забавной шляпе, широко шагая и улыбаясь, идет к ней по обычному московскому двору. Это Васька, герой нового фильма Елены Погребижской. Васька счастлив.

Событие, рядовое для многих, почти плановое – женитьба. Но для Васьки, воспитанника детских домов разных видов, когда-то оно было несбыточной мечтой. Так же, как и учеба в школе, путешествия по разным городам и странам, и вообще самостоятельная жизнь за забором учреждения.

Елена Погребижская сняла фильм о парне, который смог вырваться из глубин сиротского бесправия к праву выбирать. «Васька», по задумке режиссера, – задокументированная история борьбы одного человека с государственной системой, которая базируется на человеческом равнодушии.

«Герой моего нового фильма доказывает, что он имеет право жить обычной человеческой жизнью, а не быть овощем, за которого все решили в детстве просто потому, что он сирота», – говорит Елена.

Когда Васька родился, мать отказалась от него. У новорожденного во время родов случилось что-то вроде микроинсульта. Последствия этого – немного затрудненная речь, вполне, впрочем, понятная. Но это стало основанием для того, чтобы после дома ребенка Васька попал в коррекционную школу-интернат для умственно отсталых детей.

Здесь учили по облегченной программе, поэтому познания мальчика о мире ограничивались территорией ДДИ. И – уже по известной схеме «воспитания» в таких заведениях – психиатрическими больницами, в которые отправляли проштрафившихся за нарушения дисциплины.

Чем-то Васька не угодил одному из воспитателей. Мальчика признали необучаемым и отправили в дом для детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями интеллекта. Затем Ваську ждал психоневрологический интернат – на всю оставшуюся жизнь.

Освобождение Василия

Казалось бы – начни жить в таких условиях, и от тебя ничего не останется. Но Васька остался очень добрым, открытым, ранимым человеком. И на свободе нашелся человек, который решил вызволять его из ПНИ – юрист Ольга, которая случайно узнала о парне на одном интернет-форуме от волонтера, единственного озаботившегося несправедливым решением взрослых по поводу Васькиной судьбы.

Она несколько лет, предпринимая маленькие шаги, добивалась освобождения Васьки.  Так, чтобы Ваську выпускали из ПНИ в вечернюю школу, Ольге пришлось купить в заведение большой плазменный телевизор.

По бумагам Васька наверняка был овощем, недееспособным, непригодным, каким-нибудь еще не. Нужны были годы и усилия разных людей, в том числе – самого Васьки, чтобы вызволить его на свободу и дать шанс на новую жизнь.

Сейчас Васька работает поваром в отеле, ему довелось готовить для участников и зрителей Олимпиады в Сочи. Он учится на вечернем отделении в вузе, живет в своей квартире с женой Таней. Они ждут ребенка. Ничего особенного – для многих. Для тех, кого с детства лишали права выбора и права быть собой – это всё.

Источник: портал Милосердие.ru

 

Ленфильм 

Автор: София Авдюхина

Фото: Павел Бедняков/ТАСС 

Посмотрев фильм Елены Погребижской «Мама, я убью тебя», вице-премьер Ольга Голодец заинтересовалась положением детей-сирот в российских детских домах. Есть надежда, что новый фильм режиссера «Васька» — история юноши, которому удалось вырваться с самого дна системы казенных учреждений, — тоже попадется на глаза чиновникам и жизнь сирот изменится к лучшему

Больше четырех лет режиссер Елена Погребижская работала над документальной трилогией «Без семьи». Первый фильм «Мама, я убью тебя» — о детях-сиротах из детского дома, которых в качестве наказания за непослушание отправляют в «психушку», — вызвал большой резонанс не только в обществе, но и среди чиновников: с голов полетели шапки, а диагнозы около тысячи «умственно-отсталых» детей были пересмотрены. Второй фильм — «Мальчишки с улицы Свободы» — рассказывал о приемной семье, в которой росли два мальчика из детского дома. «Васька» — заключительная картина этой «сиротской» трилогии — история юноши, которому удалось адаптироваться к жизни в социуме. Фильм «Васька» был показан на фестивале авторского документального кино «Артдокфест-2015», а с завтрашнего дня он будет доступен для широкого просмотра на сайте студии. Мы поговорили с Еленой Погребижской о «Ваське», социальной миссии документального кино и активной жизненной позиции.

Елена, вы писали, что «Васька» — первый ваш фильм с хеппи-эндом. Вам было важно закончить «сиротскую серию» именно на такой положительной ноте?

С одной стороны, так было задумано. Мы выбрали героя, Ваську, именно за этот его жизненный вектор — снизу вверх. Было понятно, что он стремится к лучшему. С другой стороны, мы снимали его пару лет и поначалу было неизвестно, что с ним будет происходить. Но все вышло так, как мы и предполагали.

О чем этот фильм, если в двух словах?

Могу сказать, что для меня он похож на картину «Миллионер из трущоб», — фильм про героев, у которых вот такая судьба, — с самого дна наверх. Или, как сказала одна из героинь фильма «Васька», это рыцарский квест.

Классическая сказочная схема, просто в обстоятельствах России и интернатской системы

Герой преодолевает страшные, казалось бы, непреодолимые испытания, воспитывает и совершенствует свои личные качества, ну и хэппи-энд в конце, когда рыцарю достается прекрасная девушка. Классическая сказочная схема, просто в обстоятельствах России и интернатской системы.

В какой момент этого «квеста» вы познакомились с Василием?

Когда он учился в колледже. Денег у него тогда было совсем мало. Парень голодал в буквальном смысле слова: жил на пособие, которое уходило на выплату бытовых кредитов, и зачастую ел через два дня на третий. Он тогда был одинок, жил в однокомнатной квартире, учился, имел кучу планов. Вот и все. Но его будущее было крайне неопределенным.

После знакомства вы сразу поняли, что он особенный и не похож на других пациентов психоневрологических интернатов?

В принципе, нет. Он, конечно, очень открытый, цельный и приятный парень, с одной стороны. А с другой, на лбу у него ничего не было написано. И мы его выбрали только потому, что к тому моменту он уже проделал довольно большой путь.

А часто ли пациенты психоневрологических интернатов выбираются из-за забора и начинают самостоятельную жизнь в обществе?

Я знаю только еще одну девушку, с которой мы познакомились как раз во время съемок фильма про Василия. Ее зовут Галя, и она вместе с Васькой училась в вечерней школе «Большая перемена». После разговора с ней становится понятно, какой ужас творится в государственной системе психоневрологических интернатов. Галя говорит на правильном русском литературном языке, у нее глубокий приятный голос, слушаешь ее и диву даешься, куда все эти люди, ставящие диагнозы, смотрят. Я сняла про нее короткометражный фильм «10 процентов» (по статистике, именно такое количество выпускников детских домов адаптируется в социуме; остальные 90% распределяются так: 40 % попадают в тюрьму, 40 % становятся алкоголиками и наркоманами, 10% заканчивают жизнь самоубийством. — прим. ТД).

После выхода вашего фильма «Мама, я убью тебя» последовали конкретные изменения в законодательстве, были пересмотрены диагнозы около тысячи детей, которые до этого считались умственно-отсталыми. У вас была какая-то схожая социальная миссия, когда вы снимали фильм «Васька»?

Не было никакой социальной миссии. Документальное кино снимается ради того, чтобы оно было снято и показано. Это не телепередача, не политический доклад в парламенте — это кино. Главная задача, чтобы его посмотрели зрители. Если произойдут изменения, –  хорошо, нет, значит, нет. Вот, например, снимает известный американский режиссер-документалист, Майкл Мур, фильм «Боулинг для Колумбины». Это социальная картина про проблему огнестрельного оружия в Америке и про постоянные перестрелки, которые происходят в школах, колледжах, на улицах. Ну и что? Вот режиссер обрисовал эту проблему, но в конце нет титра: «Ребята, если вас это бесит, как меня, то идите и берите штурмом Белый дом». Фильм — это просто фильм.

Но в «Ваське» же есть конкретные указания на правонарушения. Например, для того, чтобы Ваську отпустили в вечернюю школу, одной из героинь фильма пришлось купить в интернат плазменный телевизор.

И для кого эти указания?

Для чиновников, контролирующих органов…

Это не указания чиновникам, чиновники и так об этом знают. В фильме не заложено алгоритма последующих действий. Задача фильма — тронуть зрителя. И точка.

Если зрителем оказался вице-премьер, как в случае с фильмом «Мама, я убью тебя», то вице-премьер проведет реформу

Если зрителем оказался вице-премьер, как в случае с фильмом «Мама, я убью тебя», то вице-премьер проведет реформу законодательства. Прекрасно, отличный результат. Но мы его не планировали и не закладывали. Ровно как и не планировали и не закладывали ничего в остальные фильмы. Потому что это кино и все.

А кто все-таки «главный злодей» в этом фильме? Конкретные люди на местах, подписывающие бумаги? Или они тоже жертвы большой системы, исправно функционирующей уже многие годы?

Наверное, и так и так. Раньше у меня была точка зрения, что взрослые люди должны отвечать за то, что они сотворили с другими. Вот прямо отвечать за то, что лишают детей свободного выбора или запихивают их в «психушку» в качестве наказания. Но в последнее время меня увлекают в более беззлобную позицию, — они, мол, такие же несчастные, как и дети, и им можно посочувствовать, ведь они тоже своего рода заключенные. Знаете, как полицейские, которые на самом деле, как и заключенные, сидят в этой же тюрьме только с другой стороны, но заключенные сидят там свой срок, а полицейские — всю жизнь. Но, если честно, у меня эта мудрая и терпимая философия пока ну никак не укладывается в голове. То есть, я знаю, что правильно думать вот так, но не могу.

Обычно в конце своих киноклубов вы просите зрителей продолжить фразу: «После фильма я…», которая должна описывать их личные эмоции, желания или стремления, возникшие после просмотра. На что бы вы хотели побудить зрителей фильмом «Васька»?

Наверное, можно сказать, что я хочу, чтобы у людей сформировалась некая активная позиция. И это не общие слова. Поясню. Например, на трассе происходит авария, и переворачивается автобус. Трупов нет, но людям, выбравшимся из него и стоящим на обочине, надо куда-то доехать. И понятно, что есть машины, которые людей берут, и те, которые проезжают мимо. Вот пусть люди останавливаются и помогают другим. Активная позиция — это когда человек живет с установкой, что он может что-то изменить. И этого мне, в общем-то, достаточно. А что он будет менять, когда и куда — его личное дело.

Источник: портал «Такие Дела»


Кроме того, Елена Погребижская сняла документальный фильм «10 процентов».

На своей странице ВКонтакте она написала: 

"Если вы уже посмотрели фильм "Васька" или примерно в курсе, о чем он. Герой фильма, Василий, кому-то покажется уникальным и возможно единственным нормальным парнем, которого государство, руками добрых воспитателей, засунуло в психо-неврологический интернат. Откуда, как мы знаем, он счастливо вырвался прямо к своим мечтам. Вот вам короткий фильм про Галю Зернову. Чтобы был понятен масштаб человеческой личности, которую у нас можно на годы запереть и объявить неспособной отвечать за себя".

Фильм на Youtybe

#####