Сопровождаемое проживание людей с ограниченным
возможностями в России
#

Проект софинансируется ЕС

#
Цветовая схема###
Размер шрифта А А А

23.12.2013 Общественная Повестка по созданию благоприятных условий для развития сопровождаемого проживания в России

Данный итоговый документ подготовлен участниками международного семинара «Организационный и финансовый менеджмент сопровождаемого проживания», который прошел 12-14 ноября 2013 в Санкт-Петербурге и собрал представителей НКО, ГО, родителей молодых людей с ментальной инвалидностью из 4 Федеральных Округов России, специалистов из ФРГ.

Мы предлагаем всем участникам семинара активно использовать Повестку для продвижения интересов молодых людей с ментальной инвалидностью и конструктивного разрешения проблем, препятствующих развитию сопровождаемого проживания в России.

I. Cоздание правовой базы сопровождаемого проживания:

  • обеспечивающей доступ НКО, КО на рынок социальных услуг и развивающей конкуренцию их с ГО;
  • оздающей свободу выбора клиентом (человеком с ментальной инвалидностью или его законным представителем) поставщика услуг по сопровождению, а также места сопровождаемого проживания (деньги идут за потребителем);
  • закрепляющей в законодательстве социальную услугу по сопровождению в труде;
  • законодательно закрепляющей независимый контроль качества социальных услуг;
  • устанавливающей приоритет внешнего опекуна для детей и молодых людей, проживающих в государственных учреждениях опеки (несколько опекунов);
  • обеспечивающей право организациям (не стационарного обслуживания) выполнять функции опекуна, а также, предусматривающего возможность создания опекунских профессиональных организаций;
  • устанавливающей такой порядок помещения в интернат и выписки из него, при котором отказ в выписке из интерната и недобровольное помещение в интернат могут быть осуществлены только через суд (предусматривающей необходимость доказать, что другие формы проживания невозможны);
  • закрепляющей условия и порядок ограничения гражданских прав людей, проживающих в государственных учреждениях опеки.

По вышеперечисленным пунктам юристы ЦЛП (г. Москва), СПб БОО «Перспективы», ЦЛП (г. Псков) подготавливают предложения по изменению законодательства и отсылают Шадрину.

II. Защита прав детей и молодых людей с ментальной инвалидностью:

  • Создать судебный прецедент по неоказанию или отказу в предоставлении помощи по сопровождению человеку с ментальной инвалидностью на дому.

III. Развитие информационного взаимодействия НКО, ГО, КО по вопросу сопровождаемого проживания:

  • создание единой информационной базы по сопровождаемому проживанию (сайт) с ответами на стандартные вопросы;
  • создание форума, дополнительных архивов с информацией. Сотрудники клуба «Бабочка» (Санкт-Петербург) готовы помочь в этом. Возможно привлечение специального человека, каждая организация делает вклад в оплату его работы.

IV. Повышение общественного доверия к деятельности НКО:

  • организовать ток-шоу с публичными фигурами, чтобы привлечь внимание общества к проблемам жизни взрослых людей с ментальной инвалидностью и сделать понятным принцип сопровождаемого проживания;
  • организовать Реалити-шоу с целью пиара сопровождаемого проживания. Любовь Аркус (БФ «Выход в Санкт-Петербурге») готова быть организатором.

V. Активно использовать механизм общественного участия для принятия решений региональными властями:

  • обратиться к региональной власти для создания защищенных мастерских НКО (в каждом регионе);
  • потребовать предоставления перечня услуг по сопровождению со стороны районных социальных служб.

VI. Систематизация информации по сопровождаемому проживанию и сопровождаемому труду:

  • вывешивать информацию о мастерских на общий ресурс: используемая методика, продукт деятельности;
  • разработать анкету или структуру предоставления информации о программе/проекте для сайта;
  • составить финансово-экономическое обоснование сопровождаемого проживания;
  • создать единую программу сопровождения «особого» человека на протяжении жизни и настойчиво продвигать ее.

VII. Научно-исследовательская деятельность:

  • методично собирать и исследовать информацию о сопровождаемом проживании в разных регионах (кто, что делает по сопровождающему проживанию и какова позиция региональных властей);
  • результаты исследования представить вице-премьеру по социальным вопросам Ольге Голодец.

VIII. Меры по развитию добровольчества:

  • добиться доступа волонтеров во все государственные учреждения опеки.

IX. Заключение:

Главное, чтобы люди начинали самостоятельно жить, чтобы происходили небольшие изменения в жизни тех, кто стал взрослым, как в семьях, так и в государственных учреждениях опеки.

Источник: сайт православной общины села Давыдово

#####