Сопровождаемое проживание людей с ограниченным
возможностями в России
#

Проект софинансируется ЕС

#
Цветовая схема###
Размер шрифта А А А

06.06.2014 "Такие интернаты не должны существовать"

О том, как спасти выпускников интернатов для детей с отклонениями в умственном развитии от пожизненной изоляции, рассказывает учредитель СПб БОО "Дети Павловска" Валентина Вьюгина.

© Фото предоставлено СПбБОО "Дети Павловска"

Волонтеры благотворительной организации "Дети Павловска" организуют в Зеленогорске летний лагерь для воспитанников из Павловского дома-интерната №4. Они хотят помочь ребятам с отклонениями в умственном развитии интегрироваться в общество. О проекте "Росбалту" рассказала учредитель благотворительной организации "Дети Павловска" Валентина Вьюгина.

— Существует множество волонтерских организаций, которые помогают ребятам из детских домов. Ваша появилась относительно недавно, почему вы решили ее основать?

— ​Изначально я вместе с другими волонтерами из организации «Шаг навстречу» помогала детям из Павловского детского интерната №4, в котором воспитываются ребята с отклонениями в развитии. Проблема в том, что многие общественные организации «ведут» подшефных только пока те не выпустятся из детдома. Затем детей переводят в интернаты для взрослых, и они обречены всю жизнь провести в изоляции, в четырех стенах, поскольку совершенно не подготовлены к самостоятельной жизни. Но ведь мы в ответе за тех, кого приручили. Я пыталась убедить своих коллег в том, что надо помогать детям интегрироваться в общество, устроиться в жизни. Но, к сожалению, на базе той организации это было сделать невозможно. Тогда пришлось основать свой проект «Дети Павловска». Я понимала, с какими трудностями это связано, но другого выхода не было. Сейчас, помимо меня, этим занимаются еще четыре человека.

— ​Как вы намерены помочь ребятам адаптироваться к самостоятельной жизни?

— Мы хотим поселить наших подопечных на несколько месяцев в летнем лагере, чтобы научить их каким-то бытовым вещам, помочь найти свое место в социуме, получить новые знания. Привлечем психологов, чтобы выработать у воспитанников мотивацию уверенность в себе. И репетиторов, ведь многие дети не умеют читать — в интернате их начали нормально учить только в последние полтора года, но всем им нужен индивидуальный подход, а школа этого обеспечить не может. Главная же проблема в том, что у ребят нет элементарных представлений о том, как, к примеру, морковка появляется в супе. Они не знают, что ее надо купить, помыть, порезать и сварить. Многие бытовые вещи кажутся им мистикой. Яйцо, которое на раскаленной сковородке превращается в яичницу, — это чудо. Каждый раз, когда они делают такие «открытия», это вызывает непередаваемый восторг.... Разумеется, все бытовые вопросы мы будем решать вместе — что готовим на завтрак, кто идет в магазин, кто подметает пол и моет посуду.... В свободное время будем посещать всевозможные летние фестивали.

— Сколько детей вы планируете взять в летний лагерь?

— 15. Среди них — несколько выпускников, которые должны получить квартиры от государства и начать жить самостоятельно, однако пока не готовы к этому.

— Ребята из интерната уже участвовали в Ресторанном дне. Считаете этот опыт удачным?

— Да, каждый год наши подопечные принимают участие в этом фестивале. Мы покрасили пианино в зеленый цвет и оно служит своеобразным «прилавком» - ребята и волонтеры готовят молочные коктейли на зеленом пианино. Мы уже стали своеобразным брендом под названием Milkybar.

— Как обстоит дело с работой для выпускников интерната?

— В самом интернате вакансий для них мало. Но мы рассматриваем варианты, которые появляются. Вот недавно одна типография предложила нашим ребятам работу. Но они подумали и отказались — жалование очень маленькое, если рассматривать половину ставки. Воспитанники интерната не могут полный день работать, и те полставки, которые предлагают, получаются слишком низкие. Но мы надеемся эти вопросы постепенно решить, сейчас они не приоритетные. Наша ключевая цель — интеграция ребят в общество.

— Ваш проект — пилотный. Есть примеры, которые вас воодушевляют?

— Самый яркий пример - фонд «Рауль», который успешно занимается адаптацией ребят. У них крутой менеджмент, волонтеры ведут серьезную работу. Правда, их подопечные не с такими сложными проблемами в развитии, как у нас.... Мы же пока делаем робкие попытки что-то изменить.

— Применим ли к российским реалиям зарубежный опыт? И допустимо ли вообще сравнивать две системы воспитания детей с особенностями развития — западную и нашу?

— Это совершенно разные системы. Такие интернаты, как у нас, вообще не должны существовать. Изменить ситуацию коренным образом невозможно — это все равно, что менять воздух. Нынешняя система была разработана при СССР и продолжает функционировать. Система, которая нацелена на то, чтобы изолировать детей, чтобы они были заперты от окружающего мира, не будет заниматься их адаптацией, социализацией, трудоустройством. Потому что тогда она будет противоречить сама себе, а это приведет к самоуничтожению. А наша задача — вытащить детей из нее, не всех сразу, но понемногу. Сейчас появляется все больше благотворительных организаций, и все вместе мы сможем сделать многое.

Беседовала Антонида Пашинина

Источник: ИА «Росбалт»

#####