Сопровождаемое проживание людей с ограниченным
возможностями в России
#

Проект софинансируется ЕС

#
Цветовая схема###
Размер шрифта А А А

Библиотека

"Жизнь с достоинством" - практическое пособие по сопровождаемому проживанию. - Псков, 2018

Специалисты Центра лечебной педагогики совместно с ПРОБО "Я и Ты и ПРОБО "Росток, при поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, выпустил новое практическое пособие по сопровождаемому проживанию "Жизнь с достоинством.

Книга отражает опыт работы ряда организаций Псковской области, обобщённый в рамках пилотного проекта по обеспечению самостоятельной жизни выпускников домов-интернатов для умственно отсталых детей системы социальной защиты и других категорий молодых инвалидов на основе организации их сопровождаемого проживания, реализованного на территории Псковской области.

Пособие включает 5 глав и приложение, которое содержит примеры документов и учебно-методических материалов, обеспечивающих деятельность поставщиков социальных услуг по сопровождаемому проживанию. Книга предназначена для руководителей и специалистов организаций социальной защиты и образования, социально-ориентированных некоммерческих организаций, работающих непосредственно с людьми с ментальной инвалидностью.

Книга доступна для скачивания на сайте Центра лечебной педагогики.

***

Комплексная система межведомственного, междисциплинарного долгосрочного сопровождения человека с ментальными особенностями: по материалам Международной конференции "Люди с синдромом Дауна и другими ментальными особенностями: право на будущее", 1-2 декабря 2017 года. – М. : НО "Благотворительный фонд "Даунсайд Ап"", 2018

В книге собраны статьи, предложения и рекомендации участников Международной конференции "Люди с синдромом Дауна и другими ментальными особенностями: право на будущее", которая прошла в Москве 1-2 декабря 2017 года и была приурочена к 20-летию Благотворительного фонда "Даунсайд Ап".

Представленные материалы отражают самые важные моменты необходимых изменений, которые позволят людям с ментальной инвалидностью жить достойной жизнью и стать полноправными членами социума

Затрагиваются вопросы перинатального сопровождения семей группы риска, организации и внедрения комплексной системы ранней помощи, дошкольного и школьного обучения, профориентации и трудоустройства, а также поддерживаемого проживания.

Книга доступна на сайте БФ "Даунсайд Ап".

***

"Методические рекомендации по обустройству доступной среды для маломобильных граждан". - М., "Ассоциация БезБарьерный Альянс", 2018

В 2012 году Россия ратифицировала международную Конвенцию о правах инвалидов. А в 2014 году был принят ФЗ No 419 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов".

Одним из процессов практической реализации положений Конвенции является создание в России условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, что является одной из целей Государственной программы РФ "Доступная среда"".

В данном издании рассмотрены основные требования к организации доступной среды на объектах социальной инфраструктуры. Особое внимание уделено реализации подхода "разумного приспособления" существующих объектов для нужд маломобильных граждан. Информация может быть полезна как сотрудникам, профессионально занимающихся вопросами доступной среды, так и лицам, ответственным за эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры.

Книга доступна для скачивания на сайте Ассоциации.

***

Справочник московских организаций, оказывающих помощь людям с особенностями развития. Составитель М.С. Дименштейн - М.: РБОО "Центр лечебной педагогики", 2018

В справочнике собрана актуальная информация по организациям Москвы, которые оказывают помощь людям с нарушениями развития, о том, где ребенок может получить психолого-педагогическую помощь и образовательные услуги.

В разделе "Полезные ссылки" собраны телефоны и эл. адреса государственных структур, координирующих работу в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты. Там же приводятся электронные ресурсы, которые позволят найти литературу по вопросам помощи детям с нарушениями развития и их семьям, отражающую современные лечебно-педагогические подходы.

Книга доступна для скачивания на сайте Центра лечебной педагогики.

***

"Ценность каждого. Улучшение качества жизни детей и взрослых с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)". – М.: Теревинф, 2018

В сборнике представлены современные подходы к оказанию помощи детям и взрослым, имеющим тяжелые и множественные нару­шениями развития (ТМНР).

Основные темы: "Особые дети и взрослые в обществе", "Поддержка семьи, воспитывающей ребенка с ТМНР", "Ранняя помощь детям с ТМНР", "Взрослые с нарушениями развития – самостоятельная жизнь", "Методы психолого-педагогической помощи детям и взрослым с ТМНР", "Модели организации помощи людям с нарушениями развития".

Основу сборника составили материалы Международ­ной научно-практической конференции "Ценность каждого", организованной РБОО "Центр лечебной педагогики" в г. Красногорске 28-29 марта 2018 года.

Книга доступна для скачивания на сайте Центра лечебной педагогики.

***

Помощь людям с инвалидностью в организации их самостоятельной жизни. Сопровождаемое проживание. - М.: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2017

Информационно-методический сборник отражает результаты пилотного проекта по обеспечению самостоятельной жизни выпускников домов-интернатов для умственно отсталых детей системы социальной защиты и других категорий молодых инвалидов на основе организации их сопровождаемого проживания, реализованного на территории Нижегородской и Псковской областей, а также ряд других социальных практик самостоятельной жизни лиц с инвалидностью, реализуемых с использованием технологии сопровождаемого проживания.

Книгу можно скачать на сайте Фонда.

***


Информационно-методический сборник для специалистов "Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития" - М., 2017

Подготовлен Центром лечебной педагогики в 2017 году по заказу Министерства труда и социальной защиты РФ и Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Представлен А.Л. Битовой, директором ЦЛП, на селекторном совещании Министерства труда и социальной защиты РФ перед представителями регионов на тему "Реформирование системы детских домов-интернатов: ближайшие и долгосрочные цели".

Сборник содержит много полезных идей по развивающему уходу: о том, как правильно посадить и положить ребенка, чтобы ему было удобно играть, есть, отдыхать; о том, как учить самообслуживанию, максимально опираясь на активность ребенка; об использовании подручных средств для облегчения ежедневных рутинных процедур.

Книга доступна для скачивания на сайте "Особое детство".

***

 Необычные родители. Пособие по взаимопомощи для родителей людей с особыми потребностями. Сборник статей. / Ред.-сост. Петрова А. – СПб.: Издательско-Торговый Дом «Скифия», 2017

Книга является продолжением и следствием работы проекта "Эльза", созданного для психосоциальной поддержки инициативы родителей и близких родственников людей с нарушениями.

Пособие рассказывает о жизни семей людей с особенностями, и призвано распространить сведения о способах поддержки себя и друг друга, о том, каким образом родители могут объединяться для решения общих задач.

В книге также приведена информация о российском законодательстве в контексте самостоятельной жизни людей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Содержание:

Глава 1. Жизнь с особым ребенком (А. Петрова. Особенные люди; С. Гаврилова. От первого лица: письмо мамы "особого" ребенка; М. Тиме. Почему я так люблю своего ребенка с синдромом Дауна).

Глава 2. Взаимопомощь как ресурс для родителей людей с дополнительными потребностями (Л. Линцен. Как росла "Эльза"?, Группы взаимопомощи "особых" родителей как способ поддержки друг друга).

Глава 3. Особое родительство: от группы взаимопомощи к сообществу профессионалов (И. Долотова, А. Рязанова. Сообщество как ресурс для жизни семей с детьми с нарушениями развития; А. Удьярова, Е. Таранченко. Юридические аспекты поддержки самостоятельности человека с особыми потребностями).

Приложения: нормативно-правовые акты, схема проведения группы взаимопомощи, правила групп взаимопомощи.

Книга доступна для скачивания на сайте Социальной школы "Каритас".

***

Особый человек в храме/ И. Лунёв, Е. Стребелева, Е. Баенская и др. – М.: Лепта Книга, 2017

Пособие в доступной форме рассказывает о проблемах людей с интеллектуальными нарушениями и с расстройствами аутистического спектра, о том, как может оказываться им пастырская и приходская помощь.

Авторы, среди которых и научные сотрудники ИКП РАО – профессор, д.пед.н. Е.А. Стребелева, д.психол.н. Е.Р. Баенская – ставили своей целью дать достоверную и доступную информацию об особенностях, проблемах, нуждах, жизни этих людей, проживающих в семьях или учреждениях интернатного типа. Важная задача пособия, по мнению его авторов, – поделиться с заинтересованным читателем успешным церковным опытом, рассказать о том, как православная община может помочь таким людям: как общаться с ними, помогать их воцерковлению, как устроить для них и их близких семейный клуб, летний лагерь, группу дневного пребывания и многое другое. Пособие включает подготовленное академиком РАО, профессором Н.Н. Малофеевым приложение – "Екатерина Константиновна Грачева ("Баба Катя). Как начиналось в России призрение детей с нарушениями умственного развития.

Книга доступна для скачивания на сайте Отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ.

***

Опыт реализации услуги учебного сопровождаемого проживания. - Минск, БелАПДИиМИ, 2017

"Пятилетний опыт оказания услуги учебного сопровождаемого проживания специалистами ОО "БелАПДИиМИ" в тренировочном общежитии показывает, что стремление молодых людей к самостоятельности позитивно меняет условия их жизни, поддерживает социальное развитие, что способствует улучшению качества жизни.

В рамках услуги учебного сопровождаемого проживания создаются условия, в которых человек с инвалидностью сам хочет осваивать новые навыки бытовой, социально-коммуникативной, досуговой деятельности, необходимые для самостоятельной жизни.

Подобная учебная модель сопровождаемого проживания может быть реализована при наличии оборудованной "тренировочной квартиры", а также команды специалистов для проведения обучающих занятий".

Справочник издан БелАПДИиМИ на основе результатов опыта работы отделения учебного сопровождаемого проживания в рамках проекта "Перспективы самостоятельной деятельности молодых людей с инвалидностью".

В него включены также методические рекомендации из опыта работы "Школы самоадвокатов".

Справочник предназначен для специалистов, работающих со взрослыми людьми с нарушениями развития, для родителей, имеющих взрослых детей с нарушениями развития.

Книгу можно скачать на сайте БелАПДИиМИ.

***

Электронный каталог организаций Северо-Западного федерального округа, предоставляющих услуги людям с психическими особенностями, 2017

Электронный каталог "Организации города Москвы, предоставляющие услуги людям с психическими особенностями", 2016

Электронный каталог "Организации Московской области, предоставляющие услуги людям с психическими особенностями", 2016

В каталогах содержится информация о государственных и негосударственных организациях, оказывающих услуги в сфере комплексной реабилитации/абилитации, социальной защиты, здравоохранения, образования, психолого-педагогической помощи, трудовой реабилитации, правовой поддержки, культуры, физической культуры и спорта.

Справочники опубликованы на сайте Союза охраны психического здоровья.

***

"Досуговая деятельность людей с тяжелыми и множественными нарушениями развития - Псков, 2016

В основе собранного материала – опыт работы авторов пособия с людьми с ментальной инвалидностью в условиях сопровождаемого проживания и дневной занятости в Пскове.

Пособие включает в себя методические рекомендации, видеофайлы, фотографии и материалы, иллюстрирующие возможные подходы к организации досуга людей с нарушениями интеллекта, с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Пособие поможет социальным работникам, педагогам в практической работе по оказанию услуг людям с инвалидностью.

Брошюра доступна для скачивания на сайте ПРОБО "Я и Ты" и на странице Центра лечебной педагогики во ВКонтакте.

В 2018 году было опубликовано видео по этой теме.

***

Каждый вправе быть собой / под общ. ред. Е. Г. Титовой. - Минск: Капитал Принт, 2016

Это очередной номер брошюры из серии "Обычные люди.

Издание подводит итоги двухлетней работы совместно с партнерами из Германии, России, Литвы и Украины по включению людей с инвалидностью в общественную жизнь. В нем раскрываются темы государственного социального заказа, "ясного языка и альтернативной коммуникации, рассказываются истории реальной жизни людей с инвалидностью.

Брошюра доступна для скачивания на сайте БелАПДИиМИ.

***




Как и где получить бесплатную юридическую помощь (в помощь гражданам с ментальной инвалидностью и их родственникам) / Ю.Н. Аргунова, Л.Н. Виноградова, Е.В. Смирнова; Независимая психиатрическая ассоциация России. – М.: Грифон, 2016

В брошюре даются сведения, необходимые для людей с ментальной инвалидностью и их родственников: информация о том, кто и в каких случаях может получить бесплатную юридическую помощь, а также приводятся адреса и телефоны организаций, которые занимаются оказанием бесплатной юридической помощи в разных регионах России.

Брошюра опубликована на сайте Общероссийской общественной организации "Независимая психиатрическая ассоциация России".

***



Организация занятий по обучению взрослых людей с особенностями интеллектуального развития навыкам самоадвокатирования и безопасного поведения. Составитель Е. Бойко. - Минск, БелАПДИиМИ, 2016

Брошюра издана в рамках проекта "Школа самоадвокатов" ОО "БелАПДИиМИ". Материалы издания будут полезны специалистам социальной сферы и образования для проведения подобных образовательных курсов у себя на местах.

Для самостоятельного проживания с сопровождением людям с особенностями развития нужна систематическая помощь в планировании и решении бытовых, финансовых и юридических вопросов, помощь в контроле за состоянием здоровья, а также социально-психологическая и правовая поддержка.

Людям с особенностями развития важны знания о том, какие правила нужно соблюдать для личной безопасности дома и на улице; как и к кому можно обратиться за помощью в сложных ситуациях; какие умения нужно развивать, чтобы найти работу; какие документы нужны, чтобы получить положенные выплаты; также необходимо знать свои права и осознавать ситуации, в которых они нарушаются; понимать собственные сильные и слабые стороны; выработать адекватные стереотипы взрослого поведения в различных социальных ситуациях.

Во избежание риска злоупотребления правами и интересами этой категории людей, оказание профессиональной помощи требуется им на протяжении всей жизни. Однако, прежде всего, важно формировать и развивать у взрослых людей с особенностями интеллектуального развития собственные социальные компетенции, необходимые им при дальнейшем проживании с сопровождением, трудоустройстве, а также в повседневной жизни.

Брошюра доступна для скачивания на сайте БелАПДИиМИ.

***

Ремесленные мастерские: от терапии к профессии. / сост. Ю.В. Липес. – Электронное издание. М.: Теревинф, 2016

В книге представлен опыт разнообразных занятий ремеслом с особыми детьми и подростками в Центре лечебной педагогики, где уже много лет помогают детям с нарушениями развития.

Специалисты рассказывают об организации занятий в терапевтических и предпрофессиональных мастерских, методах решения педагогических и коррекционных задач, теоретических основах этой работы и ее практических результатах. Текст снабжен многочисленными примерами и иллюстрациями.

Для педагогов, психологов, мастеров производственного обучения, художников, родителей, которых интересуют занятия ремеслом с особыми детьми и подростками.

Книга доступна для скачивания на сайте "Особое детство".

***

Социальное волонтерство. Теория и практика. — М.: Омега-Л, 2016

Сотрудники добровольческого движения "Даниловцы, координаторы волонтерских групп, психологи и волонтеры с большим опытом делятся своими наблюдениями о том, кто и почему становится волонтером, о принципах добровольцев и о том, как им не выгорать эмоционально.

В книге развенчиваются основные мифы о волонтерах (например, что можно быть добровольцем не системно — от случая к случаю), поэтому она будет интересна как тем, кто уже является добровольцем, так и тем, кто только хочет им стать. Вот как, например, объясняется необходимость финансирования волонтерского движения.

Пособие предназначено для тех, кто решил создать волонтерское движение, кто задумывается об этом. И для тех, кто уже работает, но в чем-то испытывает затруднения.

Из книги вы узнаете:

  • зачем нужны волонтеры в детской больнице;
  • чем плохо спонтанное волонтерство "с улицы;
  • как стать волонтером;
  • об основных принципах волонтерства;
  • о том, как привлечь волонтеров;
  • что такое волонтерская группа и кто такой координатор волонтерской группы;
  • о том, как проводить собеседования с волонтерами;
  • об эмоциональном выгорании и о том, как с ним справляться;
  • о том, что МОЖНО ДЕЛАТЬ с детьми в больнице;
  • о том, что нужно для волонтерской организации и почему волонтерство стоит денег;
  • о методологии создания волонтерских групп…
  • и самое главное — о Добровольческом движении "Даниловцы и Школе социального волонтерства.

Книга доступна для скачивания на сайте "Школы социального волонтерства".

***

http://dislife.ru/static-v3/photo/material/2016/12/19/free-7975efb0a030a326767c36830caadb0df3b7d1c5.png?nc=1482152428 Уроки по пониманию инвалидности в школе: пособие для учителя. - Архангельск: "Лоция", 2016

Материалы данного методического пособия не дают ответов на все вопросы, возникающие перед педагогом при появлении в классе или группе ребенка с особыми образовательными потребностями. Задача скорее в том, чтобы помочь учителю избегать стереотипного отношения к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, принимать особых детей как учеников и преодолевать ошибки в процессе создания образовательной среды, благоприятной для всех учащихся, то есть инклюзивного образования.

Авторы-составители:

- Т.Н. Седовина, председатель Архангельской региональной общественной организации по защите прав детей и подростков с недостатками в умственном и физическом развитии "Забота";

 - Е.Ю. Шинкарёва, кандидат юридических наук, юрист региональной общественной организации "Союз общественных объединений инвалидов Архангельской области.

 Консультанты:

- Л.Г. Соловьёва, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой коррекционной педагогики Архангельского областного института открытого образования;

 - М.Ю. Перфильева, руководитель проектов по инклюзивному образованию РООИ "Перспектива (г. Москва).

Брошюра доступна для скачивания на сайте Союза общественных объединений инвалидов Архангельской области.

***

Сельская модель сопровождаемого проживания для молодых людей с тяжелой инвалидностью. - Ленинградская область, дер. Раздолье, 2015-2016 

Брошюра подготовлена в рамках проекта "Организация сопровождаемого проживания людей с ограниченными возможностями здоровья, победителя международного открытого грантового конкурса "Православная инициатива в 2015 году.

Это совместный проект Православной местной Религиозной Организации Прихода храма святых Царственных Страстотерпцев д. Раздолье Выборгской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) и СПб БОО "Перспективы.

Брошюра доступна для скачивания на нашем сайте.

***

Достойная жизнь - наш выбор. Совместный путь к сопровождаемому проживанию. - СПб, 2015

Книга издана в рамках проекта "Объединение усилий негосударственных организаций по улучшению условий жизни людей с инвалидностью в России, одной из задач которого было построение сетевого взаимодействия как элемента обеспечения качественного партнерства среди негосударственных организаций из ряда регионов России.

За время проекта была создана сеть из 42 негосударственных организаций, занимающихся сопровождаемым проживанием людей с инвалидностью. Это большие и маленькие, новые и уже опытные организации из 6 Федеральных округов РФ.

С созданием платформы для сотрудничества между негосударственными организациями, работающими над сопровождаемым проживанием для людей с инвалидностью, проект привлек в сеть новые организации и положил начало новым инициативам по вопросам сопровождаемого проживания.

Каждая негосударственная организация нарабатывает собственный практический опыт, как успешный, так и неудачный. Создание сайта проекта (osdom.org.ru) сделало возможным распространение идей, обмен опытом и принципами среди негосударственных организаций.

Консолидация усилий и ресурсов негосударственных организаций за время проекта дала положительный эффект в продвижении идеи сопровождаемого проживания в РФ. "Вместе мы сильны, наши отдельные голоса стекаются в один мощный голос. Так он будет услышан и учтен (Проектный отчет о встречах немцев и россиян с ограниченными возможностями. Санкт-Петербург-Гамбург).

Брошюра доступна для скачивания на нашем сайте.

***

Организация занятости людей с ментальными нарушениями и аутизмом. - Оренбург: АНО ТЦСА "Маяк

Автономная некоммерческая организация "Территориальный центр социальной адаптации "Маяк

Некоммерческое образовательное учреждение "Диаконический Центр "Прикосновение

Издание выпущено в рамках проекта "Консолидация усилий негосударственного сектора для улучшения жизни людей с инвалидностью в России.

В буклете рассмотрены темы:

  • развитие бытовых и социальных навыков
  • альтернативная коммуникация
  • занятость в учебной мастерской
  • самостоятельность

Брошюра доступна для скачивания на нашем сайте.

***

Кац Л.И., Сторожук О.Г., Кац Ю.М. Формы сопровождаемого проживания во Владимирской области. Юридические аспекты и опыт работы ВООО АРДИ "СВЕТ по внедрению и развитию сопровождаемого проживания. – Владимир, 2015

ВООО АРДИ "Свет рассказывает в этой книге обо всех формах сопровождаемого проживания, которые внедрены и работают во Владимирской области: приемные семьи для одиноких дееспособных и недееспособных людей с инвалидностью, о квартире постоянного сопровождаемого проживания ВООО АРДИ "Свет, о строительстве дома сопровождаемого проживания, о подготовке молодых людей с умственными и психофизическими нарушениями к самостоятельной жизни с сопровождением.

Брошюра доступна для скачивания на сайте АРДИ "Свет".

***


Методическое пособие "Вместе к самостоятельной жизни. Опыт работы Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области - Псков, 2015

В 2015 году вышла книга "Вместе к самостоятельной жизни. Книга является методическим пособием по организации обучения самостоятельному проживанию людей с ментальной инвалидностью и раскрывает организационные, содержательные и методические аспекты обучения людей с тяжёлыми нарушениями развития самостоятельному проживанию в условиях обычного социального окружения.

Содержание пособия включает описательную часть и приложения (примеры документов, наглядный дидактический материал и др.) для использования в процессе организации обучения и сопровождаемого проживания.

Пособие разработано на основе результатов десятилетнего опыта работы Отделения учебного проживания Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области.

Книга предназначена для специалистов, работающих с детьми и взрослыми с нарушениями интеллекта, расстройствами аутистического спектра, тяжёлыми и множественными нарушениями развития, для родителей, имеющих детей и взрослых людей с ментальной инвалидностью, для преподавателей и студентов вузов.

Книга была издана в 2014 году издательством ГБОУ ДПО "Псковский областной институт повышения квалификации работников образования и напечатана в 2015 благодаря помощи Санкт-Петербургской благотворительной общественной организации "Перспективы.

Тираж был ограниченным и книга быстро разошлась. В связи с многочисленными обращениями специалистов и родителей пособие было опубликовано в электронном формате.

Книга доступна для скачивания на сайте Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области. Там же можно скачать использованные в книге пиктограммы.

А на youtube опубликован фильм "Вместе к самостоятельной жизни" о пилотном проекте "Сопровождаемое проживание в Пскове".

***

Взрослые с ментальными нарушениями в России: по следам Конвенции о правах инвалидов / И.В. Ларикова, Р.П. Дименштейн, О.О. Волкова, Е.Ю. Таранченко – М.: Теревинф, 2015

Ни для кого не секрет, что в течение многих десятилетий вместо решения проблем людей с ментальными нарушениями их просто держали в изоляции. В последние несколько лет начался наконец разворот в сторону интеграции в обществе, и сделать на этом пути предстоит еще очень много.

Авторы книги непосредственно причастны к происходящим сейчас изменениям. Это касается как продвижения законодательных инициатив, которым занимаются Р.П. Дименштейн и И.В. Ларикова в рамках Правовой группы РБОО "Центр лечебной педагогики, так и практической сферы: О.О. Волкова, зам. директора колледжа № 21, создала и руководит первыми мастерскими в государственной системе образования, в которых молодые люди с серьезными ментальными нарушениями обучаются ремеслам и получают профессию; Е.Ю. Таранченко работает как педагог с детьми в детском доме-интернате и одновременно руководит юридической службой СПб БОО "Перспективы, успешно помогая людям с ментальными нарушениями отстаивать их права.

В книге говорится о том, как могут быть реализованы позитивные изменения, уже произошедшие в российском законодательстве, и в каком направлении еще предстоит его менять; какие шаги региональных и местных властей уже сейчас могли бы существенно способствовать нормализации жизни людей с ментальными нарушениями; как изменить обстановку в психоневрологических интернатах; как работают действующие модели обучения профессии людей с психическими нарушениями и как поддержать их трудоустройство.

Книга адресована всем, кто непосредственно общается со взрослыми людьми с ментальными расстройствами, – родственникам, педагогам, психологам, юристам и адвокатам, но в первую очередь тем, кто занимается решением проблем данной сферы стратегически – работникам и организаторам социальной сферы, руководителям регионов, федеральным законодателям.

Электронная версия книги может быть выслана бесплатно для личного использования по запросу на адрес contact@osoboedetstvo.ru.

***

Ларионова М.А. Права людей с инвалидностью: теория, законодательство, практика. - М.: РООИ "Перспектива, 2015

Брошюра пермского юриста Марии Ларионовой подготовлена и выпущена при поддержке РООИ "Перспектива в рамках проекта "Построение эффективной юридической сети по защите прав людей с инвалидностью. Пособие основано на верном подходе к пониманию инвалидности как проблемы реализации прав и существующей дискриминации, а не социальной заботы и опеки.

Пособие написано доступным и понятным языком, содержит примеры и рекомендации по защите прав в конкретных ситуациях. Несмотря на то, что оно адресовано, прежде всего, самим гражданам с инвалидностью и их семьям, пособие будет полезным и для юристов, а также и студентов учебных заведений, изучающих права людей с инвалидностью. В пособии разбираются очень важные вопросы, которые интересовали и будут интересовать людей с инвалидностью и их законных представителей: можно ли пройти МСЭ по месту проживания, а не по месту прописки, как обжаловать решение МСЭ и что делать, если человек с инвалидностью не согласен с составленной ему индивидуальной программой реабилитации (ИПР), что делать, если нужно внести изменения в ИПР или получить новую программу и др. Приложения к брошюре включают направление на МСЭ, форму индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, заявление о предоставлении набора социальных услуг, предоставлении дополнительных дней отдыха ит.п. Это позволит заинтересованным лицам заблаговременно подготовиться к предстоящей им процедуре обращения в бюро МСЭ для установления инвалидности, поможет проанализировать собственную ситуацию и обратиться в соответствующую организацию с имеющимися правовыми знаниями.

Брошюра доступна для скачивания на сайте РООИ "Перспектива".

***

Доклад "О соблюдении прав граждан с ментальной инвалидностью в Российской Федерации". Авторы-составители: Елена Шинкарева, Дмитрий Бартенев. - М., 2015

Доклад подготовлен по результатам анализа законодательных и практических мер, предпринятых российскими властями в течение двух лет после ратификации Конвенции о правах инвалидов. В основу доклада положены материалы наблюдения за осуществлением Конвенции общественными организациями инвалидов в семи российских регионах (Москва, Владимир, Воронеж, Нижний Новгород, Ставрополь, Самара, Архангельск).

Доклад ставит своей целью оказать содействие государственным органам в совершенствовании законодательства и практики его применения в отношении лиц с ментальной инвалидностью, поскольку существующие программы и меры поддержки инвалидов зачастую не включают данную группу, что приводит к усилению стигматизация людей с ментальным нарушениями. Основные рекомендации, сформулированные по результатам оценки ситуации людей с ментальной инвалидностью, находятся в заключительной части доклада.

Брошюра доступна для скачивания на сайте РООИ "Перспектива".

***

Права людей с инвалидностью в вопросах и ответах. Авторы-составители: Нгуен Хонг Линь, Марина Субботина. – М.: РООИ "Перспектива, 2015

Брошюра подготовлена в рамках проекта "Содействие реализации общегражданских прав людей с инвалидностью коалицией общественных организаций:

- Региональная общественная организация инвалидов "Перспектива;

- Владимирская областная общественная организация "Ассоциация Родителей Детей-Инвалидов АРДИ "Свет;

- Архангельское региональное общество Всероссийского общества глухих;

- Нижегородская региональная общественная организация поддержки детей и молодёжи "Верас;

- Воронежская региональная общественная организация "Искра надежды;

- Самарская городская общественная организация инвалидов-колясочников "Десница;

- Союз общественных объединений инвалидов Архангельской области;

- Ставропольская городская общественная организация инвалидов "Вольница;

- Нижегородская региональная общественная организация культурной, социально-трудовой реабилитации инвалидов-опорников и колясочников НРООИ "Инватур;

- Санкт-Петербургская благотворительная общественная организация "Перспективы.

Издание содержит информацию о правах граждан с инвалидностью в на­глядной форме вопросов и ответов. Подобраны наиболее часто встречающиеся вопросы по наиболее распространенным темам: здравоохранение, реализация прав на образование, право на труд, дееспособность лиц с инвалидностью и пр.

Брошюра доступна для скачивания на сайте РООИ "Перспектива".

Все издания РООИ "Перспектива" доступны в этом разделе.

***

Hормализация жизни и социальное сопровождение детей и взрослых с нарушениями в развитии. – СПбГБУ "Городской информационно-методический центр "Семья"", 2015

Шестой выпуск научно-методического сборника "Социальное обслуживание семей и детей" посвящен представлению и обобщению опыта практической деятельности специалистов, работающих с детьми и взрослыми с нарушениями в развитии в рамках концептуальных основ – концепции нормализации, социальной модели инвалидности, увеличения активности и участия в жизни общества и повышения качества жизни семьи человека с нарушениями в развитии.

Материалы сборника адресованы специалистам по социальной работе, социальным педагогам, психологам, методистам, руководителям учреждений социального обслуживания населения, а также всем, кто интересуется данной проблематикой. Представленные методические разработки могут использоваться специалистами в практической деятельности.

Книга доступна для скачивания на сайте Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Городской информационно-методический центр "Семья"".

***

Анна Вислоух "Громкая тишина. - "Издательские решения", 2015

Сегодня в России нет статистики, показывающей, скольким людям с расстройством аутистического спектра удается окончить вузы. И знает ли кто-то еще, кроме специалистов, о существовании таких людей? Это первая история успеха человека с РАС, с помощью своей семьи прошедшего путь от ребенка с диагнозом "задержка развития до студента американского университета. История, написанная его матерью. Основная мысль этой книги — дайте своему "неправильному ребенку шанс думать и действовать по-другому.

Статья об Артёме на портале Милосердие.ru: "Мать ребенка с аутизмом: "Я не могу обнять своего сына", 25.03.2016

***