Сопровождаемое проживание людей с ограниченным
возможностями в России
#

Проект софинансируется ЕС

#
Цветовая схема###
Размер шрифта А А А

22.12.2016 Мировая практика социализации людей с диагнозом "аутизм"

Эту болезнь не так-то легко распознать. Ребенок замкнут, не разговаривает, не любит играть. Сначала окружающие могут списывать эти признаки на особенность характера, но затем как приговор звучит грозное: «Аутизм!» Практика реабилитации людей с подобным диагнозом говорит, что аутизм — это не приговор, а, скорее, вызов: самому ребенку, его родителям, медикам, а затем и обществу, ведь дети-аутисты вырастают и нуждаются не только в опеке, но и в социализации.

Аутизм — это психическое заболевание, основными симптомами которого являются чрезмерная погруженность в себя, отгороженность от внешнего мира. По статистике, в среднем 1 случай аутизма приходится на 150 детей. Ребенок, страдающий аутизмом, отличается ранимостью и незащищенностью. Такие дети замкнуты, тревожны, но могут быть и агрессивны — даже по отношению к собственным родителям. Ребенок неспособен своевременно обучиться жизненно необходимым, в том числе и социальным навыкам.

Особенности общения с миром

Людям с аутизмом невероятно трудно даются совершенно обычные для остальных вещи: общение, работа с новой информацией, выражение эмоций. Они могут быть гиперчувствительны к определенным сенсорным раздражителям, например громким шумам, яркому освещению и т.д. При этом аутисты хорошо воспринимают однообразные процессы и фокусируются на деталях, что и дает определенный шанс на формирование трудовых навыков.

При наличии поддерживающей среды аутисты способны успешно учиться и работать, но эта среда должна быть очень упорядоченной и предсказуемой. Подготовка к трудоустройству и создание рабочих мест для людей с аутизмом требуют индивидуального подхода, что делает эту работу точечной и дорогой.

Как создать условия для работы сотрудника-аутиста:

  • визуализировать информацию, преподносить ее просто, последовательно, небольшими блоками и давать время на усвоение;
  • внимательно и терпеливо слушать;
  • использовать предсказуемую и неизменную технологию работы;
  • исключить из производственных помещений сенсорные факторы, вызывающие у сотрудников с аутизмом гиперчувствительность.

Опыт Великобритании

Великобритания — страна с высоким уровнем трудоустройства инвалидов (49% из них имеют работу), но для человека с диагнозом «аутизм» (а таковых в стране более 700000 человек) работу найти проблематично.

В 2009 году в Соединенном Королевстве был принят специальный закон, регламентирующий вопросы социализации и трудоустройства аутистов (The Autism Act 2009), а затем созданы специальные комитеты по решению вопросов, связанных с аутизмом, на государственном (National Autism Programme Board at Westminster) и городском уровнях (в каждом городе — своя комиссия), составлен каталог компаний, трудоустраивающих людей с этим диагнозом autismspeaks.org. Кроме того, были образованы негосударственные движения по социализации людей с аутизмом, такие как Autism Initiatives Social Enterprise, AutismPlus и другие. Большинство общественных организаций были созданы силами родителей детей-аутистов для социализации и поддержки своих детей. Совокупные усилия государства и общества начали давать результат — сегодня уже до 15% британских аутистов в той или иной форме трудоустроены.

Примеры британских социальных предприятий, в которых работают люди с аутизмом:

MeCycle. Предприятие занимается ремонтом и перепродажей подержанных велосипедов. Аутистов обучают ремонту велотехники, они получают официальную квалификацию механика, с которой могут устроиться в другую мастерскую. Вся прибыль предприятия реинвестируется.

A great little place — кафе в Саутпорте, совмещенное с магазином кофе и магазином ремесленных и авторских ювелирных товаров. Здесь аутистам предоставляется возможность получить трудовые навыки при работе в качестве волонтеров.

Beanstalk Gardens — зарабатывает обслуживанием садов и огородов местных жителей. Люди с ментальной инвалидностью могут пройти здесь обучение и получить работу: от добровольческой до полной занятости. Прибыль полностью реинвестируется.

Mayfield — социальное предприятие из Шэффилда. Оно производит и продает в собственном интернет-магазине ксилофоны и лиры и предоставляет возможности обучения и трудоустройства для людей с ментальной инвалидностью.

Ampleforth Plus производит шоколадные конфеты, изделия и даже скульптуры из шоколада и предоставляет возможности обучения и трудоустройства для людей с ментальной инвалидностью.

Опыт США и Канады

В США работает Научно-исследовательский и ресурсный центр по проблемам аутизма (Southwest Autism Research & Resource Center (SARRC)), основанный в 1997 году. Это некоммерческая организация, занимающаяся исследованиями аутизма, вопросами образования детей с этим диагнозом, ранней диагностикой, лечением и работой с местными сообществами.

SARRC не создает рабочих мест для аутистов, но проводит их обучение с целью трудоустройства на коммерческие предприятия-партнеры.

Канадский кооператив Common Ground Co-operative (CGC) совместно с местными сообществами создает социальные предприятия для трудоустройства людей с аутизмом, синдромом Дауна и другими отклонениями в развитии. Здесь аутистов обучают и готовят к трудовой деятельности.

Другие страны

Одной из сфер, успешно осваивающих трудоустройство людей с аутизмом, являются информационные технологии. Специальные подразделения, в которых работают аутисты (как правило, они занимаются тестированием программных продуктов), созданы в Microsoft, Oracle, SAP и CSC. На основе этого опыта были созданы специализированная английская IT-компания AutismWorks и немецкая Auticon.

В 1992 году швейцарским фондом Pour l’Education des Enfants Autistes в городе Морж на берегу Женевского озера была открыта международная школа для аутистов от 2 до 30 лет, в которой есть программы для получения начального, среднего и высшего образования на французском и английском языках.

Израильская организация Beit-Ekstein внедрила в Израиле инновационную модель трудоустройства взрослых с аутизмом. Персональный план трудоустройства разрабатывается специально для каждого лица со спектром аутизма в соответствии с его конкретными потребностями и навыками. Государство покрывает расходы по созданию специализированных рабочих мест. Используя эту систему, компания Beit-Ekstein только в одном из трех своих центров предоставила работу 100 аутистам, которые занимаются сортировкой и упаковкой товаров. Ассоциация аутистов «Алут» является оператором десяти центров занятости по всей стране, каждый из которых рассчитан на 20–30 человек. Они занимаются в основном садоводством, производством художественной керамики и витражей. Через компанию Andjoy аутист имеет шанс получить работу в сфере флористики, в кинологической фирме Geva Ziv их привлекают к уходу за собаками. Ариэльский университет разработал программу бесплатного обучения аутистов и проживания в общежитиях.

Японская компания Nihon Rikagaku Industry Co., Ltd. уже несколько десятилетий активно трудоустраивает людей с аутизмом. Фирма выпускает мел, школьные и офисные принадлежности. В 1960 году к ее руководителю обратился преподаватель вспомогательной школы с просьбой принять на работу двоих его выпускников, чтобы перед тем, как они попадут в дом для престарелых и инвалидов, подарить им радость полноценного труда. Этот опыт вышел за рамки эксперимента, а с 1987 года на работу стали принимать аутистов и людей с дефектами умственного развития. Оказалось, что работа по сортировке мела по цвету, его подбору как нельзя лучше подходит для аутистов и людей с отставанием в развитии. Результаты и эффективность их труда ничуть не хуже качества работы обычных сотрудников. Сейчас из 76 сотрудников фирмы 56 — люди с различными отклонениями умственного развития, в том числе и аутисты. Из них более 60% — с тяжелой формой отклонений.

Российская практика

В России есть целый ряд организаций, которые помогают людям с аутизмом пройти обучение и получить работу.

Центр «Антон тут рядом» — единственный в России центр социальной реабилитации, обучения и творчества для взрослых людей с аутизмом. Открыт в 2013 году с помощью фонда «Выход в Петербурге». В центре работают с детьми от 3 лет, есть своя театральная студия, инклюзивные детские сады, школьные классы, летние лагеря и экопоселение.

Информационный сайт «Аутизм в России» предоставляет родителям аккумулированную информацию о медицинских, реабилитационных и образовательных организациях, занимающихся с детьми-аутистами в России.

Проект «Наивно? Очень» был создан по инициативе известной актрисы Нелли Уваровой в 2010 году. В 2014 году были открыты собственные производственные творческие мастерские, где ребята c аутизмом и иными формами ментальной инвалидности придумывают образы для сувениров, керамики, футболок и других изделий. Товары с рисунками «Наивно? Очень» находят своего покупателя — идет формирование собственной розничной сети магазинов и оптовых каналов сбыта продукции.

Калининградская региональная детско-молодежная общественная организация инвалидов «Мария» была создана в 1998 году. Занимается предоставлением социальных услуг детям и взрослым с психическими, умственными нарушениями, синдромом Дауна, аутизмом, обеспечивает занятость в мастерских людям с ограниченными возможностями здоровья.

DistingTec — это социальный проект, целью которого является интеграция, обучение и трудоустройство высокофункциональных людей аутистического спектра. При этом модель, которая легла в основу проекта, успешно апробирована в ряде стран. Одной из задач проекта является адаптация этой модели к российским реалиям.

Отечественный опыт инклюзивного образования

ГБОУ «Школа №1465 им. Адмирала Кузнецова» реализует модель инклюзии детей с аутизмом в общеобразовательную среду в двух общеобразовательных школах и одном детском саду.

Начав в 2012 году с включения в общий образовательный процесс четырех детей с ментальной инвалидностью, в 2015 году команда школы приняла на обучение уже 22 ребенка с аутизмом и другими нарушениями нейроразвития. Впервые в России создан прецедент освоения общеобразовательной программы и адаптации в обычной школе полностью невербальных детей. Результат работы педагогов можно назвать уникальным. Для тиражирования успешного опыта школа запустила программу обучения педагогов, школьных администраторов, психологов и родителей «Включи меня».

Источник: портал «Новый бизнес: социальное предпринимательство»

#####