Сопровождаемое проживание людей с ограниченным
возможностями в России
#

Проект софинансируется ЕС

#
Цветовая схема###
Размер шрифта А А А

Тренировочные квартиры

Центральный округ

Северо-Западный округ

Приволжский округ

Уральский округ

Сибирский округ

Дальневосточный округ

 Учебные квартиры ВООО АРДИ «СВЕТ»

Владимирская областная общественная организация Ассоциация Родителей Детей-Инвалидов «Свет» была основана 1 сентября 1995 года.

Началось всё с объединения родителей, у которых дети были признаны «необучаемыми». Сейчас в ассоциации состоят родители, у которых дети имеют различные заболевания: сахарный диабет, заболевание крови, внутренних органов, ДЦП, синдром Дауна и др.

ВООО АРДИ «СВЕТ» оказывает помощь по 34 программам: социальной адаптации, трудовой, спортивной, творческой реабилитации детей и молодых людей с инвалидностью и их родителей. Оказывает бесплатную юридическую помощь инвалидам, методическую помощь общественным организациям инвалидов. ВООО АРДИ «Свет» является центром добровольческого труда студентов. Проводит «Уроки доброты» для школьников города, «Дни толерантности» для студентов, школьников, жителей области.

С 2005 года АРДИ «СВЕТ» ведет работу по обучению самостоятельному (поддерживаемому) проживанию молодых людей с серьезными умственными и психофизическими нарушениями в «учебных» квартирах:

- Ежедневное обучение навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения и другим формам жизнедеятельности в будние дни по программе «Школа жизни» для детей и молодых людей проходит с 8:30 до 13:00. Обучается ежедневно более 70 чел.;

- Кратковременное (двухдневное) обучение проживанию с сопровождением проходит в выходные дни с 9 утра субботы до 9 утра понедельника. Работает с 2005 года. Обучение прошло более 100 чел.;

- Одно - двух месячное обучение проживанию с сопровождением в квартире по 4 человека. Ребята самостоятельно (под руководством педагогов сопровождения) живут в отдельной квартире без родителей, учатся вести домашнее хозяйство (убираться в доме, готовить себе еду, стирать), делать покупки, правильно и экономно расходовать свою пенсию. Одним словом: обычная жизнь обычных людей. Квартира работает с 1 октября 2010 года.

Эти формы обучения способствуют развитию молодых людей, показывают хорошие результаты в плане продвижения ребят, в приобретении ими социальных и бытовых умений, навыков, готовят их к взрослой самостоятельной жизни и дают надежду их родителям на достойное будущее своих детей, в жизни которых не будет страшного слова "ПНИ".

"Мы уверены: некоторые наши воспитанники смогут жить самостоятельно с помощью социальных работников, другие - с помощью опекунов".

В феврале 2014 года свои двери для молодых людей с инвалидностью открыла квартира постоянного поддерживаемого проживания. Этим ребятам 20-30 лет. Все ребята прошли обучение в «Школе жизни», «учебных» квартирах, занимаются в различных кружках, хорошо знакомы друг с другом, помогают друг другу. Подробнее о проекте можно узнать в разделе "Как организовать квартиру".

Также АРДИ «Свет» строит Дом поддерживаемого проживания во Владимирской области (подробно о проекте можно прочитать в разделе "Как организовать сельское поселение").

В апреле 2015 г. АРДИ «СВЕТ» выпустила брошюру «Формы сопровождаемого проживания во Владимирской области. Юридические аспекты и опыт работы ВООО АРДИ «Свет» по внедрению и развитию сопровождаемого проживания».

Учебные квартиры ВООО АРДИ "Свет" служат также базой для обучения подопечных Православной службы помощи «Милосердие» из московского ПНИ №11. Программа под названием «Сопровождение» подразумевает 5 выездов в год, в рамках этих выездов проводится обучение самостоятельному поддерживаемому проживанию.

Каждая поездка длится 5 дней, в ней участвуют 6 подопечных и 2 сопровождающих сестры милосердия. Их учат простым на наш взгляд, но для них — сложным для них вещам. А еще они просто живут обычной жизнью, в которой нет казеных стен, а есть экскурсии в музеи и посещения общественные места. Учатся общаться, договариваться, удивляться, находить выходы из непростых ситуаций, решать, уставать и с удовольствием ждать нового дня. Итог годового обучения – справка о том, что ты «годен» для нормальной жизни.

Публикации:

«Когда я вижу улыбку Вани, понимаю – мы угадали, такая жизнь ему нравится», 04.2015

"Созидатели из Владимира", 04.2015

"И стал «Свет»" от 13.07.2016

"Семинар для НКО на тему «Сопровождаемое проживание.Подготовка молодых людей к самостоятельной сопровождаемой жизни»" от 21.01.2017

"Как организовать в коррекционной школе 8 вида и в психоневрологическом интернате "учебную квартиру" для обучения детей и молодых людей навыкам самообслуживания, самостоятельности?", 02.2017

"Молодые люди ПНИ № 11 г. Москвы в гостях у ребят АРДИ «Свет»", 07.2017

***

Программа сопровождаемого проживания «Тренировочная квартира» (ЦЛП, Москва)

Экспериментальный проект «Квартира» Центра лечебной педагогики начал свою работу в декабре 2010 года. Его цель — помочь молодым людям с нарушениями развития подготовиться к самостоятельной жизни или проживанию с сопровождением, чтобы они могли вести полноценную и достойную жизнь, когда по тем или иным причинам больше не смогут жить в родительской семье.

В «Квартире» молодые люди могут с поддержкой специалистов попробовать самостоятельно жить, планировать свое свободное время и реализовывать свои планы. За рубежом организация таких мест уже давно стала распространенной практикой. В Москве «Квартира» — пока единственное место, которое может стать переходным этапом от жизни в родительской семье к жизни вне ее.

«Квартира» — это небольшое оборудованное пространство, предоставленное Технологическим колледжем N21. Каждый день молодые люди учатся решать повседневные задачи: ходить в магазин, готовить еду, убирать квартиру, пользоваться транспортом, спрашивать дорогу, планировать свое время, строить отношения и т.д. Кроме того, ребята, если хотят, участвуют в «Ателье». Это разные виды деятельности: кулинария, танцы, театр, чтение вслух и др.

Специалисты «Квартиры» сотрудничают с организациями в России и за рубежом, проходят стажировки в схожих учреждениях в Европе, проводят образовательные семинары для специалистов, волонтеров и студентов профильных вузов. Желающие могут пройти стажировку в «Квартире».

Пока «Квартира» может принять лишь 6 молодых людей одновременно на небольшой срок. Сейчас идет поиск возможностей для расширения проекта. Небольшие студии подошли бы тем ребятам, кому поддержка нужна лишь время от времени, а коммунальное проживание (когда несколько комнат объединены общей гостиной и кухней) — тем, кому требуется постоянная помощь. Мы будем благодарны за помощь в расширении проекта.

Руководитель проекта: Юлия Ахтямова

Телефон: +7 (903) 575-75-02

Страница на сайте "Особых мастерских"

Эл. почта: tangaro@gmail.com

Страница в Facebook

Публикации:

"Экспериментальный проект «Тренировочная квартира» как разработка и апробация модели цивилизованного поддерживаемого проживания подростков и молодых людей с нарушениями развития" от 30.09.2011

"«Квартира»" - это тренировочный проект", 2012

***

Учебная тренировочная квартира общественной организации

"Маленькая страна - мы есть!", Тула

Тульская региональная общественная организация содействия инвалидам детства с расстройствами аутистического спектра и их семьям «Маленькая страна - мы есть!» была основана в 2006 году.

"Изучая опыт родителей в Москве, Владимире, Пскове, мы все больше укреплялись в мысли, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих, и общественная организация — это та сила, которую невозможно не воспринимать, которая сможет запустить нужные процессы и добиваться их решения. Занимаясь созданием организации, мы узнали, что и существующая во всем мире благоприятная ситуация по отношению к инвалидам сложилась во многом благодаря усилиям родительского сообщества".

Новый проект организации, «Дорога в жизнь», первый и пока единственный в Тульской области. Здесь дети, подростки и молодые люди с инвалидностью будут обучаться навыкам, необходимым им во взрослой жизни.

Работать в нем будет сплоченная команда привлеченных дипломированных специалистов — социальные педагоги, психологи и дефектологи. Для его реализации открыта «учебная квартира», где будут проходить обучение более тридцати детей и подростков с аутизмом и другими ограничениями жизнедеятельности.

Цель проекта:

Обеспечение качества жизни детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и жизнеобеспечения средствами абилитации и социализации через сопровождаемое (поддерживаемое) проживание.

Задачи программы:

  • Формирование практических умений и навыков самообслуживания.
  • Формирование и совершенствование коммуникативных навыков, навыков межличностных отношений.
  • Формирование представлений о здоровом образе жизни, обучение гигиеническим навыкам.
  • Социально-бытовая ориентировка.
  • Формирование навыков общинного (группового) проживания.
  • Формирование чувства коллективизма и стремления взаимопомощи.
  • Удовлетворение основных жизненных потребностей человека (трудовая деятельность, общение, досуг).

Описание программы:

Обучение элементарным навыкам, знаниям, умениям самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения и другим формам жизнедеятельности включают в себя:

  • навыки ориентации в среде обитания, передвижения на местности;
  • навыки самообслуживания (умение следить за собой, за одеждой, обувью, убрать помещение, мыть посуду, пользоваться бытовыми приборами и т. д.);
  • навыки самоконтроля и общения;
  • навыки по ведению домашнего хозяйства (умение приготовить пищу, закупить необходимые продукты и предметы домашнего обихода, планирование и распределение бюджета, уборка помещения и т. д.).

Особое внимание будет уделено подбору ребят, которые примут участие в «учебном» самостоятельном проживании. У каждого подростка или молодого человека (девушки) свои интересы, привычки, желания, характер, возможности, которые должны учитываться. Группа будет подбираться из ребят разных особенностей и возможностей. Правилом будет то, что в группе обязательно ребята разного уровня самостоятельности. Это даст возможность более самостоятельным ребятам взять шефство над слабыми и быть помощником педагога, наставником над своим другом.

На всех ступенях сопровождаемого проживания должен работать психолог. Психологическую поддержку должны получать как сами обучающиеся, в процессе обучения, так и их родители.

Для Тульского региона проект «Дорога в жизнь» уникален. Интерес, проявленный к нему общественными организациями инвалидов Тулы и Тульской области, дает возможность дальнейшего использования конкурсного проекта в качестве положительной практики. И, безусловно, он может стать отправной точкой для постоянно действующей программы обучения самостоятельному проживанию инвалидов при получении поддержки со стороны государственных органов, как это происходит в других регионах.

Ожидаемые результаты.

В результате реализации социально значимого проекта «Дорога в жизнь» более 30 семей с особыми детьми получат возможность:

  • Расширить адаптивные возможности ребенка с проблемами в развитии;
  • Сформировать и закрепить умения и навыки, способствующие появлению у подростка самостоятельности, ответственного поведения, снижению уровня внешней опеки;
  • Достичь определенного уровня самостоятельного проживания в микросоциуме с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка;
  • Оценить личные возможности и перспективы собственного ребенка в условиях специально выстроенной тренировочной модели будущего;

На сегодня у детей, нуждающихся в опеке, родители которых ушли из жизни, есть одна возможность существования – проживание в ПНИ. Можно и нужно менять эту ситуацию, создавая условия для жизни подростков и молодых людей в привычных условиях – городских квартирах, но не оставляя их в одиночку, а организовывая поддержку и сопровождение.

Учебная тренировочная квартира открылась 1 декабря 2016 года.

"Это событие стало для нас настоящим праздником! Мы шли к этому событию пять лет после того, как узнали о такой форме работы со взрослыми инвалидами как сопровождаемое проживание".

Помещение для учебной квартиры на первом этаже обычного жилого дома, но с отдельным входом, предоставила администрация Тулы, мебель и оборудование закуплены на средства областного гранта, а ремонт комнат проведен на спонсорские средства и своими силами, также помог поддерживающий организацию приход храма Мефодия и Кирилла в Михалково.

При разработке и реализации проекта был изучен и применен опыт работы ВООО АРДИ «Свет». А в январе 2017-го владимирские ребята, уже прошедшие обучение самостоятельности на своей «учебной квартире» и уже третий год живущие самостоятельно в сопровождении педагогов на квартире постоянного проживания ВООО АРДИ «Свет», приехали в гости к своим тульским друзьям. Совместные каникулы прошли весело и с пользой!

Адрес: 300028, Россия, Тульская область, г. Тула, улица Болдина, д. 112б

Тел.: +7 4872 212-370

Координатор работы Центра: +7 953-193-3688, Людмила Юрьевна Коломейцева

Эл. почта: 71autism@gmail.com

Сайт: http://autism71.ru/

Страница в Фейсбуке

Страница ВКонтакте

Публикации:

"В Туле прошло открытие учебной квартиры для детей с особенностями в развитии", сайт Администрации г. Тулы, 01.12.2016

"В Туле открыли тренировочную квартиру для детей с аутизмом", репортаж ГТРК "Тула" от 01.12.2016

"Поздравляем с открытием Тренировочной квартиры «Маленькую страну – Мы есть!» г. Тула", сайт ВООО АРДИ "Свет",01.12.2016

"Начало самостоятельной жизни", сайт Тульской епархии, 02.12.2016

***

Отделение учебного проживания (Центр лечебной педагогики, Псков)

Отделение учебного проживания (ОУП) создано Центром лечебной педагогики (г. Псков) в 2005 году на базе трехкомнатной квартиры в обычном жилом доме, адаптированной с учётом особых потребностей молодых людей с инвалидностью. В частности, в подъезде дома сооружен пандус, в квартире совмещен санузел, ванна заменена на душевую кабину, санузел оборудован поручнями.

В квартире имеются отдельные комнаты для двух юношей и двух девушек, общая гостиная, кухня, оснащенная необходимой бытовой техникой.


Цель создания: обучение людей с тяжелыми нарушениями развития самостоятельной жизни.

Содержание обучения

1. Бытовая деятельность:

  • самообслуживание,
  • планирование своих расходов,
  • оплата коммунальных и других услуг,
  • планирование и осуществление покупок,
  • приготовление пищи,
  • уборка квартиры,
  • уход за вещами,
  • формирование потребности и умения посещать общественно-культурные места, ходить на прогулку, выезжать за город и др.

2. Социально-коммуникативная деятельность:

  • развитие межличностных отношений,
  • ориентация в социальном пространстве.

3. Досуговая деятельность:

  • обучение выбору и организации свободного времени.

Режим работы:

Обучение студентов проводится курсами, длительность курса составляет от одного до пяти месяцев.

  • с понедельника по пятницу после окончания работы студенты на городском или специальном транспорте приезжают в учебную квартиру, где их встречают педагогические работники;
  • с момента приезда и до сна, а также утром до отправления на работу студенты участвуют в различных учебных мероприятиях, направленных на развитие у них самостоятельной бытовой, досуговой и прочей деятельности;
  • каждую вторую и четвертую субботу месяца студенты проводят в ОУП с целью обучения организации своего свободного времени в выходные дни. Все остальные дни и в случае болезни студенты проживают с родителями.

Условия приёма:

  • личное желание молодого человека,
  • согласие родителей (опекунов),
  • занятость молодого человека в дневное время,
  • финансовый вклад собственных средств (пенсии), который расходуется на оплату питания и коммунальных платежей,
  • заинтересованность родителей (опекунов) в сотрудничестве с педагогами.

Сотрудничество с родителями/опекунами:

  • обсуждение и утверждение индивидуальной программы обучения самостоятельной жизни,
  • выполнение программы как в условиях учебной квартиры, так и в семье,
  • регулярный обмен информацией о ходе обучения (по телефону, на собраниях в ОУП, при посещении семьи и т.д.),
  • оценка динамики развития самостоятельности студентов (родителями и специалистами),
  • консультативная поддержка родителей после окончания курса обучения в ОУП.

Штат и режим работы:

Обучение проводят три социальных педагога и руководитель ОУП. До 22 часов студентов сопровождают два педагога (посменно), на ночь остаётся один из них.

По окончании обучения выпускникам выдается свидетельство о пройденном курсе обучения.

Материалы:

Итогом 10 лет работы стало методическое пособие «Вместе к самостоятельной жизни. Опыт работы Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области», в котором раскрываются организационные, содержательные и методические аспекты обучения людей с тяжёлыми нарушениями развития самостоятельному проживанию в условиях обычного социального окружения. Содержание пособия включает описательную часть и приложения (примеры документов, наглядный дидактический материал и др.) для использования в процессе организации обучения и сопровождаемого проживания.

Книга была издана в 2014 году издательством ГБОУ ДПО «Псковский областной институт повышения квалификации работников образования» и напечатана в 2015 благодаря помощи СПб БОО «Перспективы».

Тираж был ограниченным и книга быстро разошлась. В связи с многочисленными обращениями специалистов и родителей пособие было опубликовано в электронном формате.

Книга доступна для скачивания на на сайте Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области.

Презентация «Организация сопровождения взрослой жизни людей с РАС и ментальной инвалидностью», подготовленная Андреем Царёвым, директором Центра лечебной педагогики.

Адрес: 180025, г. Псков, ул. Рокоссовского, д. 44, кв. 63

Тел.: +7 (8112) 55-63-41

Страница проекта на сайте ЦЛП

Руководитель ОУПНестерова Анастасия Генадьевна

Публикации:

"Учебная квартира. Организация обучения самостоятельному проживанию лиц с тяжелыми нарушениями развития", 2009

"Растапливание системы. Как в Псковской области уменьшают армию «проживающих» в психоневрологических интернатах" от 03.07.2014 

***

Тренировочная квартира (СПб БОО «Перспективы»)

Совместный проект СПб БОО «Перспективы» и Психоневрологического интерната №3.

10 февраля 2016 года состоялось открытие «Тренировочной квартиры» - проекта подготовки молодых людей с тяжелой инвалидностью из Психоневрологического интерната №3 к сопровождаемому или самостоятельному проживанию. Впервые в Санкт-Петербурге ребята из интерната, имеющие тяжелую инвалидность, будут пробовать жить самостоятельно - с поддержкой опытного педагога - в течение целых 4 месяцев. Это значит, что у ребят из ПНИ №3 появится долгожданная возможность попробовать себя в самостоятельной жизни, что почти невозможно в условиях интерната.

20160210_2.jpg

СПб БОО «Перспективы» со своей стороны приложат все усилия, чтобы помочь им адаптироваться и научить тому, что является для нас привычным с детства: походы в магазин, уход за собой, прием гостей, а главное – принятие решений. Какой бы выбор не сделали для себя ребята по итогам «тренировочного» этапа жизни в квартире, это выбор, которого раньше не было!

Все сотрудники тренировочной квартиры (4 сменных педагога, куратор квартиры и психолог) – это штатные сотрудники СПб БОО «Перспективы», то есть это не разовая поддержка, а постоянное (круглосуточное) сопровождение, методичная индивидуальная работа педагогов с каждым подопечным.

Финансовая ситуация для подопечных будет максимально приближена к условиям их возможной жизни вне интерната: в период проживания на тренировочной квартире ребята-подопечные будут получать от государства 100% пенсию по инвалидности, которую они не получают в интернате (целиком), но получали бы при самостоятельном проживании в своей квартире. «Перспективы» оплачивают аренду квартиры и обеспечивают её всем необходимым для жизни (бытовыми приборами, техникой, мебелью и пр.), а подопечные делят между собой оплату коммунальных услуг, самостоятельно покупают себе продукты и хозяйственные принадлежности. Для того, чтобы ребят подготовить к такой ответственности (ведь даже поход в продуктовый магазин для многих из них будет в новинку), сотрудники ПНИ №3 в течение 4 месяцев до заезда в интернат проводят теоретическую подготовку по программе «Добро пожаловать домой».

Публикации:

Фоторепортаж "Тренировочная квартира для инвалидов" от 10.02.2016

Телерепортаж "В Петродворце оборудовали тренировочную квартиру для инвалидов" от 10.02.2016

"Шаг в мир "городских людей"" от 10.02.2016

Телерепортаж "Четыре стены для свободы выбора" от 10.02.2016

Телерепортаж "Первая "Тренировочная квартира" для людей с инвалидностью" от 10.02.2016

"В Петергофе открылась тренировочная квартира для инвалидов" от 10.02.2016

"В пригороде Санкт-Петербурга открылась тренировочная квартира для инвалидов" от 11.02.2016

Телерепортаж "Окно в мир" от 14.02.2016

"Дом, где живет свобода" от 28.02.2016

"Теперь я могу спокойно ходить в городе, теперь я не похож на психа" от 31.03.2016

"Я не похож на психа" от 05.04.2016

"Тренировочная квартира - окно в мир!" от 19.04.2016

"Тренировка жизни: завершен первый этап проекта адаптации особенных людей" от 07.06.2016

"Тренировочная квартира для инвалидов закрывает первую смену" от 07.06.2016

Телерепортаж "Шанс на новую жизнь: в Петербурге завершилась первая смена "Тренировочной квартиры"" от 08.06.2016

Телерепортаж ""Тренировочная квартира" для инвалидов закрыла первую смену" от 08.06.2016

"Состоялся первый "выпуск" людей с тяжелой инвалидностью в "тренировочной квартире"" от 09.06.2016

Выпускной из "тренировочной квартиры" от 10.06.2016

"Юлин дом" от 22.09.2016

"День за днём в тренировочной квартире: конец второй смены" от 28.09.2016

"Второй выпускной в тренировочной квартире: "Оказалось, что все очень просто"" от 06.10.2016

"Я учусь самостоятельности, чтобы поменьше кого-то просить..." от 12.12.2016

"Тренировочной квартире "Перспектив" - год" от 06.02.2017

"Свой дом после 35 лет жизни в интернатах" от 05.04.2017

***

Тренировочные квартиры («Антон тут рядом», СПб)

Проект сопровождаемого проживания  Центра творчества, образования, обучения и социальной абилитации для взрослых людей с аутизмом «Антон тут рядом» (благотворительного фонда «Выход в Петербурге»), начал работу в ноябре 2014 года.

Обучение навыкам самостоятельной жизни проходит посменно, в одной смене участвуют 5 человек, продолжительность смены – 4-5 месяцев. 

Участники проекта живут в квартире в сопровождении тьюторов. День (с 10 до 16 часов) они проводят на занятиях в Центре. Утро и вечер проводят в квартире – с помощью тьюторов учатся готовить, убирать, мыть посуду, стирать, ходить в магазин, вести бюджет.

На выходные участники проекта возвращаются домой, где их посещают тьюторы, помогая перенести навыки, полученные в Тренировочной квартире, в другую среду. Родители также получают «домашнее задание», направленное на закрепление навыков у сына или дочери.

27.02.2016 состоялся выпуск второй смены Тренировочной квартиры. Репортаж можно увидеть на YouTube.

А осенью 2016 г. открылась вторая Тренировочная квартира:

"Программа сопровождаемого проживания очень востребована, очередь из желающих ее пройти длинная. Благодаря нашему постоянному жертвователю Дарье Башвиновой мы смогли открыть вторую квартиру, и программу сейчас одновременно проходят десять человек. Вторую квартиру мы не снимаем – нам предоставила ее семья Евгении, одной из студенток. Это позволило нам существенно сэкономить бюджет. Кроме того, к программе сопровождаемого проживания присоединяются волонтеры: в каждой квартире будет работать команда из двух опытных тьюторов и двух волонтеров, а куратор и психолог будут вести обе квартиры.

Участники первой смены – Евгения Я., Аня К., Женя А. и Антон Ф. Аня проходит смену уже во второй раз, чтобы закрепить навыки, полученные в первую смену.

Женя, как хозяйка квартиры, помогала тьюторам готовить ее к открытию: делала праздничные украшения, вырезала и приклеивала инфографику и помогала собирать мебель.

Новоселье отпраздновали чаепитием, по традиции – студенты, родители, тьюторы и волонтеры. Женя сразу после чаепития заявил маме, что он остается здесь ночевать. В первый день ребята после праздника разъезжаются по домам, чтобы переход в новое место был не слишком резким, поэтому первая ночевка Жени состоялась на день позже.

В квартире студенты будут учиться готовить, мыть посуду, убираться, делать покупки, планировать и вместе проводить свое свободное время. Цель программы – научить их жить самостоятельно, с минимальной поддержкой".

Работа проекта финансируется за счет благотворительных пожертвований.

Сайт Фонда: http://outfundspb.ru/wp/

Страница в Фейсбук

Страница Вконтакте

Канал на YouTube

Публикации на портале "Такие Дела":

"Тренировочная квартира" от 27.07.2015

"Тогда мы не понимали" от 09.02.2016

"Даже самые странные люди могут когда-нибудь пригодиться" от 21.04.2016

"Накануне выпускного" от 05.07.2016

"Научи меня жить" от 29.09.2016

"Женя и ее отвага" от 12.11.2016

"Мама, я могу сама" от 22.12.2016

"«Думать о будущем я боюсь»" от 25.07.2017

***

Тренировочная квартира Центра социальной и трудовой реабилитации

при ДДИ №1 г. Петергофа, СПб

 Центр социальной и трудовой реабилитации для выпускников, достигших возраста 18 лет, открылся 12 декабря 2007 года по инициативе директора ДДИ №1 Валерия Николаевича Асикритова.

Центр является специализированным структурным образовательным подразделением Интерната. Он предназначен для выпускников детского дома, успешно завершивших школьное обучение и имеющих потенциал для приобретения навыков предпрофессиональной подготовки и социализации.

Социально-педагогическое сопровождение осуществляется воспитателями, которые помогают молодым инвалидам овладевать навыками ведения домашнего хозяйства, распределения бюджета, правилами поведения в социуме, развивать и тренировать положительные личностные качества.

Для реализации максимальной интеграции в общество, главной целью которой является самостоятельное проживание, создана и функционирует модель поддерживаемого проживания - тренировочная квартира (социальный дом) для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.

Квартира-тренажер

Тренировочная квартира состоит из кухни, двух залов, двух ванных комнат и пяти комнат, общая площадь — 217,46 кв. м.

Молодые люди одного пола проживают в ней в течение года. Опыт работы по такой системе показывает, что воспитанник после проживания в тренировочной квартире более осознанно делает выбор между самостоятельным проживанием и учреждением.

Основанием для определения в тренировочную квартиру (социальный дом) являетсяь личное заявление воспитанника и решение психолого-педагогической медико-социальной комиссии. В квартиру определяются выпускники реабилитационного центра, успешно завершившие индивидуальную программу реабилитации, получившие профессию, стоящие на городской очереди для получения жилья.

Самостоятельное проживание при поддержке специалистов детского дома-интерната позволяет решать следующие задачи:

  • обеспечение временным жильём социально адаптированных воспитанников;
  • создание условий для активного образа жизни, самостоятельной трудовой деятельности;
  • оказание социальной поддержки и психологического сопровождения сотрудниками дома-интерната, помощь в решении психологических и социальных проблем;
  • содействие интеграции в общество молодых людей с проблемами в интеллектуальном развитии;
  • максимальное содействие педагогической и социальной реабилитации.

Проживающие в тренировочной квартире (социальном доме) обеспечиваются психологическим и социальным сопровождением со стороны социальной службы и службы психологической коррекции дома-интерната.

Специалисты проводят реабилитацию по следующим направлениям:

  • Обучение использованию электробытовых приборов для приготовления пищи;
  • Обучение операционной последовательности при приготовлении пищи;
  • Поддержка и консультативная помощь при самостоятельном со стороны воспитанников приготовлении пищи;
  • Обучение правильному хранению продуктов питания;
  • Осуществление контроля за самостоятельной подготовкой к рабочему дню (самостоятельный утренний подъём, туалет, завтрак и т.д.);
  • Осуществление контроля за качеством уборки помещений, ухода за мебелью, одеждой, обувью;
  • Обучение способности позаботиться о завтрашнем дне (организация быта, своего бюджета);
  • Контроль, поддержка при организации воспитанником своего досуга.

С 2006 года в тренировочной квартире прошли курс реабилитации 35 воспитанников. 20 человек получили жилье и проживают в городе самостоятельно, 12 стоят на очереди для получения жилых помещений.

Адрес ДДИ №1: Санкт-Петербург, Петергоф, ул. Воровского, д. 12

Тел.: +7 (812) 450-70-39

Сайт: http://ddi-1.ru/

Страница в Фейсбуке

Страница ВКонтакте

***

Отделение временного проживания «Островок»

Является подразделением Центра социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.

Создано для временного пребывания инвалидов в условиях стационара, оказания бытовых, санитарно-гигиенических услуг, организации питания и досуга. А также для снижения социальной напряжённости в семье путём освобождения родственников от постоянной опеки и получения ими возможности трудоустройства, лечения и отдыха.

Отделение является стационарным учреждением социальной защиты. Возраст клиентов – от 16 лет, однако, при критической ситуации, возможно снижение возраста до 14 лет. В отделении могут одновременно находиться 10 человек. Размещение в комнатах по 2-3 человека. Срок реабилитации – от 2-х недель до полугода.

Специалисты отделения задействуют ресурсы каждого инвалида, обеспечивая полноценное его развитие путём специального тренинга с сохранением у инвалидов тех способностей и навыков, которые у него имеются; определяют жизненные потребности инвалидов и оказывают им социальную помощь по адаптации в обществе. В отделении организованы: досуговая деятельность; рациональное питание; проведение мероприятий (в соответствии с индивидуальными планами) по адаптации инвалидов к условиям жизни.


С инвалидами проводят различные тренинги для развития навыков, необходимых в повседневной жизни:

  • умение удовлетворять личные гигиенические потребности;
  • умение следить за временем;
  • умение готовить простейшую пищу;
  • умение поддерживать в порядке одежду;
  • умение произвести элементарную уборку помещения, постирать, заправить кровать;
  • умение пользоваться деньгами;
  • умение пользоваться транспортом.

В период проживания в отделении клиенты выполняют многие манипуляции, которые не выполняли дома, в результате чего повышается их уровень самообслуживания и самостоятельности.

Учитывая индивидуальные возможности, способности клиенты участвуют в хозяйственно-бытовой деятельности отделения (гладят белье, моют и вытирают посуду) в этом им помогают, обучают специалисты, работающие в «Островке».

Совместно со специалистами клиенты производят покупки необходимых товаров в магазине, учатся выбирать необходимый товар, так как часто молодые инвалиды испытывают сложность в этом.

Проводится работа по развитию и закреплению навыков личной гигиены, уделяется внимание их обязательному выполнению (мытьё рук перед обедом, принятие душа, чистка зубов и т.д.).

Организация досуговой деятельности заключается в прогулках по городу, экскурсиях, посещении театров, музеев, проведении праздничных мероприятий и т.п.

Почтовый адрес ЦСРИ: 190020, Санкт-Петербург, ул. Курляндская, д. 32

Тел.: +7 (812) 575-15-01, факс: +7 (812) 575-17-28

Эл. почта: stbyst@yandex.ru

Сайт: http://stbyst.spb.ru/

Страница ВКонтакте

Отделение временного проживания «Островок»

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Декабристов, д. 57

Тел.: +7 (812) 713-74-21

Заведующая отделением: Надежда Леонтьевна Кротова

***

Проект «Дорога в самостоятельную жизнь» (НРООПДиМ "Верас", Нижний Новгород)

 Нижегородская региональная общественная организация поддержки детей и молодежи с ограниченными возможностями "Верас" создана в 2000 году и объединяет семьи, воспитывающие детей и молодых людей с нарушениями развития.

Цель организации - создание детям и молодым людям с ограниченными возможностями равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах жизни общества, реабилитация и интеграция их в общество.

НРООПДиМ «Верас» является членом Координационного Совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Комиссии Общественной Палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан, а также членом межрегиональной общественной организации «Ассоциация в поддержку людей с ментальной и психофизическими нарушениями «Равные возможности». Входит в число членов Благотворительного совета Нижегородской области и Координационного совета по реализации государственной семейной политики в Нижегородской области.

Проект НРООПДиМ «Верас»  «Дорога в самостоятельную жизнь» стал победителем конкурса по выделению грантов некоммерческим неправительственным организациям Общероссийского общественного фонда «Национальный благотворительный фонд».

Основная цель проекта: социальная адаптация молодых людей с нарушениями развития, включение их в социум путём создания условий для подготовки их к самостоятельной жизни и занятости.

За период реализации проекта планируется решить следующие основные задачи:

1. Создать необходимые условия для преодоления социальной изолированности и образования новых социальных связей молодых людей с нарушениями развития.

2. Активизировать потенциал молодых людей с инвалидностью, развивать навыки самообслуживания, подготовку их к самостоятельной жизни путем проведения практических занятий во время учебного сопровождаемого проживания (третья ступень).

4. Оказывать поддержку родителям (опекунам), молодым людям с нарушениями развития путем проведения индивидуальных консультаций, групп взаимной поддержки, тренингов по самоадвокатированию, информационно – практических семинаров по социальным ре- и абилитационным технологиям в доступном формате.

5. Создать рабочую группу для обеспечения услуги сопровождаемого проживания, разработки концепции и стандартов службы сопровождаемого проживания лиц с нарушениями развития в г. Нижнем Новгороде.

 6. Апробировать и распространить информацию об успешном опыте организации сопровождаемого проживания молодых людей с нарушениями развития, полученном в рамках деятельности по проекту, в системе социальных услуг региона; способствовать развитию толерантного отношения общества к людям с инвалидностью.

Осуществление проекта «Дорога в самостоятельную жизнь» будет происходить на основе социального партнерства государства и общественности. Партнерами НРООПДиМ «Верас» в проекте выступают: Министерство социальной политики Нижегородской области, Администрация города Нижнего Новгорода, ОБОИД «Радуга», бизнес-структуры и другие фонды.

17 апреля 2014 года состоялось торжественное открытие службы учебного (сопровождаемого) проживания для подростков и молодых людей с нарушениями развития общественной организации «Верас».

Пилотный проект НРООПДиМ «Верас» по организации учебного сопровождаемого проживания молодых людей с умственными и другими нарушениями развития – это уникальный проект для нашего региона. В России подобные проекты реализуются лишь в Пскове, Санкт-Петербурге и Владимире. Этот проект станет пилотной площадкой, как для Нижегородской области, так и для России в целом.

Для реализации данного проекта необходимо было помещение, адаптированное для проживания молодых людей с инвалидностью и проведения занятий по социально-бытовой адаптации и подготовке к самостоятельному проживанию. Администрация г. Нижнего Новгорода передала в бессрочную и безвозмездную аренду нежилое помещение (бывшее помещение лифтерной) для организации квартиры учебного проживания для подростков и молодых людей с инвалидностью.

Основная цель службы – социальная адаптация, допрофессиональная подготовка подростков и молодых людей с нарушениями развития, включение их в социум путём создания условий и реализации пилотного проекта «Право быть самостоятельным» для подготовки их к самостоятельной жизни, занятости и труду. Планируется, что в квартире в течение года пройдут курс обучения от 16 до 20 молодых людей со сложными и комбинированными формами инвалидности, которые не включены на данном этапе в социум и нуждаются в социальном и психолого-педагогическом сопровождении. Ребята будут учиться распределять обязанности, самостоятельно покупать продукты, убирать помещение, готовить пищу с использованием технологических карт, стирать белье и т.д.

Адрес: Нижний Новгород, ул. Гордеевская, д. 42а

Тел./факс: 217-00-86, 243-15-56

Эл. почта: verasnn@yandex.ru

Сайт: http://veras-nn.ru/

Страница в Фейсбуке

Страница ВКонтакте

Публикации:

"НРООПДиМ «Верас» приняла участие в конференции «Социальные услуги для семьи и ребенка: партнерство государства и социально ориентированных НКО»" от 07.12.2013

«В Нижнем Новгороде презентовали квартиру сопровождаемого проживания для молодых людей с нарушениями развития» от 03.04.2014

"«Верас» открывает тренировочную квартиру для молодых людей с нарушениями развития" от 16.04.2014

"НРООПДиМ «Верас» открыла тренировочную квартиру для молодых людей с нарушениями развития" от 18.04.2014

"В Нижнем Новгороде состоялась международная конференция «За достойную и полноценную жизнь для людей с нарушениями развития в обществе. Международный и российский опыт»" от 07.10.2014 (Резолюция участников конференции)

"Специалисты НРООПДиМ «Верас» приняли участие в международной конференции в г. Владимире" от 09.11.2014

"Специалисты организации «Верас» познакомились с историей развития сопровождаемого проживания в Германии" от 17.12.2014

"Общественная организации «Верас» провела конференцию «Реализация прав людей с инвалидностью: опыт НРООПДиМ «Верас» 15 лет спустя»" от 06.03.2015

"Представители «Верас» выступили на заседании Координационного Совета при Общественной палате РФ" от 25.12.2015

"Состоялся семинар «Возможности организации работы и самостоятельного проживания людей с нарушениями развития»" от 20.06.2016

"За круглым столом подвели итоги обмена опытом по организации сопровождаемого проживания" от 25.04.2016

"Эксперты обсудили вопросы формирования новой формы социальных услуг в России" от 16.12.2016

О проекте НРООПДиМ «Верас» "Учебно-производственные мастерские «Мы есть»" можно прочитать в разделе "Как организовать занятость и работу".

 

***

«Квартал Луи» («Благовест», Пенза)

Автономная некоммерческая организация содействия социальной адаптации личности «Квартал Луи» - проект основанной в 2008 г. Пензенской областной общественной организацией «Благовест», которая входит в состав попечительского совета Нижнеломовского дома-интерната для детей с физическими недостатками.

Это социальное учреждение, где воспитываются дети в возрасте 4-18 лет, с врожденными паталогиями опорнодвигательного аппарата, в основном все в инвалидных креслах. Они ограничены физически, но умственно сохранны.

 

Рассказывает директор «Квартала Луи» Мария Алексеевна Львова-Белова:

Нами были разработаны ряд проектов направленных на социальную адаптацию ребят, организовывались лагеря, проводились тренинги, мы старались максимально включать их в жизнь общества и осваивать те сферы, которые с первого взгляда для них были не приемлемы.

И в результате мы пришли к пониманию того, что всё это бессмысленно, если после выхода этих ребят из стен интената, нет никаких перспектив.

Жизненные сценарии выпускников Нижнеломовского дома-интерната Пензенской области для детей-инвалидов, не имеющих родителей, весьма ограничены. Только в редких случаях воспитанникам удаётся продолжить свой жизненный путь в виде самостоятельного и независимого проживания (хотя в последнее время надо отметить, все чаще этой категории выпускников дают квартиры). Чаще же – жизненная дорога ведет их в Сердобск, в дом для престарелых. Одно из немногих учреждений, которое могут закончить выпускники, это Михайловский колледж в Рязанской области по специальности бухгалтер. Условия для трудоустройства инвалидов в регионе минимальны, доступная среда практически не развита. Уровень социальной компетентности выпускников не достаточен для самостоятельного управления своими жизненными перспективами. Отсутствие родителей – является дополнительным негативным фактором в вопросе успешной интеграции.

Сегодня за рубежом реализуются различные модели поддержки инвалидов. Это и центры сопровождаемого проживания, и тренировочные квартиры, и специальные поселения, и творческие мастерские, и образовательные проекты, которые учат людей с инвалидностью отстаивать свои права и самостоятельно организовывать свою жизнь. В рамках подготовительного этапа мы посещали аналогичные центры в Австрии, в Германии, в Финляндии, в Дании и в России. Я лично посетила 3 Австрийских центра, многое из того что мы там увидели, будем реализовывать у себя. Это и организация пространства и мебели, профессиональная занятость. Налажены контакты и в дальнейшем планируется сотрудничество.

Квартал Луи – коммуна равных, объединяющая людей с инвалидностью, добровольцев, специалистов помогающих профессий и просто неравнодушных граждан с целью создания среды, которая позволяет строить жизнь как импровизацию.

Имя наше сообщество выбрало в память о великом и непревзойденном музыканте Луи Армстронге, чье творчество и судьба – воодушевляющие примеры преодоления и свободного самоопределения.

Вдохновляясь музыкой, мы понимаем огранич ения, которыми обладает каждый из нас, не как непреодолимую неизбежность, а как один из ресурсов жизнетворчества, как ноты, из которых можно созд авать бесконечное множество композиций.

Центр «Квартал Луи» призван реализовать следующие цели:

  • создать пространство для обучающего проживания выпускников интерната, позволяющее значительно повышать уровень их социальных и профессиональных умений;
  • позволить выпускникам получить опыт взрослого, постинтернатного, самостоятельного проживания в адаптированном пространстве, приближенном к независимому;
  • обеспечить качественную профориентацию, дополнительную профессиональную подготовку и сопровождаемый старт профессиональной деятельности в реальных условиях рынка;
  • разработать систему создания индивидуальных сценариев перспективной социальной интеграции для участников проекта;
  • стать интеллектуально-экспериментальной площадкой для разработки решений в области создания доступной среды, независимого проживания инвалидов, развития идей интегративного и инклюзивного образования.

«Квартал Луи» - место временного, «тренировочного» проживания инвалидов.

Ориентировочное время проживания для каждого из участников 5 лет.

Мы рассчитываем, что каждому студенту этого будет достаточно, для того чтобы построить траекторию своего дальнейшего становления в более самостоятельном русле, и все нацелены на данные сроки. Перспективы могут быть разные. Наиболее успешным стоит считать получение собственного жилья и переезд в него. Возможен вариант с поиском приемной семьи. Большой радостью будет обретение супруга и создание своей новой семьи.

Каждый раз – это очень индивидуальная история. Но каждый их студентов точно обретет бесценный опыт, много новых друзей, знаний и полезных компетенций.

Образовательная программа строится по простой формуле «Обучение + Проживание + Труд».

Обучение – кажд ый из участников обязательно продолжает свое обучение, постепенно продви гаясь вперед по своей индивидуальной образовательной траектории. Для кого-т о это вечерняя школа со сдачей ЕГЭ, а далее институт или колледж, для друг ого – специализированные курсы, для всех – комплекс адаптационных трени нгов. Главный принцип – непрерывность обучения и интегрированно сть с жизнью.

Проживание – сту денты учатся организовывать личное жизненное пространство. Не секрет, что в интернатных и казенных учреждениях ситуация не содействует развитию таких способностей. Здесь же у каждого есть возможность научиться проектир овать свой быт и микромир самостоятельно, а также с помощью друг друга. Также под проживанием мы понимаем полную, насыщенную жизнь, в которой к аждый день проживается как уникальный.

Труд – члены коммуны труд считают неотделимой частью жизни. Для лю дей с инвалидностью сегодня мы предлагаем занятость в собственной типограф ии, в работе креативной мастерской и благотворительных проектах. Со времен ем мы планируем значительно расширить возможности трудоустройства.

Живем, тренируясь.

Всё время пребывания в центре – большой тренинг. Ошибки, трудности, проблемы становятся предметом индивидуальной и групповой рефлексии, оценки, коррекции в сотрудничестве с профессиональными психологами и тьюторами. В пространстве и программе центра запрограмированна лишь часть реальности, остальная часть жизни строится произвольно.

Культура, творчество, интеграция.

Центр не может и не должен стать социальной резервацией, гетто, социальной изоляцией. Он призван стать пространством культуры, пространством преображения отношения общества к проблемам инвалидов, местом совместного творчества и общения. Через творчество, через приобщение к культуре (музыке, живописи, фотографии и др.) – возможна интеграция, стирание границ между «разными». Центр призван выполнить важнейшую коммуникационную функцию между обществом «здоровых» и «инвалидов», и прежде всего с помощью культуры.

К сожалению, в силу множества причин перевести сразу наших студентов на самостоятельное проживание редко возможно. Наши студенты – выпускники интерната. А значит, научились жить в ситуации «всего готового», при которой умения и навыки самостоятельности развиваются крайне медленно и их репертуар очень узок. Поэтому требуется промежуточная, «буферная» среда между интернатным миром и миром открытым, среда, которая помогла бы им обрести необходимую готовность для самостоятельной жизни, с минимальной помощью со стороны. Для этого и создан Квартал Луи, задача которого - стать такой средой.

Да, мы сегодня налаживаем сотрудничество с учеными из ряда крупнейших и профильных отечественных ВУЗов: МППГУ, МПГУ и ВШЭ. Мы надеемся, что жизнь коммуны станет объектом научного осмысления и внесет свой вклад в исследование вопросов адаптации инвалидов в современном обществе.

...

1 ноября 2015 г. Коммуне исполнился год. За это время студентам удалось достичь немалых результатов. Они работают в собственной типографии «Лаборатория Печати», продолжают свое профессиональное обучение и с каждым днем повышают уровень подготовленности к самостоятельной жизни. Летом ребята смогли на заработанные деньги побывать в Сочи и осуществить свою давнюю мечту – увидеть море. Есть достижения и на общественном уровне: благодаря инициативе Квартала Луи в Пензе появился сервис такси для людей с инвалидностью, а общественные и государственные учреждения все больше и больше уделяют внимание проблемам инвалидов.

В эт от же день состоялось официальное открытие арт-холла «Квартал Луи». Это многофункциональное инклюзивное пространство для проведения культу рных, просветительских и образовательных событий, направленн ых на распространение в обществе атмосферы принятия и уважения. Работают здесь молодые люди с инвалидностью, а гостями могут стать все желающие , без каких-либо ограничений.

Пространство создано в здании б ывшей духовной семинарии при поддержке Пензенской епархии и Митроп олита Пензенского и Нижнеломовского Серафима, Министерства труда и социа льной защиты Пензенской области, а также при участии ча стных благотворителей.

Юридический адрес: 44 0052, г. Пенза, Березовский пер., д . 19, кв. 1

Адрес офиса: 440052, г. Пенза, пр-д Водопьянова, д. 44

Тел.: +7 (8412) 78-12-24, 21-82-84

ПРООССА «Благовест»

Эл. почта: blagovest-penza@mail.ru

Сайт: http://blagovest-penza.ru/

Страница ВКонтакте

АНО «Квартал Луи»

Сайт: http://www.kvartal-lui.ru/

Страница в Фейсбуке

Страница ВКонтакте

Арт-холл «Квартал Луи» ВКонтакте

 Публикации:

"«Они больше года будут жить на эмоциях»" от 07.11.2014

"Сюжет о работе уникального центра для инвалидов «Квартал Луи» будет показан в эфире Первого канала" от 14.11.2014

"Подопечные центра молодых инвалидов «Квартал Луи» осваивают новые профессии" от 20.02.2015

"«Квартал Луи» в Пензе расширяет границы" от 24.03.2015

"Студенты пензенского «Квартала Луи» побывали в Паралимпийской деревне в Сочи" от 11.08.2015

"В Пензе откроется арт-холл для инвалидов" от 20.10.2015

"М. Львова-Белова — о кафе «Квартала Луи»: "Полный разрыв шаблона!" от 26.01.2016

"Инвалидность с улыбкой, или Как прыгать выше головы" от 30.01.2017

"Мария Львова-Белова: Счастливый билет" от 04.02.2016

"Квартальный отчет" от 01.03.2016

"Всегда нужно кому-то помогать, потому что это в твоих силах - Мария Львова-Белова" от 10.03.2016

"«Квартал Луи»: как живет пензенская коммуна для инвалидов" от 12.08.2016

Телерепортаж "«Квартал Луи» в Пензе отмечает двухлетие" от 02.11.2016

*** 

Тренировочная квартира реабилитационного центра «Добрый волшебник», Сургут

В 2017 году в Реабилитационном центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Добрый волшебник» откроется тренировочная квартира.

Агентство социальной информации: "В оборудовании квартиры-тренажера активно участвуют городские некоммерческие организации.

Председатель попечительского совета центра «Добрый волшебник», член совета Сургутской ассоциации родителей детей-инвалидов Елена Сагитова надеется, что с помощью тренировочной квартиры можно будет эффективнее учить детей с ментальными нарушениями жить обычной жизнью, выработать у них простейшие навыки общения и поведения в быту. Например, открыть дверь своим ключом, встретить гостей, подготовиться ко дню рождения друзей или поздравить их с праздниками.

Еще один проект, который нынешней весной намерены реализовать в центре – теплица, где особые дети под присмотром педагогов смогут выращивать зеленые культуры. Аналогичная теплица уже год действует в городе Лянтор Сургутского района Югры".

Адрес центра: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область), город Сургут, ул. Бажова, д. 42

Эл. почта: volshebnik@dtsznhmao.ru

Сайт: http://добрыйволшебник.рф

Страница ВКонтакте

***

Тренировочная квартира на базе Красноярского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга»

Учебно-тренировочная квартира для подростков с инвалидностью была открыта в сентябре 2011 года.

Идею создания в городе Красноярске такой квартиры сотрудники центра вынашивали давно, но для ее успешной реализации не было подходящего помещения и финансовых средств. В 2009 году центр получил в оперативное управление небольшую площадку на окраине города, которая представляла собой типовую квартиру площадью 71 квадратный метр. В 2010 году стала реализовываться долгосрочная городская целевая программа «Успешная семья - успешный город» и при поддержке администрации Красноярска стало возможным оборудовать учебно-тренировочную квартиру для подростков с инвалидностью.

Со статьей специалистов Красноярского реабилитационного центра «Радуга», посвященной открытию и обустройству тренировочной квартиры поддерживаемого проживания, а также первым результатам проведения на ее базе проекта по развитию социально-бытовых навыков у молодых людей с особыми потребностями, можно ознакомиться на сайте Даунсайд Ап.

Авторы рассказывают о распорядке дня, мониторинге и оценке сформированности навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, социального взаимодействия. Они приводят цифры, свидетельствующие о существенном улучшении соответствующих показателей. Материал проиллюстрирован анализом участия в проекте конкретных подростков.

Статья "Я хочу, я могу, я умею" написана в 2012 году.

Сайт центра: http://grcr.ru/

Эл. почта: centerraduga@mail.ru; mu003@list.ru

Страница в Фейсбук

Страница ВКонтакте

***

Тренировочная квартира «Смогу жить сам» (АНО «Реальная помощь», Хабаровск)

Инициативная группа родителей возникла в 2001 году, а спустя три года была зарегистрирована АНО Хабаровская инвалидная организация «Реальная помощь».

Наталья Евтеева, директор организации, прошла стажировку в США по теме «Обеспечение равных прав и возможностей инвалидов» в начале 2007 года.

Весной 2007 года организацией был получен первый грант. Общественная палата Российской Федерации поддержала проект «Солнце для нас!» и выделила 173 000 рублей на реализацию 9-месячного проекта, который был призван изменить отношение общества к семьям, имеющим детей-инвалидов с отклонениями в психическом развитии.

В 2007 году еще один грант Общественной палаты РФ на реализацию проекта «Первые лучи», который является продолжением работы, начатой в ходе реализации предыдущего гранта. В результате в Хабаровске начали действовать 3 мастерские по изобразительному искусству для детей-инвалидов с отклонениями в психическом развитии – в детском саду и в двух школах.

В 2008 году победа в конкурсе Министерства социальной защиты населения Хабаровского края дала финансирование на реализацию социального проекта «Ласковое море», направленного на организацию летнего отдыха на море и обучения плаванию детей–инвалидов с осложненными формами отклонений в психическом развитии.

В 2012 г. проект «Теплый дом для детей-инвалидов с тяжелыми и множественными нарушениями развития» стал одним из победителей Всероссийского конкурса «Социальный предприниматель-2012» и был отмечен премией Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» – беспроцентным займом 500 тыс. рублей сроком на 5 лет.

Летом 2014 г. Хабаровске по инициативе комиссии по социальным вопросам краевой Общественной палаты прошел круглый стол, посвященный судьбе людей, страдающих тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). В мероприятии приняли участие представители исполнительной и законодательной власти, Общественной палаты, краевых министерств социальной защиты, здравоохранения, образования, лидеры некоммерческих организаций.

С совме стным докладом «Инвалиды с тяжелыми множественными нарушениями развития. Выбор маршрута. Диагностика. Ранняя помощь. Образование. Жизнь в обществе» выступили директор АНО «Хабаровская инвалидная организация «Реальная помощь» Наталья Евтеева, педагог-пси холог структурного подразделения центра помощи детям-инвалидам СКШ И № 5 Светлана Ивашкина и заместитель начал ьника управления - начальник отдела общего образования министе рства образования и науки края Юлия Зотова.

З адача круглого стола - объединить усилия профессионального сообще ства, общественных организаций и государственных структур для обеспе чения полноценной жизни людей с ТМНР и их семьям в Хабаро вском крае.

В крае создана система помощи детям с ТМНР до их совершеннолетия: центр ранней абилитации, коррекционные группы при детских садах, специальные классы. С 2012 года работает центр помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития (от 3 до 18 лет) при специальной школе-интернате № 5. Там с детьми занимаются по специальным коррекционным программам по обучению альтернативным методам коммуникации. Но, что очень важно, в поле зрения специалистов центра находятся и родители, которым тоже нужна помощь.

За два с половиной года в центре приняли 283 ребенка, в школе было два выпуска (34 человека), а по Хабаровскому краю таких людей намного больше - около тысячи. Куда же потом идти этим выпускникам?

- К сожалению, для них закрыты все дороги,  - говорит директор центра и АНО «Хабаровская инвал идная организация «Реальная помощь» Наталья Евтеева.  - У них факти чески нет будущего, единственное, что может пока предложить государс тво - это психоневрологические интернаты. К сожалению, это сложив шаяся годами стратегия государства, которое не заинтересовано в том, чтобы детально заниматься такими детьми. Находясь под эгидой Министерства социальной защиты, дети с ТМНР попадают под «общую гребенку», становятся фактически заложн иками сложившейся системы. В итоге у наших детей нет выб ора - либо отправляться в психоневрологический интернат, либо сидеть дома под присмотром родителей. Но ведь и они не вечны, поэтому общ еству необходимо создать условия для полноценной жизни таких людей, чтобы о ни не остались в одиночестве, чтобы сохранить дл я них семью.

В России уже есть примеры решения проблемы. Благодаря гранту «Жизнь посл е 18» и поддержке краевого правительства Наталья Евтеева и ее соратники побывали в Пскове, где познакомились с едва ли не единственной в России моделью сопровождения инвалидов с ТМ НР от рождения до смерти.

Людям предоставляют услуги диагностики, ранней помощи, образования. Они живут в социальных квартирах, работают в производственных мастер ских. Таким образом, инвалиды могут не только ощутить себя нужными обществ у, но и заработать на жизнь, найти себе друзей, быть среди людей с похожими проблемами.

- Мы предлагаем открыть в Хабар овске межведомственный реабилитационный центр с производственными мастерскими, который станет экономически эффективным вари антом психоневрологическому интернату,  - говорит Наталья Евтеев а.  - Центр можно открыть на основе государственного задания либо на основании государственно-частного партнерства. У нас есть большой потенциал: за 10 лет в Хабаровске сложилось сообщество специалистов, которые имеют желание работать и профессионально расти в этом направлении. Не останутся в стороне и родители.

Идею поддержал митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий. «Путь к независимости» - так называется п роект Натальи Евтеевой, который стал победителем международного грантового конкурса «Православная инициатива-2013» . Это особый путь становления семьи через специальное обучение, возмож ность проживать реальность через особые формы взаимодействия в соц иуме, умение создавать для себя и своего ребенка новые возмож ности полноценной жизни в обществе. В рамках проекта предусмо трено проведение семинаров, тренингов, консультаций для роди телей и специалистов.

По итогам круглого стола министерству социальной защиты Хабаровского края рекомендовано создать центр поддерживаемой социально полезной дн евной занятости (интеграционные ремесленные мастерские) для взрослых с ТМНР как альтернативы интернатному содержанию.

И вот в 2015 году открылась тренировочная квартира. Она расположилась на улице Союзной, в обычной трехкомнатной "хрущевке", а первыми жителями стали пятеро ребят в возрасте от 17 до 20 лет.

Курс обучения рассчитан на 8 месяцев, за это время им нужно освоить основные бытовые навыки и установить позитивные отношения с окружающими. Для решения этой задачи предусмотрены дежурства по подъезду, субботники во дворе дома и другие встречи ребят с соседями.

Новости из жизни проекта публикуются на странице в Фейсбуке.

Адрес АНО «Реальная помощь»: 680001, г. Хабаровск, ул. Наречная, 70 

Директор: Наталья Владимировна Евтеева

Тел.: +7 (92410) 3-18-15

Эл. почта: evteeva21@mail.ru 

Страница в Фейсбуке

Презентация Н.В. Евтеевой «Государственно-частное партнерство, межсекторное взаимодействие, консолидация усилий в решении проблем инвалидов с ТМНР старше 18 лет» на сайте Общественной палаты Хабаровского края.

Публикации:

«Дети – не «овощи»! В Хабаровске появится центр помощи «тяжелым» детям» на сайте Общественной палаты РФ

«Подарить жизнь после 18» от 14.08.14 на сайте «Лента новостей Хабаровска»

Видео «Наталья Евтеева в проекте "Благотворители"», 2016 г.

«Жизнь без барьеров. Квартира с видом на будущее» от 29.01.16 на сайте «Хабаровские вести»

#####