Сопровождаемое проживание людей с ограниченным
возможностями в России
#

Проект софинансируется ЕС

#
Цветовая схема###
Размер шрифта А А А

Трудовые навыки

Центральный округ

Северо-Западный округ

Южный округ

Приволжский округ

Северо-Кавказский округ

Обучение молодых людей со сложной структурой дефекта (АРДИ «Свет», Владимирская область)

С 1 сентября 2005 года по решению департамента образования Владимирской области, по инициативе Владимирской областной общественной организации "Ассоциация Родителей Детей-Инвалидов «Свет»" и при поддержке МУ «Молодежный центр» управления по делам молодежи администрации г. Владимира, во владимирском профессиональном лицее № 25 (сейчас это лицей № 39) начала работать группа по обучению ребят со сложной структурой дефекта профессии «швея».

По окончании годового курса выпускнику присваивается 1-й либо 2-й разряд. Совершенствовать полученные профессиональные навыки выпускники могут в учебном швейном цехе, либо самостоятельно работать, в том числе и на дому.


С 1 сентября 2009 года в областных лицеях ребята со сложной структурой дефекта начали приобретать такие профессии, как:

  • «Швея» (лицей №39 г. Владимира);
  • «Оператор ЭВМ» (лицей №33 г. Владимира);
  • «Оператор ЭВМ» (лицей г. Радужный);
  • «Столяр», «Плотник», «Цветовод» и «Цветочница» (лицей г. Кольчугино).

16 сентября 2010 года ВООО АРДИ «Свет» открыла «учебный швейный цех», в котором начали работать 6 молодых людей со сложной структурой дефекта с 25 до 30 лет. Четыре молодых человека не обучались ни в каких школах, были признаны «необучаемыми» и более 10 лет занимались по программе «Школа жизни». Две девушки с 17 лет, уже после обучения в коррекционной школе VIII вида, тоже стали заниматься по этой программе.

Несколько лет назад эти ребята начали осваивать профессию швея в профессиональном лицее №39 г. Владимира (только профессию, без общеобразовательных предметов). После года обучения в лицее, они получили свидетельство о присвоении им квалификации швея 1 или 2 разряда и продолжали закреплять навыки по профессии в «учебном швейном цехе»: научились шить полотенца, салфетки, фартуки, постельное белье, фуражки, шляпы, декоративные подушки и многое другое. Получали заказы на пошив полотенец к празднику Пасхи от Владимиро-Суздальской епархии, шили новогодние подарки-сапожки, полотенца для ЗАО «Ополье», изделия учебного швейного цеха приобретались жителями города на ярмарках в Торгово-Промышленной Палате Владимирской области.

И вот наступил день, когда несколько молодых людей смогли перейти из учебного швейного цеха в цех рабочий. Здесь учитываются индивидуальные особенности каждого: гибкий график работы, отсутствие нормы выработки, разная степень сложности выполняемых работ.

В 2012 г. АРДИ «Свет» в партнерстве с МБУ «Молодежный центр» открыли еще одну программу по обучению - вязание крючком.

Ребята представляют свои изделия и сувениры на организуемых Центром занятости населения г. Владимира ярмарках вакансий для людей с инвалидностью, куда приглашаются предприятия, предоставляющие рабочие места для людей с инвалидностью, где АРДИ «Свет» регулярно проводит юридические консультации по вопросам трудоустройства инвалидов и родителей детей-инвалидов, распространяет свои буклеты «Каждый инвалид имеет право на труд», «Индивидуальная программа реабилитации», «В помощь семье воспитывающей ребенка-инвалида» и др.

В апреле 2015 г. в учебной швейной мастерской прошло открытое занятие «Обучение и закрепление навыков швейного дела, вязания крючком молодых людей с инвалидностью, со сложной структурой дефекта».


После открытого урока состоялся семинар и обсуждение «Профобразование, занятость, трудоустройство молодых людей с инвалидностью, в том числе недееспособных».

На семинаре и открытом уроке присутствовали специалисты, работающие с детьми и молодыми людьми коррекционных школ VIII вида, психоневрологических интернатов, педагоги дополнительного образования Владимирской области.

Любовь Ивановна Кац, председатель ВООО АРДИ «Свет», рассказала участникам семинара об опыте организации профессиональной подготовки молодых людей с инвалидностью, не имеющих основного общего образования, о трудовой занятости и трудоустройстве людей с инвалидностью, в том числе недееспособных. Всем участникам были выданы буклеты ВООО АРДИ «Свет»: «Индивидуальная программа реабилитации инвалида», «Каждый инвалид имеет право на труд», «От «Школы жизни» к самостоятельному проживанию» и др.

Участники семинара поделились своим опытом работы по трудовому обучению детей и молодых людей с ограниченными умственными и физическими возможностями и отметили, что сегодня познакомились с уникальным опытом, о котором расскажут специалистам и родителям в своих учреждениях.

О проектах АРДИ «Свет» по поддерживаемому проживанию на сайте «Особый дом»:

 http://osdom.org.ru/kak_organizovat/kvartiru/centralnyj_okrug/

http://osdom.org.ru/kak_organizovat/selskoe_poselenie/cen/

***

Профориентация молодых людей с синдромом Дауна

(БФ «Даунсайд Ап», Москва)

За два десятилетия фонд «Даунсайд Ап» создал и отработал систему сопровождения ребенка с синдромом Дауна от рождения до 7 лет. Логическим продолжением станет система информационной, социальной и психологической поддержки детей, подростков и молодых людей с синдромом Дауна школьного возраста и старше, которая позволит помогать детям и подросткам в их адаптации в обществе и коллективе сверстников, взрослении и обретении той степени самостоятельности, которая дала бы им возможность более полно развить свои личные, социальные и профессиональные компетенции.

В связи с этим в 2016 году было принято решение начать разработку программы, получившей название «7+». Планируется, что более 1 300 семей получат консультационную и информационную поддержку, а 50 - 60 семьям, кроме того, будет оказана интенсивная комплексная социально-психологическая помощь. Помимо этого, около 200 специалистов из образовательных учреждений пройдут обучение и получат методические материалы по вопросам специфики работы с детьми с ограниченными возможностями.

Пилотный проект состоит из четырех компонентов. Это консультационно-информационная поддержка семей, работа со школьниками от 7 до 18 лет, профориентация для подростков 16 - 18 лет и театральная мастерская, которую посещают дети и подростки разного возраста.

Пожалуй, самый инновационный из этих компонентов – профессиональная ориентация. В октябре 2016 года фонд запустил программу профориентации для подростков с синдромом Дауна. 

Как рассказал «Известиям» директор отдела стратегий Александр Боровых, идея создать программу профориентации для подростков с синдромом Дауна появилась в конце 2015 года. Было проведено иследование, найден дополнительный персонал и в октябре 2016 года должны началься регулярные групповые занятия.

Предусмотрена и работа с родителями, поскольку долгое время родители были рядом с «особенными» детьми, и сегодня не все из них готовы отпускать чадо во взрослую жизнь.

Пока речь идет не о трудоустройстве, а об опыте трудовой деятельности, занятости, ведь до этапа выхода на работу нужно сделать еще много шагов. Поэтому одна из целей групповой работы — развитие у подростков социальных навыков: поездки в метро, дресс-код, правила поведения в офисе и многое другое. После решения этих задач можно говорить о реальной занятости, которая может быть как в форме сопровождаемого трудоустройства (с куратором), так и самостоятельного.

"Для людей с синдромом Дауна запускают программу профориентации",  «Газета Известия» от 15.09.2016

Ранее благотворительный фонд «Даунсайд Ап» совместно с компанией «Pedigree» провели первое в России исследование профессиональной ориентации молодых людей с синдромом Дауна, в ходе которого их учили ухаживать за собаками.

Исследование началось в мае прошлого года, а с декабря по февраль текущего года проходила профессиональная ориентация людей с синдромом Дауна с реальными задачами и обязанностями: уход за собаками, их кормление, выгул и базовая тренировка животных. Пять участников дважды в неделю приезжали в подмосковный кинологический центр и гостиницу для собак «Хорс» — именно там, вдалеке от своих хозяев, животные сильнее ощущают потребность в особом внимании и заботе. Молодые люди учились работать, быть самостоятельными и ответственными, ухаживая за собаками.


"Семнадцать лет назад важнейшим приоритетом фонда было сохранение детей с синдромом Дауна в семье, их правильное воспитание и образование. Слишком многие от них отказывались, не зная или не понимая, что же делать с таким ребенком. Сегодня необходимо двигаться дальше и работать над их профессиональной самореализацией в обществе", — отметила Ирина Меньшенина, директор по развитию Благотворительного фонда «Даунсайд Ап».

По ее словам, люди с синдромом Дауна могут и хотят работать. Кроме того, этим опытом легко делиться с другими благотворительными или коммерческими организациями, которые захотят его повторить у себя в городе, области или даже другой стране.

Как отметили сотрудники гостиницы для собак, ребята с синдромом Дауна несомненно могут участвовать в рабочем процессе и приносить пользу. 

Статья «"Даунсайд Ап" провел исследование профориентации "солнечных" людей» от 21.03.16 на сайте РИА Новости

Статья «Впервые в России люди с Даун-синдромом прошли программу профессиональной ориентации» от 23.03.2016 на портале «Такие Дела»

Документальный фильм Таисии Решетниковой «Солнце для лучшего друга\ pUp syndrome» на Youtube

***

Центр социальной адаптации и профессиональной подготовки для молодых людей с тяжелыми ментальными нарушениями (структурное подразделение Московского технологического колледжа № 21)

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок прочно встал на ноги, научился жить в том месте и в то время, где и когда появился на свет. Ребенок с синдромом Дауна не исключение. Вот разве что волнений за его судьбу всегда бывает больше, чем в семьях с обычными детьми. Специализированная группа раннего развития, детский сад, школа – инклюзивная или коррекционная… А что дальше? Сможет ли человек с особенностями развития, повзрослев, получить профессию и устроиться на работу?

«В нынешнем году происходит заметный сдвиг в плане интереса государственных структур к трудовой занятости людей с ментальной инвалидностью, – отмечает Ольга Волкова, руководитель Центра социальной адаптации и профессиональной подготовки для молодых людей с тяжелыми ментальными нарушениями – структурного подразделения Московского технологического колледжа № 21. – Эта тема дважды обсуждалась в Общественной палате и на заседании Комиссии по делам инвалидов при президенте РФ. Сейчас очень серьезно рассматривается вопрос о том, чтобы ввести в программу «Доступная среда» услугу сопровождения ментальных инвалидов. Всё чаще озвучивается мнение о том, что надо вводить в законодательство такое понятие, как социальная занятость для людей с ментальными нарушениями. Потому что, на самом деле, предусмотренное законом квотирование рабочих мест на открытом рынке труда не обеспечивает необходимых результатов. Нужны рабочие места, созданные специально для сопровождаемой трудовой занятости таких людей. Сейчас это возможно лишь на уровне отдельных, «точечных» проектов, а нашим ребятам особый подход нужен постоянно и во всем, включая трудоустройство».

Впрочем, пока на государственном уровне обсуждают новые подходы к этой проблеме, в 21-м колледже ее пытаются решить доступными на сегодня способами и параллельно по поручению Департамента образования занимаются разработкой концепции профессионального обучения молодых людей с метальными нарушениями. В Центре социальной адаптации и профессиональной подготовки ребята учатся и работают в творческих мастерских. По замыслу педагогов, это одновременно и цель, и метод обучения. «Мы считаем, что через творчество мы не только обучаем ребят определенным профессиональным навыкам, но и помогаем их личностному  развитию», – говорит Ольга Волкова.

Сначала были созданы полиграфическая, керамическая, столярная и швейно-ткацкая мастерские. А три года назад в Центре появилась мастерская цветоводства, где готовят рабочих зеленого хозяйства. Сначала туда набирали по одной группе учащихся, а в нынешнем сентябре к занятиям приступили уже две группы первокурсников. Еще бы: профессия оказалась самой востребованной. В прошлом учебном году состоялся первый выпуск, и четырех из восьми выпускников удалось устроить на постоянные рабочие места в ГУП «Мосзеленхоз» и в Ботанический сад МГУ «Аптекарский огород». Остальные тоже не оказались не у дел, нашли сезонную работу по специальности. Впрочем, не только на работе, но и дома, и на даче умение ухаживать за растениями всегда пригодится.

Мастерская занимает два помещения. То ли классы, то ли зимний сад – сразу и не поймешь. Кругом – все оттенки зеленого, переплетение ветвей и листьев всех форм и размеров. От одной этой обстановки должно повышаться настроение, укрепляться нервная система. С ранней весны здесь высаживают на рассаду семена овощей и цветов, в другое время года ребята ухаживают за различными декоративными комнатными растениями, учатся составлять из них композиции, обустраивают собственные подшефные полочки с цветами, ведут дневники наблюдений.

Рассказывает воспитатель Татьяна Широкова: «Как правило, в группах у нас по семь-восемь человек, некоторые ребята могут приходить на занятия с сопровождением. В течение первых недель становится очевидным, какие силы и ресурсы от нас требуются для их успешной адаптации и обучения, которое по ныне существующей программе рассчитано на три года. С каждой группой работает мастер и воспитатель. Кроме этого, на каждую мастерскую есть психолог, с которым мы постоянно взаимодействуем». По словам Татьяны, когда ребята поступают учиться, каждый из них держится, как правило, обособленно, однако уже к концу первого года обучения из существующих по отдельности молодых людей складывается настоящий коллектив. «Они начинают лучше видеть и понимать друг друга и самих себя, – отмечает воспитатель. – Ну и, конечно, в это же время они знакомятся с миром растений. Приглядываясь к тому, что у наших воспитанников получается лучше, к чему у них больше склонностей, мы корректируем свою работу, варьируем ее, предоставляем множество альтернатив, из которых они делают свой выбор. Через личное отношение к тому, чем они занимаются, у ребят развивается важное эмоциональное свойство –  сопереживание».

Какие практические навыки приобретают воспитанники мастерской цветоводства за время обучения? Задавая этот вопрос мастеру производственного обучения Валентине Митроновой, я рассчитывала услышать короткий ответ. А оказалось, что полный список этих навыков занимает две страницы! Например, ребята учатся подготавливать тару для посева и пикировки цветочных культур, составлять почво-смеси для посева, пикировки и пересадки растений, подготавливать посадочный материал и семена, пикировать и пересаживать сеянцы, пропалывать растения, планировать на улице участок под посадки, перекапывать почву, поливать и заниматься санитарной обработкой газонов и многое другое.

Как же удается научить всему этому людей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями? «Мы постоянно убеждаемся: то, что голова может забыть, руки все равно имеют шанс запомнить», – говорит Валентина Петровна. – Поэтому нет лучшего способа обучения, чем показать все на своем примере в реальных условиях». Вот поэтому мастер с воспитателем, переодевшись в рабочую одежду, вместе с ребятами выходят во двор колледжа обустраивать клумбы или выезжают в теплицы предприятий, с которыми колледж заключил договор о производственной практике. И знаете, что удивительно? Когда педагоги показывали мне фотографии таких практических занятий и демонстрировали комнатную растительность, за которой учатся ухаживать их воспитанники, они ни в коем случае не сравнивали достижения этих ребят с умениями других. Зато постоянно с огромным воодушевлением подчеркивали индивидуальный прогресс. Радовались, вспоминая, как тому или иному молодому человеку удалось измениться к лучшему, наладить общение, приобрести новые навыки. И вряд ли это была «показательная» радость в присутствии журналиста. В мастерской цветоводства действительно работают хорошие люди. А как же иначе? Ведь известно, что у плохих и бессердечных комнатные растения чахнут, цветы на клумбах не расцветают, а таланты, скрытые в особых детях, не пробуждаются.

Автор: Нина Иванова, БФ «Даунсайд Ап», статья «Здесь расцветают цветы и таланты», журнал "Сделай шаг", № 2 (52) 

Репортаж «Как дети с особенностями развития готовятся к взрослой жизни. Все о профессиональном образовании для особых детей» от 25.02.16 на телеканале «Дождь»

***

Ремесленные мастерские Калининградской региональной детско-молодежной общественной организации инвалидов «Мария»

В феврале 2014 года администрация Калининграда передала общественной организации инвалидов «Мария»в безвозмездное пользование помещение для организации ремесленной мастерской. На грантовые средства волонтеры привели здание в порядок: заменили электропроводку, покрасили стены и поклеили обои, были закуплены необходимые для работы инструменты, верстаки и материалы для занятий.

«Взрослые люди в возрасте от 20 до 40 лет до появления ремесленной мастерской просто сидели дома, а сейчас у них появилось чувство нужности и значимости. Многие расценивают занятия в ремесленной мастерской как свою работу, потому что все произведенные изделия мы реализуем на благотворительных ярмарках и получаем денежные пожертвования , — рассказывает председатель Калининградской региональной детско-молодежной общественной организации инвалидов «Мария» Зоя Кочеткова. — На наших занятиях, кроме практических навыков, инвалиды получают возможность общаться друг с другом. И у нас уже есть примеры, когда люди, которые не разговаривали в течение 25 лет, после наших занятий пытаются коммуницировать и произносить свои первые слова. У некоторых воспитанников восстановились двигательные движения рук и прекратилось слюноотделение. Мы понимаем, что даже если сделать небольшой перерыв в обучении, произойдет сильнейший регресс и потеря приобретенных навыков. Поэтому наши мастерские открыты в течение всего года и работают без каникул. Мы договорились с профессиональными училищами, в ближайшее время на базе нашей ремесленной мастерской будем обучать воспитанников таким профессиям, как повар и швея, и выдавать дипломы».

Вначале были открыты ремесленные мастерские, где ребята с помощью волонтеров и студентов начали осваивать технику декупажа и брошюровки, пользоваться плоттером, делать открытки. Заработал класс танцевально-двигательной терапии и психогимнастики.

 

Затем начались регулярные занятия в мастерской народных промыслов, резных и декоративных свеч, керамической, гончарной, столярной и швейной.

«Все наши мастерские связаны друг с другом. Занятия в столярной мастерской, например, очень полезны для развития мелкой моторики. Наши воспитанники сначала шкурят деревянные элементы, потом их декорируют в мастерской народных промыслов. С помощью технологии декупажа получается изготовить очень красивые сувениры. В дальнейшем мы будем делать деревянные подставки под чайники и кастрюли, которые планируем реализовывать на благотворительных ярмарках».


Под руководством преподавателя молодые люди учатся самостоятельно готовить еду. В центре оборудована современная кухня, закуплены необходимое оборудование, холодильник и посуда для проведения кулинарных мастер-классов, которые проходят дважды в неделю.

«Поскольку многие наши воспитанники не умеют читать и разговаривать, мы распечатали рецепты блюд в картинках и используем их в качестве пособия на занятиях по домоводству. Наш преподаватель показывает, как готовить самые простые блюда, такие как винегрет и творожное печенье, и какие для этого необходимы продукты. Мы показываем, как правильно хранить продукты в холодильнике и сервировать стол».


В центре также проводится набор в группы дневного пребывания детей от трех до восьми лет с синдромом Дауна, аутизмом и с другими ментальными нарушениями. Для семей, имеющих детей с ментальными нарушениями, проводятся отдельные консультации специалистов, в том числе с выездом на дом.

Адрес: Калининград, ул. Клавы Назаровой, д. 61

Тел.: 686-834, +7 (962) 268-63-11

Председатель: Кочеткова Зоя Григорьевна

Эл. почта: kochetkovaz@mail.ru

Страница в Фейсбуке

Страница ВКонтакте

Публикации:

Мария», которой сопутствует  «Удача»" от 21.12.2012

О планах «Марии» в области сопровождаемого проживания - на сайте «Особый дом» в разделе «Как организовать сельское поселение».

***

Обучение выпускников Бельско-Устьенского интерната для умственно отсталых детей

Обучение гончарному мастерству

В 2012 году «Росток» выиграл грант Национального благотворительного фонда в размере 700 тысяч рублей. Эти средства пошли на оборудование гончарной мастерской. Работать в ней будут инвалиды с умственными нарушениями. Эта модель производственно-интеграционных мастерских для инвалидов уже успешно работает в Пскове, еще одна готовится к открытию в Великих Луках, и теперь подобная организация появится в Порховском районе.

Мастерская расположилась в деревне Федково, что неподалеку от Порхова. Несколько лет назад «Росток» приобрел в этой деревне дом, куда поселились ребята из Бельского Устья. Здесь в условиях обычной деревенской жизни под присмотром педагогов и психологов они по сей день учатся простым вещам: выращивать овощи, колоть дрова, топить баню, готовить еду. Речь зачастую идет не о полной реабилитации инвалида, а о возможности жить не в интернате, а в обществе, пусть и в сопровождении специалистов. Подобные «социальные квартиры», в которых действует модель сопровождаемого проживания, есть у «Ростка» и в Порхове, и в самом Бельском Устье.

Нерешенным оставался только вопрос с работой. Занятость для инвалидов, а уж тем более с умственной отсталостью - это тема особая, имеющая большой социальный смысл. Людям с инвалидностью важно почувствовать себя полезными и значимыми в обществе, доказать, что они могут быть полноценными его членами. При этом не секрет, что мало кто стремится принять на работу инвалида.

Теперь же благодаря проекту гончарных мастерских подопечные «Ростка» смогут трудиться. О том, что эта деятельность действительно важна для региона, говорит тот факт, что Госкомитет по труду и занятости Псковской области заключил с «Ростком» договор на выделение субсидии в размере 193,5 тыс. рублей на организацию трёх рабочих мест для инвалидов.

По факту же работать в мастерских сможет около 10 молодых инвалидов. На первом этапе это будут те, с кем работают педагоги «Ростка», затем попробовать себя в гончарном деле смогут не только выпускники Бельского Устья, но и другие инвалиды, проживающие в районе.

"Гончарные смыслы" от 31.07.2013

"Нашли призвание. В Пскове выпускники интерната уходят в мастера гончарного дела" от 25.08.2013

Обучение поварскому делу

У многих воспитанников Бельско-Устьенского интерната нет даже справки о среднем образовании. А без этого документа ребят отказываются ставить на учет в центре занятости. В Порховском сельскохозяйственном техникуме был недобор в группу поваров. Сейчас уже ни директор техникума Александр Петров, ни координатор «Ростка» Лариса Сергеева не могут вспомнить, кому первому в голову пришла эта идея. Главное, что все получилось. В феврале следующего года в техникуме будет первый выпуск особенных поваров.


– Для нас очень важно, чтобы ребята побывали еще в одном социуме, – говорит Лариса Сергеева. – В техникуме наши студенты общаются с обычными детьми, у которых есть семьи, даже дружат с ними. Это для них незаменимый опыт. Мы поначалу боялись, что наши ребята услышат какие-то насмешки в свой адрес со стороны обычных студентов, но, к счастью, этого не произошло.

– Мы на особенных ребят не можем нарадоваться, – говорит Александр Петров. – У них такое желание и учиться, и работать, и участвовать в художественной самодеятельности. Они самые активные! С ними вообще никаких проблем. Конечно, иногда у кого-то что-то не получается, но на это можно закрыть глаза, если у ребят есть стремление трудиться.

– Да они просто выезжают за счет наших ребят, – смеется Лариса Сергеева. – Последний концерт ко Дню учителя был подготовлен силами исключительно особенных студентов.

Секретный винегрет

Ребята учатся полтора года. В прошлом году было десять особенных первокурсников-поваров, в этом четыре. Через два с небольшим месяца у старшего курса выпускные экзамены – теория и практика. А пока практические занятия идут полным ходом. Тема сегодняшнего урока – холодные закуски с сельдью. На столе филе селедки с овощами, селедочный фарш, красиво выложенный в форме рыбки, винегрет необычно светлого цвета.

– Берем овощи, режем кубиками, свеклу нужно отдельно положить на тарелку и промаслить, тогда овощи краситься не будут, – выдает секретный рецепт Женя Романюк.

Женя признается, что больше всего любит готовить соусы – самые сложные смеси, по которым судят о квалификации повара.

– Я люблю работать с деревом, сначала думал, что моя профессия будет как-то с этим связана, – рассказывает Женя. – Когда мне предложили поучиться на повара, я сначала засомневался. Первое время боялся сделать что-то не так, но потом привык, и мне стало нравиться.

Пушкин и брутто

Ребята наперебой перечисляют блюда, которые научились готовить: рагу, супы, зразы, жаркое и мясо в горшочках.

Мастер производственного обучения Валентина Здрель с гордостью демонстрирует фотографии, где запечатлены кулинарные успехи ее подопечных:

– Вот мы щуку фаршировали целиком. Вы такую ели когда-нибудь?


Валентина Викторовна своими необычными учениками гордится.

– Бывает, звоню вечером, спрашиваю: «Что делаете?» – А они говорят: «Кулинарию» читаем».

 

Конечно, учебную программу пришлось немного адаптировать под нужды особенных учеников, но у них есть все предметы, которые изучают обычные студенты: и психология, и русский язык, и литература. Так что к задачкам про брутто-нетто добавились и стихи Пушкина.

– Может быть, ребята не всегда могут правильно сосчитать, но руками они все делают очень хорошо. Учатся они с удовольствием. Скажешь, приходитек восьми, а они уже в семь собрались как один. Мне за них не стыдно.

Промежуточные экзамены все ребята сдали на отлично.

Ученики и мастер уже переживают, что скоро придется расставаться. А пока Валентина Здрель хочет дать своим ученикам как можно больше. То принесет из дома турку и кофе в зернах, то устроит урок этикета. Важно не только вкусно приготовить, но и красиво подать – ребята это твердо усвоили. Сейчас каждый ученик Валентины Викторовны знает, в какой руке держать нож, в какой вилку, зачем нужны подтарельники и почему ни в коем случае нельзя подавать еду в щербатой посуде.

Знак вопроса

Валентина Здрель признается, что поначалу сомневалась, стоит ли работать с особыми учениками.

– Страшно было. Я очень переживала, – говорит она. – Никогда раньше с особенными ребятами не сталкивалась. Но мне оказалось с ними удивительно легко. Они очень добрые, чувствительные и работоспособные.


Правда, готовы ли будут взять работодатели на работу особенных поваров, пока большой знак вопроса. В Порхове не так много заведений общепита, да и в центре занятости не могут похвастаться большим количеством вакансий. Но в «Ростке» и в сельскохозяйственном техникуме все-таки очень надеются, что особенные ребята не зря получали профессию.

«Борщ и рагу на пятерку» от 15.12.2014

***

Допрофессиональная подготовка обучающихся школьного отделения Центра лечебной педагогики и дифференциального обучения Псковской области

На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что выпускники школьного отделения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Центра лечебной педагогики вступают во взрослую жизнь с большим арсеналом профессиональных навыков и умений. В течение последних трёх лет на уроках профильного труда обучающиеся школьного отделения на Бастионной изучают принципы работы современного полиграфического оборудования и овладевают специальными профессиональными навыками, применяемыми в современной полиграфии и картонажном деле.

В 2015-2016 учебном году в рамках профильного труда обучающиеся получили возможность работать с профессиональным режущим, измерительным и зажимным инструментом, приобрести уверенные навыки раскроя листового материала. Для этих целей кабинет профильного труда был дополнительно оснащён специализированным оборудованием, адаптированным для работы подростками с ограниченными возможностями здоровья (раскройный стол, верстаки для переплетно-картонажных работ, измерительный и простейший слесарный инструмент).


Первые успехи не заставили себя долго ждать. Уже через несколько месяцев, в рамках проектной работы, обучающиеся изготовили партию архивных коробов из гофрокартона, которые ничем не уступают фабричным изделиям. К началу календарного 2016 года обучающиеся основной школы подготовили подарки учителям, родителям и друзьям – большие красочные календари, дизайн которых был разработан ученицей 8 «б» класса. Такие же календари в подарочном исполнении получили бывшие выпускницы школы, принимавшие участие в региональном Фестивале инвалидов-колясочников.

Маленькие и большие блокноты, удобные перекидные и карманные календарики, архивные коробки – всё это не полный перечень изделий, которые могут своими руками изготовить ребята в возрасте от 12 до 17 лет.


Предметом особой гордости является проект в исполнении двух учащихся 8 «а» класса, завершение которого произошло 19 марта 2016 года. Событие, которого ждали и на презентацию которого собрались практически все участники образовательного процесса. А проект, о котором идет речь, ни много ни мало — проект реконструкции перекрытий реально существующего здания в городе Пскове, печально известного несчастным случаем, связанным с обрушением несущих перекрытий в 2013 году.


Вся работа производилась с применением приёмов современного автоматизированного проектирования в среде Google SU. Обучающиеся презентовали трёхмерную модель элемента здания и провели конструктивно-технологический анализ отдельных конструкционных элементов, используя при этом аналоговый и цифровой штангенциркуль и электронные прецизионные весы. Причём большая часть чертёжных работ была выполнена с применением джойстика. Такие вот непростые уроки для детей с особыми образовательными потребностями.


Мы уверены, что полученные нашими обучающимися навыки будут востребованы ими при обучении в профессиональных технических и инженерно-технических образовательных учреждениях, а затем, возможно, и в высших учебных заведениях.

Георгий Бочерашвили, учитель технологии и черчения

***

Профориентация молодых людей с синдромом Дауна (проект «Солнце для лучшего друга. Краснодар»)

Три краснодарские организации - фонд «Анастасия», благотворительная организация «Синяя птица» и приют для пострадавших животных «Краснодог» - реализовали в своем регионе проект «Солнце для лучшего друга. Краснодар». На это их вдохновил схожий проект Благотворительного фонда «Даунсайд Ап».

У краснодарского проекта своя специфика: различаются степень социальной адаптации московских и краснодарских подростков, принявших участие в программах. Кроме того, занятия проходили в приюте «Краснодог», что усложняло задачу, требуя повышенного внимания к мерам безопасности при подготовке животных и условиям проведения встреч.

В течение трех месяцев – с октября по декабрь 2016 г. – три подростка с синдромом Дауна в возрасте 16-17 лет дважды в неделю посещали двухчасовые занятия, на которых их обучали работе с животными: кормить, выгуливать животных, убирать вольеры, проводить гигиенические процедуры и пр. Благодаря проекту подростки приобрели навыки заботы о другом существе, взаимодействия в команде, стали самостоятельнее в быту, а родители и родственники получили новые знания и психологическую поддержку.

По словам организаторов проекта, благодаря этим занятиям ребята овладели основами дрессировки, приобрели навыки заботы о другом существе, взаимодействия в команде, стали лучше обходиться в быту, а родители и родственники получили необходимые знания и психологическую поддержку для дальнейшей социализации детей.

Проект также стал действенным примером того, как объединение ресурсов нескольких организаций («Краснодог» предоставил базу для проведения занятий, «Синяя птица» - профессиональных психологов, «Анастасия» - организационное и финансовое сопровождение) может способствовать более эффективному решению задач.

О ходе программы волонтеры сняли видеоролик.

***

Инклюзивная гончарная мастерская «ПензаХобби»

25 ноября 2016 года АНО "Творческое объединение «ПензаХобби»" открыла инклюзивную гончарную мастерскую.

Гончарная мастерская «ПензаХобби» будет работать над возрождением традиции работы с глиной в Пензенской области. Сюда может прийти любой желающий и вылепить собственную глиняную игрушку, вазу или горшок. Но главное в проекте – его инклюзивный характер, помощь в развитии и трудоустройстве людей с ограниченными возможностями.

Мастерская сотрудничает с благотворительными организациями и реабилитационными центрами региона. Занятия по глинотерапии с детьми с ограниченными возможностями (ДЦП и аутизм), не просто познавательны и интересны. Глина в них становится естественным тренажером, помогающим улучшить моторику рук, обеспечивая оздоровительный эффект.

Главный гончар мастерской, Олеся Тарашкевич, живет в России с 10 лет, родилась она в Кыргызстане. Сменить место жительства пришлось из-за того, что в России было возможно лечение ее недуга — несовершенного остеогенеза, который еще называют болезнью «хрустального человека». В общей сложности Олеся перенесла более 30 переломов. Кроме того, из-за ОРВИ она лишилась слуха. По ее словам, справляться с недугом ей помогает поддержка близких. Олеся не только не отчаялась и не утратила оптимизма, но и смогла адаптироваться и нашла свое призвание — делать потрясающие сувениры и учить этому других.

«Я вообще стараюсь не фокусироваться на негативе, разное было, конечно. Были неудачный свидания, когда молодые люди не рассчитывали свои «силы» на принятие моих проблем со здоровьем (смеется). Но позитивных моментов все же было больше, когда люди не ожидают от меня активности, позитива. У многих после этого меняется даже отношение к людям с ограниченными возможностями. Когда я работала тренером с подростками в проекте «Квартал Луи», ко мне ребята подходили и говорили, что мы — пример, что, смотря на нас, они меняют свое мировоззрение.

Тут можно говорить и о многих людях, которые оказались рядом со мной в какие-то правильные моменты, о каких-то правильных словах, которые они сказали, действиях. Близкие люди, друзья, а потом Людмила Тимакова и Мария Львова-Белова оказали большую поддержку. Я смогла выбраться, и сейчас каждый может увидеть мои результаты», — говорит Олеся.

«ПензаХобби» продолжает сотрудничество с «Кварталом Луи».

Помочь проекту можно через краудфандинговую платформу "Планета".

Страница ВКонтакте

Публикации:

"На Planeta.ru объявлен сбор средств на гончарную мастерскую для особенных людей" от 01.04.2016

"В Пензе возрождается гончарное мастерство" от 30.07.2016

«Хрустальная девушка» нашла свое призвание и любовь вопреки глухоте" от 21.11.2016

"Пензенская «Канитель» объединила более 200 участников", телерепортаж ГТРК "Пенза" от 31.10.2016

"«Хрустальная девушка» нашла свое призвание и любовь вопреки глухоте" от 21.11.2016

"В Пензе открывается первая инклюзивная гончарная мастерская" от 23.11.2016

"Хрустальное тело, но стальной характер" от 23.11.2016

"В Пензе открывается первая инклюзивная гончарная мастерская" от 24.11.2016

"В Пензе открыли инклюзивную гончарную мастерскую" от 26.11.2016

В Пензе открыли инклюзивную гончарную мастерскую

Источник: http://volgavesti.ru/news/kultura/218257_v-penze-otkrili-inklyuzivnuyu-goncharnuyu-mastersk.html

***

Дом Дневного Пребывания (Дагестан)

Дагестанская региональная общественная организация помощи инвалидам «Жизнь без слез» создана по инициативе родителей детей-инвалидов в августе 2006 года.

С 1 сентября 2009 г. для детей, которых раньше никуда не принимали, начал работу Дом дневного пребывания, организованный по совместному проекту с благотворительной общественной организацией UPAM (Швейцария). С 8.00 до 16.00 с детьми занимаются специалисты – педагоги, психологи, логопеды, которые подготовлены в Пскове по проекту Роберта Боша.


В этом же году был открыт филиал Межрегиональной общественной организации "Ассоциация в поддержку детей и взрослых с отклонениями и нарушениями в психическом и физическом развитии «Достоинство»" в г. Махачкале на базе ДРООПИ «Жизнь без слез», директором является Гамзаева А.А. Тем самым организация вошла в общероссийское движение за права инвалидов.

На конференции ассоциации в феврале 2013 г. принято решение о переименовании ее в МОО «Равные возможности», филиалы закрыть и открыть отделения «Равные возможности» в регионах. В Дагестане такое отделение уже открыто и оно продолжает работу, начатую филиалом.

Цель Организации:

  • объединение усилий научно-просветительской общественности для повышения образовательного и культурного уровня детей и молодых людей с инвалидностью;
  • оказание специальных (коррекционных) образовательных услуг для детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья;
  • содействие социальной интеграции и адаптации детей и взрослых людей с особенностями развития (инвалидов);
  • правовое просвещение инвалидов и семей с детьми, имеющими проблемы развития;
  • реабилитация детей инвалидов.

В планах организации совместно с немецкими партнерами из Ольденбурга, города-побратима Махачкалы, начать работу по кафе, где смогут работать инвалиды.

И, конечно, самое важное, повышать уровень квалификации специалистов, уровень знаний родителей детей-инвалидов и их семей, работать с общественностью по толерантному отношению.

В настоящее время планируется открытие 8-ми информационно-консультационных центров в районах республики, чтобы охватить большее количество детей-инвалидов и предпринимать шаги к их социализации.

Методы

Детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в течение многих лет называли «необучаемыми». Эти дети либо оставались в семье, не получая квалифицированной психолого-педагогической помощи, либо направлялись в детские дома-интернаты системы социальной защиты. Их обучение по программам общеобразовательной коррекционной школы затруднено или не эффективно, т.к. множественные нарушения не учитываются рамками специальных образовательных программ. Но право каждого человека на образование требует создания условий для обучения всех детей, включая лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Дом дневного пребывания (ДДП) принимает детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет, имеющих инвалидность в связи с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Приём осуществляется на основании заявления родителей и по рекомендации городской психолого-медико-педагогической консультации. Существуют противопоказаниями для приема в ДДП.

Занятия с детьми проводятся в соответствии с расписаниями классов на основе индивидуальных программ обучения (ИПО), планов специалистов по предметным областям и календарно-тематических планов. ИПО составляются на один год специалистами при участии родителей.

Для мониторинга педагогического процесса специалисты ведут журнал занятий, где отражают степень сформированности представлений, умений и навыков детей.

Регулярно посылают домашние задания родителям для проведения работы с ребёнком в условиях семьи и консультируют родителей по методическим вопросам.

В конце учебного года на основе анализа данных на каждого учащегося заполняется социограмма, ставятся задачи для ИПО на следующий год, и пишется информационное письмо родителям, отражающее содержание предоставленной в течение учебного года педагогической помощи ребёнку, динамику развития и оценку сотрудничества учреждения и семьи по вопросам педагогической помощи.

Содержание обучения в Доме дневного пребывания основывается на переработанных и адаптированных к российским условиям основных направлениях работы специальных школ для детей с глубокими умственными и множественными нарушениями.

Особое внимание специалисты ДДП уделяют индивидуальной работе с детьми, которые ввиду особенностей развития не готовы к работе в группе или для которых поставленные индивидуальной программой обучения задачи могут быть решены только в ходе индивидуальной работы. Групповые занятия проводятся как с детьми одного класса, так и с разновозрастной группой, состоящей из детей, которым доступно содержание занятия.

Общепризнанно, что результативность обучения и воспитания любого ребенка во многом зависит от качества взаимодействия образовательных структур и семьи.

Дом дневного пребывания организует сотрудничество с родителями по следующим направлениям:

  • обучение и воспитание ребёнка;
  • психологическая поддержка семьи;
  • участие родителей в управлении и организационно-хозяйственной деятельности ДДП.

Занятия по предметно-практической деятельности проводятся преимущественно в индивидуальной форме и направлены на формирование у детей произвольных целенаправленных действий с различными предметами и материалами и является основой дальнейшего обучения доступной производительной деятельности в области художественного творчества, ведения домашнего хозяйства и трудовой деятельности.

Художественное творчество: лепка, аппликация, рисование, театральная деятельность.

Ведение домашнего хозяйства

Уход за вещами

Занятия по уходу за вещами имеют практическую направленность и относятся к бытовой ориентировке детей и подростков. На них формируются и совершенствуются необходимые навыки самообслуживания, а также умение ухаживать за одеждой и обувью, чистить, стирать, гладить, выполнять элементарный ремонт, поддерживать порядок в шкафах с бельем.

Кулинария

Овладение даже простейшими навыками самообслуживания не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Ребёнок становится гораздо более самостоятельным, если он может сам приготовить себе пищу. Как всякая практическая деятельность, будучи конкретной и простой по содержанию, приготовление пищи является наиболее понятным и доступным средством активного познания окружающей действительности.

Для взрослых ребят в нашем Доме введена допрофессиональная подготовка. К сожалению, когда наш Дом открылся, им уже было по 12-15 лет, вмешательство запоздало, и нам ничего не оставалось, кроме как социально адаптировать их и готовить к труду. Ребята у нас делают открытки, занимаются бисероплетением, резьбой по дереву, полиграфией. Кроме этого, мы обучаем их социально- бытовым навыкам.

Элементы допрофессиональной подготовки

Обучение изготовлению глиняных изделий является логическим продолжением занятий лепкой. Здесь используются все те базовые навыки, которые дети приобрели на занятиях по предметно-практической деятельности, художественному творчеству, работая с пластилином и другими пластичными материалами. Глина обладает целым рядом свойств, делающих её очень удобной для работы с детьми с различного рода нарушениями.

Одним из направлений допрофессиональной подготовки является обучение элементам кройки и шитья, которое включает в себя ручное шитьё. На занятиях дети учатся применять ранее сформированные представления, умения и навыки, например: разрезание ниток и ткани ножницами, обведение шаблонов, видение контура, использование понятий мерка, метка, длинный-короткий, толстый-тонкий, одинаковый, форма предметов, площадь, ориентировка в пространстве (верх-низ, право-лево, начало, конец, середина) и т.д.

Деревообработка включает широкий диапазон различных видов деятельности, которыми могут заниматься люди с тяжёлыми нарушениями развития. Среди доступных операций деревообработки можно выделить такие, как шлифовка, пиление, сверление, соединение деревянных деталей и другие. Кроме того, инвалиды с менее выраженными опорно-двигательными и умственными нарушениями способны ассистировать мастеру при работе на деревообрабатывающих станках, а также освоить некоторые виды современного электрического и механического столярного оборудования, использование которого позволяет им получать качественный продукт.

Занятия по растениеводству направлены на формирование у детей и подростков навыков работы с растениями. Дети работают на огороде, ухаживают за комнатными растениями. Учащиеся получают общие представления о растениях, учатся обращаться с садово-огородным инвентарем, осуществлять посадку и уход за растениями, собирать, перерабатывать.

Уборка помещений и территории рассматривается как предмет допрофессиональной подготовки в связи с возможной перспективой применения сформированных у детей навыков и умений при выполнении работы в качестве дворника или уборщицы. Вместе с тем, задачи и содержание обучения актуальны также для формирования бытовой деятельности детей.

Полиграфия - современное полиграфическое оборудование позволяет выпускать качественную продукцию, и при этом большинство операций не требует специальной профессиональной подготовки. Простота обращения с аппаратурой, постоянный набор несложных операций и получаемый качественный продукт делают данную работу привлекательной и доступной для лиц с ограниченными возможностями.

В доме работает 18 педагогов, 12 воспитателей. В основном это дефектологи, психологи, логопеды, учителя по адаптивной физкультуре, труду, по компьютерной грамоте, педагог производственного обучения.

Финансируемся мы с недавних пор из бюджета республики Дагестан (только зарплата). Питание, транспорт, остальное - за счет взносов родителей, пожертвований и грантов.

Помещение предоставило Министерство образования - 350 кв. м. Помещения - это классы, кабинет логопеда, сенсорная комната, зал для занятий спортом, кабинет по компьютерной грамоте.

К счастью, хорошая традиция нашего региона такова, что в закрытых учреждениях ребят с ОВЗ очень мало, в основном все в семьях.

В настоящее время в Доме постоянно обучаются около 50 детей от 6 до 14 лет.

Вторая группа подопечных Дома дневного пребывания располагается в квартире, приобретенной благодаря спонсорской поддержке. В эту группу входят 15 подростков 17-18 лет, которым необходимы помещения и мастерские для социальной адаптации, занятий по кулинарии, освоения элементарных бытовых навыков, обучения самостоятельной жизни и дотрудовой подготовки.

Благодаря переходу старших подростков в новую квартиру, в этом учебном году Дом дневного пребывания смог принять у себя еще 17 воспитанников. Больше в Дагестане учиться таким детям негде. Только в Махачкале в очереди на обучение в Доме дневного пребывания стоят более 200 детей.

17 февраля 2016 г. на РГВК «Дагестан» при содействии Ассоциации благотворительных фондов республики «Друзья милосердия» прошел благотворительный телемарафон «Включи солнце». В большой студии собрались неравнодушные государственные и общественные деятели, представители СМИ, спортсмены и представители десятка благотворительных организаций, звезды дагестанской эстрады. Все они пришли, чтобы поддержать Дом дневного пребывания. Учреждение нуждается в новом здании. На его строительство и собирались средства.

В течение 2-часового прямого эфира работала 2-я площадка в супермаркете «Зеленое яблоко». Туда пришли родители, дети которых нуждаются в помощи, и те, которые ее уже получили.

Акцию «Включи солнце» поддержал глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. В ходе эфира администрацией города Махачкала был сделан главный подарок – выделен земельный участок под строительство нового здания.

Публикации:

"Жизнь без слез" от 20.07.2012

Видео ""Жизнь без слез" - Дом дневного пребывания" от 14.01.2015

Видео "Организация «Жизнь без слез»" от 15.01.2015

"Учебная квартира для социальной реабилитации детей-инвалидов открылась в Махачкале" от 01.09.2015

"Десять лучших НКО Дагестана награждены денежными сертификатами на 50 тыс. рублей" от 22.12.2015

Айшат Гамзаева и Диана Алхасова в программе "Дневной разворот", эфир радиостанции "Эхо Москвы Махачкала" от 22.01.2016

"Дом дневного пребывания для детей с инвалидностью Махачкалы получит землю под новое здание" от 20.02.2016

Директор: Гамзаева Айшат Ахмедбадавиевна

Адрес: республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Солдатская, д. 3 

Тел.: 51-62-96, +7 (928) 678-45-85, +7 (988) 205-79-11 

Эл. почта: msalam1982@mail.ru

Сайт: http://invadeti05.ru/

#####