Сопровождаемое проживание людей с ограниченным
возможностями в России
#

Проект софинансируется ЕС

#
Цветовая схема###
Размер шрифта А А А

Вечера и выходные

АНО Центр социальной помощи "Белая Ворона" (СПб)

БФ "Выход в Петербурге", Центр "Антон тут рядом" (СПб)

Интеграционный клуб "Жизнь прекраснА" (Москва)

Обучение организации свободного времени (ЦЛП, Псков)

АНО Центр социальной помощи "Белая Ворона" (СПб)

Дата регистрации: 11 июля 2012.

Организация оказывает разностороннюю помощь семьям, в которых проживают люди с ментальными нарушениями:

  • информационная поддержка;
  • помощь в организации досуга и летнего отдыха;
  • обучение и трудоустройство;
  • организация сбора материальной помощи для срочного лечения, операций и прохождения реабилитации.

Семейный клуб "Алиса умеет мечтать"

Проект стартовал в сентябре 2014 года. В клуб были приглашены семьи, имеющие в своем составе ребенка-инвалида или молодого инвалида до 35 лет с ментальными нарушениями и расстройством аутического спектра. Также клиентами организации стали братья, сестры и другие члены семьи человека с ментальными нарушениями. Еще к участию в клубе пригласили многодетные семьи и семьи с приемными детьми.

Партнером выступила Детская библиотека №7 "Славянка", предоставившая на безвозмездной основе помещение для клубной деятельности. Праздничное открытие Семейного клуба состоялось 1 ноября 2014 года.

Занятия проходят каждый четверг.

В программу занятий входит:

  • чаепитие и свободное общение;
  • мастер-классы  по различным видам декоративно-художественного творчества;
  • информационная поддержка семей по различным тематикам;
  • психологическая поддержка семей;
  • различные виды совместного досуга ( театры, музеи, выставки, экскурсии и др.);
  • подготовка к участию в благотворительных ярмарках.

Материалы:

Мультфильм "Вороненок", лето 2015

Президент: Светлана Александровна Феофанова

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Ярослава Гашека, д. 26, Детская библиотека №7 "Славянка"

Тел.: +7 (911) 170-75-99, Светлана Александровна, +7 (904) 611-85-61, Евгения Геннадьевна

Эл. почта: sofiafond@mail.ru

Сайт: http://vorona-belaya.com

Страница ВКонтакте

***

БФ "Выход в Петербурге", Центр "Антон тут рядом" (СПб)

Cо дня запуска центра в Санкт-Петербурге 4 десятка студентов (взрослых людей с аутизмом) начали работать в арт-производственных мастерских при участии личных педагогов; для них были составлены индивидуальные планы коррекции и развития; ежедневно они имеют возможность заниматься со специалистами по сенсорной интеграции, тренировать бытовые навыки и усваивать знания об окружающем мире.

Вместе с художниками, тьюторами и волонтерами студенты центра каждый день получают навыки работы с натуральными материалами: шерстью, войлоком, глиной, бумагой.

В конце декабря 2013 года в центре "Антон тут рядом" открылось детское арт-пространство. Первой была запущена анимационная мастерская (совместно со студией "Да") - каждое воскресенье дети с расстройствами аутистического спектра вместе с обычными ребятами, родителями и волонтерами рисуют мультфильмы.

В феврале 2014 начались занятия школы для родителей детей с аутизмом. Состоялась первая встреча общественной организации, объединяющей родителей и близких детей с РАС и необходимой для защиты интересов этой категории особых людей на законодательном уровне.

О мастерских Центра и о его учебных квартирах мы рассказываем в разделах "Как организовать занятость и работу" и "Тренировочные квартиры".

Адрес: 197046, Санкт-Петербург, Троицкая пл., д. 1

Тел.: +7 (812) 429-49-12, +7 (921) 932-93-95

Эл. почта: info@outfundspb.ru

Сайт: http://outfundspb.ru

Страница в Фейсбуке

Страница ВКонтакте

Президент: Любовь Аркус

Исполнительный директор: Зоя Попова

***

 

Интеграционный клуб "Жизнь прекраснА" (Москва)

Интеграционный клуб молодых инвалидов с детства был создан 31 января 2012 года при ТЦСО "Кунцево".

Целью клуба является социальная адаптация и реабилитация инвалидов, для этого применяются следующие виды терапии - арт терапия АРТ-терапия (которая включает в себя хореографию (классический и современный танец), хоровое и сольное пение, декламацию стихов, участие в театральных постановках), канестерапия, ароматерапия, психологическая разгрузка., канестерапия, ароматерапия, психологическая разгрузка, дыхательная гимнастика.

Молодость – прекрасная пора. Пора любви, пора реализации своих знаний, выбора профессии, возможностей самореализации себя в обществе, нахождения своего места в нем. Всего этого лишены инвалиды. И не только в силу своих ограниченных физических возможностей. Отношение к инвалидам в России традиционно не оставляет им шанса стать полноценным гражданином общества.

Жалость – вот на что в лучшем случае они могут рассчитывать в нашем обществе. Жалость сама по себе унизительна, ведь она проявляется только в сильном по отношению к слабому, не всегда тактично подчёркивая его беспомощность. А жалость пассивная, отстранённая, без помощи, с брезгливой гримасой, – преступна, так как ломает психику молодого инвалида.

Основной задачей клуба является социальная адаптация и восстановление творческой активности у людей с ограниченными возможностями. Членом клуба может стать любой житель нашего города, в возрасте от (18+), имеющий инвалидность, желающий найти новый круг общения по интересам, либо в своих любимых увлечениях и занятиях, а может просто тот, кто хочет приобрести друзей на своем жизненном пути.

Адрес: ЦСО "Кунцево", Москва, ул. Партизанская, д. 7, кор. 3

Тел.: +7 (495) 417-42-43

Руководитель: Татьяна Андреевна Мальцева, +7 (903) 784-36-24, tm2301@yandex.ru

Сайт: https://jiznprekrasna2012.wixsite.com/jizn-prekrasna

Страница в Фейсбуке

Страница Вконтакте

***

Обучение организации свободного времени (ЦЛП, Псков)

Проведение досуга является важной составляющей процесса обучения.

Как и любой другой необходимой для жизни человека деятельности, отдыху молодых людей с нарушениями развития нужно обучать специально.

На этапе первичного знакомства помимо уровня сформированности тех или иных навыков, мы выявляем у будущих клиентов имеющиеся представления об отдыхе, выясняем их предпочтения и привычные способы отдыха.

Наблюдение за молодыми людьми с тяжелыми нарушениями развития выявили, что они часто затрудняются выбрать для себя вид отдыха, так как не знают, что значит "отдыхать". Большинство ребят понимают под "отдыхом" лишь просмотр телевизора, прослушивание музыки, сидя на диване. Среди вариантов "отдыха" называются такие, как: "выколачивание ковра", "мытьё полов", "поход в магазин" и т.д.- то есть виды деятельности, в которых они наиболее успешны. То, что молодые люди зачастую не разделяют понятия "труд" и "отдых", связано с тем, что долгое время в их жизненном опыте не было разделения деятельности на "работу" и "досуг".

Отдых, который необходим любому человеку для восстановления сил и приобретения новых, ярких впечатлений зачастую организовывался родителями. Ребята были пассивными участниками, и не знали даже правила приема гостей.

Поэтому "досуговая деятельность" стала одним из 3 основных направлений обучения самостоятельной жизни.

Работа по этому направлению предполагает:

  • обучение выбору досуга;
  •  организации своего свободного времени,
  • формирование потребности и умения посещать общественно-культурные места, ходить на прогулку, выезжать за город и т.д.

Обучение досуговой деятельности происходит в процессе ее практического осуществления, т.е. в ходе проведения какого-либо мероприятия.

Исходя из того, что в арсенале большинства молодых людей только пассивные виды отдыха (прослушивание музыки, просмотр телевизора), целью первого этапа работы является их знакомство с вариантами активного отдыха, таким как:

  • прогулка (по городу, в парке, во дворе);
  • посещение общественных культурно - досуговых мест (филармония, театр, кинотеатр, цирк);
  • посещение боулинга;
  • поход в гости;
  • прием гостей;
  • поездки в другие города

Для ознакомления ребят с разными видами отдыха, а также в помощь при выборе вида досуга, разработан и постоянно обновляется "Каталог досуга". Он иллюстрирован фотографиями из нашего архива и снабжен адресом и фотографией досугового учреждения, номерами городских автобусов, проезжающих до нужной остановки. В каталоге также указана примерная сумма расходов, необходимая для проведения данного вида досуга.

Целью первого этапа также является освоение правил культурного поведения в общественных местах. Здесь сосредоточено большое количество людей, различающихся по взглядам, вкусам, интересам. Чтобы создать условия для доброжелательного общения, необходимо соблюдать общепринятые правила.

До большинства досуговых учреждений необходимо добираться на общественном транспорте. Поэтому мы заранее оговариваем с ребятами некоторые правила: нельзя громко разговаривать, необходимо оплачивать и сохранять билет, в салоне автобуса не останавливаться у дверей, тем самым мешая проходу пассажиров, не толкаться, снимать рюкзак, уступать место людям пожилого возраста.

Поведение в общественно – культурном учреждении тоже ограничивается некоторыми правилами: соблюдение вежливости по отношению к персоналу и другим посетителям, в некоторых местах- кинотеатр, выставка- не приветствуются бурные выражения восторга и громкие разговоры, и т. п.

На втором этапе обучающиеся учатся делать самостоятельный выбор вида отдыха: сообщать о своем желании, уметь договариваться с другими участниками досуга, планировать время ("Когда и как долго я буду этим заниматься?"). Некоторые из молодых людей, имели свои предпочтения в плане времяпрепровождения (поездки, посещение концертов), но довольно однотипные и активно предлагали их, не прислушиваясь к мнению и желаниям других студентов. Однако при этом они не учитывали ни своих финансовых возможностей, ни доступность их для других членов группы.

На третьем этапе молодые люди учатся самостоятельно организовывать выбранный вид досуга. На данном этапе ребята усваивают, что нужно заранее подготовить все необходимое, что потребуется для проведения досуга, посчитать возможные денежные затраты (досуг молодые люди оплачивают из своей пенсии), спланировать маршрут до места отдыха, договориться кто за что отвечает. На данном этапе ребятам также помогает "Каталог досуга". В нем напечатаны алгоритмы подготовки к проведению разных видов отдыха. Например, что делать, если вы хотите посетить кинотеатр?

Позвонить в кинотеатр и узнать:

  1. Какие фильмы показывают в кинотеатре?
  2. Во сколько начинаются сеансы?
  3. Сколько стоит билет?

На результативность работы влияют как внутренние, так и внешние факторы. В ходе реализации программы "Обучение досугу" мы иногда сталкивались с трудностями, обусловленными неготовностью нашего общества к принятию людей с ограниченными возможностями как граждан с равными правами. К сожалению, иногда приходилось сталкиваться с нетерпимым отношением отдельных лиц к людям с ограниченными возможностями, кроме того, трудности возникают из-за неприспособленности среды во многих кафе, кинотеатрах, залах и других публичных заведений к потребностям ребят. Отсутствие пандусов, специально оборудованных туалетов, узкие дверные проёмы затрудняют посещение этих мест инвалидами. В настоящее время организаций, занимающихся культурным отдыхом в Пскове, достаточно много, однако, досугом инвалидов – одна-две (спорт клуб "Оптимист", "Центр семьи"), а для лиц с тяжелыми нарушениями развития их просто нет.

Вместе с тем, приятно отметить, что многие учреждения и организации идут нам на встречу, делают для молодых людей скидки на предоставление услуг, проявляют интерес к работе с ними.

Нестерова А.Г., руководитель отделения учебного проживания ГБОУ "Центр лечебной педагогики", г. Псков

В 2016 году Центром лечебной педагогики было выпущено пособие "Досуговая деятельность людей с тяжелыми и множественными нарушениями развития".

В основе собранного материала – опыт работы авторов с людьми с ментальной инвалидностью в условиях сопровождаемого проживания и дневной занятости в Пскове.

Пособие включает в себя методические рекомендации, видеофайлы, фотографии и материалы, иллюстрирующие возможные подходы к организации досуга людей с нарушениями интеллекта, с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Пособие поможет социальным работникам, педагогам в практической работе по оказанию услуг людям с инвалидностью.

Брошюра доступна для скачивания на сайте ПРОБО "Я и Ты" и на странице Центра лечебной педагогики во ВКонтакте.

В 2018 году было опубликовано видео по этой теме.

О квартирах учебного и сопровождаемого проживания Центра, а также о Производственно-интеграционных мастерских города Пскова, в которых работают подопечные ЦЛП, мы рассказываем в разделах "Как организовать квартиру", "Тренировочные квартиры" и "Как организовать занятость и работу".

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Псковской области "Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения"

Директор: Андрей Михайлович Царёв

Адрес: 180002, Псков, ул. Яна Райниса, д. 56

Тел.: +7 (8112) 56-07-67

Эл. почтаorg573@pskovedu.ru

Сайт: http://clp.pskov.ru

Страница ВКонтакте

Псковская региональная общественная благотворительная организация "Общество родителей детей-инвалидов с аутизмом "Я и ТЫ"

Председатель общества: Дмитрий Александрович Захарченко

Адрес: 180002, Псков, ул. Яна Райниса, д. 56

Тел.: +7 (8112) 29-03-83 

Эл. почта: dmzakh@gmail.com 

Сайт: http://me-and-you.ru

#####