Сопровождаемое проживание людей с ограниченным
возможностями в России
#

Проект софинансируется ЕС

#
Цветовая схема###
Размер шрифта А А А

Северо-западный округ

«Сопровождаемое проживание в Пскове»

Сопровождаемое проживание является логическим завершением системы помощи людям с тяжелыми нарушениями развития в Пскове, которая, начиная с 1992 года, создавалась при активной поддержке администрации города, общественных организаций и немецких партнеров (об Отделении учебного проживания, созданном Центром лечебной педагогики в 2005 году, можно прочитать в разделе "Тренировочные квартиры").

«Что будет с нашими детьми после нас?»

Этот вопрос мучает родителей, чьи дети-инвалиды стали взрослыми, но не стали самостоятельными и независимыми, как их обычные сверстники. Родители боятся, что после их ухода из жизни детей определят в психоневрологический интернат (ПНИ). Если это произойдет, возникает логичный вопрос: для чего же на протяжении всей жизни псковские семьи вместе со специалистами служб ранней помощи, Центра лечебной педагогики, коррекционных школ, Производственно-интеграционных мастерских готовили детей к жизни в обществе? Ведь в ПНИ они окажутся в изоляции и не смогут реализовать свои способности и права на труд и достойную жизнь в обществе. В качестве альтернативы ПНИ необходимо создать условия для жизни таких людей в том месте, где они родились, выросли, получили доступное образование и занимаются посильной трудовой деятельностью. Люди, о которых идет речь, имеют т.н. ментальную инвалидность, вызванную нарушениями интеллекта, опорно-двигательных функций, расстройствами аутистического спектра, сенсорными нарушениями и др. Часто они имеют не одно, а несколько нарушений, вследствие чего самостоятельно эти люди жить не могут, им в большей или меньшей степени нужны помощь и сопровождение. Отсюда и появилась необходимость сопровождаемого проживания.

Как общими усилиями можно изменить жизнь взрослых людей с тяжелой инвалидностью? 

Для создания условий сопровождаемого проживания в Пскове организация родителей детей и взрослых людей с инвалидностью «Я и Ты» совместно с Центром лечебной педагогики в 2013 г. разработали и приступили к реализации пилотного проекта «Сопровождаемое проживание в Пскове».

Осуществление проекта основано на социальном партнерстве государства и общественности. Партнерами ПРОБО «Я и Ты» в проекте выступают: Администрация Псковской области, Администрация города Пскова. Каждый из партнеров берет на себя ряд обязательств по созданию условий для сопровождаемого проживания.

Так, в 2012 году городская Администрация приобрела 4 квартиры для сопровождаемого проживания 10 человек с тяжелой инвалидностью. Областная Администрация готова финансировать услуги по сопровождению. Общественная организация оборудует квартиры мебелью и необходимыми приспособлениями, организует обучение сопровождающего персонала современным технологиям предоставления услуг и осуществляет организацию процесса сопровождаемого проживания. Кроме того, «Я и Ты» привлекает волонтеров для оказания индивидуальной помощи нуждающимся в ней людям. Сами проживающие в квартирах люди с инвалидностью не являются иждивенцами, они оплачивают расходы на питание, осуществляют коммунальные платежи и несут другие расходы, связанные с их жизнью в условиях квартиры, а также для проведения досуга.

Пилотный проект был реализован в течение двух лет (с января 2013 по декабрь 2014). За два года была отработана модель сопровождаемого проживания людей с тяжелой инвалидностью на базе квартир обычного жилого дома. В этот период специально созданная рабочая группа подготовила нормативно-правовую базу для внедрения опыта на территории Псковской области. Кроме того, в ходе проекта проводились мероприятия, направленные на формирование уважительного отношения общества к людям с инвалидностью и на расширение добровольного участия псковичей в оказании помощи согражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Самое главное, что люди, которые не могут самостоятельно реализовать свои права, в результате общих усилий смогут обрести достойную жизнь в обществе даже после ухода из жизни их родителей.

Этапы реализации проекта

При подготовке проекта «Сопровождаемое проживание в Пскове» планировалась поэтапная работа:

1 этап (сбор информации)

Основные задачи:

  • Выявление потенциальных проживающих в квартирах.
  • Определение группы родителей, готовых активно участвовать в подготовке.

2 этап (подготовительный)

Основные задачи:

  • подготовка родителей и их детей к сопровождаемому проживанию.
  • обсуждение с родителями различных организационных вопросов.
  • подготовка молодых людей с инвалидностью к жизни без родителей.
  • подготовка сопровождающего персонала.

3 этап (осуществление проекта)

Основные задачи:

  • Апробировать модель постоянного сопровождаемого проживания в условиях квартир обычного жилого дома.
  • Подготовить региональную нормативно – правовую базу сопровождаемого проживания.
  • Наладить уважительные взаимоотношения между участниками проекта и ближайшим социальным окружением.

Реализация проекта «Сопровождаемое проживание в Пскове» началась в 2011 г.

Для решения выше поставленных задач осуществлялись следующие шаги:

На первом этапе

Шаг 1. Проведено анкетирование родителей и людей с инвалидностью, посещающих ГКУСО «Производственно-интеграционные мастерские» Псковской области.

Шаг 2. Проведена первая встреча, в ходе которой:

  1. родители договорились о регулярных контактах;
  2. разработаны критерии отбора молодых людей с инвалидностью для постоянного сопровождаемого проживания в квартирах.
  3. создан координационный совет, которому поручили осуществить выбор 10 человек для постоянного сопровождаемого проживания, на основе разработанных критериев отбора.

Шаг 3. Выбраны 10 человек для постоянного сопровождаемого проживания.

Шаг 4. Начата подготовительная работа с молодыми людьми, выбранными для постоянного сопровождаемого проживания и их родителями.

На втором этапе

Шаг 5. Составлен список вопросов, необходимых для общего обсуждения и план встреч.

Шаг 6. Исполнение плана.

Шаг 7. Подготовка сопровождающего персонала.

На третьем этапе

Шаг 8. Апробация модели постоянного сопровождаемого проживания в условиях квартир обычного жилого дома.

На сегодняшний день обе квартиры продолжают работу. В каждой из них живет по 5 человек.

Материалы:

«Концепция сопровождаемого проживания: опыт внедрения и развития», выступление А. Царёва, координатора программы «Сопровождаемое проживание» ПРБОО «Я и Ты», директора ЦЛП, на конференции «Поддерживаемое проживание» 26-30 апреля 2010 г., Санкт-Петербург

1Буклет «Сопровождаемое проживание в Пскове»

Видео «Вместе к сопровождаемому проживанию»

Презентация «Организация сопровождения взрослой жизни людей с РАС и ментальной инвалидностью», подготовленная Андреем Царёвым, директором Центра лечебной педагогики, 06.09.2014

В 2015 г. Центр лечебной педагогики выпустил методическое пособие «Вместе к самостоятельной жизни», в котором раскрываются организационные, содержательные и методические аспекты обучения людей с тяжёлыми нарушениями развития самостоятельному проживанию в условиях обычного социального окружения. Содержание пособия включает описательную часть и приложения (примеры документов, наглядный дидактический материал и др.) для использования в процессе организации обучения и сопровождаемого проживания.

Пиктограммы, использованные в книге, можно скачать по ссылке.

Книга распространяется бесплатно. Доставка почтой России за счет заказчика или самовывоз (г. Псков, ул. Яна Райниса д. 56 в будние дни с 9.00 до 17.00). Заказать книгу можно написав по адресу: lenawin@rambler.ru

Публикации:

"Растапливание системы. Как в Псковской области уменьшают армию «проживающих» в психоневрологических интернатах" от 03.07.2014

"При любом раскладе выбирают танцевать" от 31.08.2014

"Катин папа" от 07.09.2014

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Псковской области «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»

Директор: Андрей Михайлович Царёв

Адрес: 180002, Псков, ул. Яна Райниса, д. 56

Тел.: +7 (8112) 56-07-67, факс: +7 (8112) 74-35-24

Эл. почтаorg573@pskovedu.ru

Сайт: http://clp.pskov.ru

Страница ВКонтакте

Псковская региональная общественная благотворительная организация «Общество родителей детей-инвалидов с аутизмом «Я и ТЫ»

Председатель общества: Дмитрий Александрович Захарченко

Адрес: 180002, Псков, ул. Яна Райниса, д. 56

Тел.: +7 (8112) 560767, факс: +7 (8112) 743524

Эл. почта: dmzakh@gmail.com

Сайт: http://me-and-you.ru

***

Организация сопровождаемого проживания в домашних условиях

выпускников детского психоневрологического интерната

(Псковская область)

РОСТОКПсковская региональная общественная благотворительная организация «Росток»  работает с 2000 года.

В Порховском районе Псковской области находится психоневрологический детский дом-интернат «Бельско-Устьенский», детям из которого мы и начали помогать с декабря 2000-го года.

У нас около 110-ти подопечных, около 60-ти из них - это бывшие воспитанники этого интерната, им помогают около 30 сотрудников «Ростка».

Среди наших подопечных, которых удалось вытащить из интернатной системы,

есть несовершеннолетние – они живут в приёмных семьях,

и есть совершеннолетние – они живут в квартирах или в частных домах,

некоторые в городе, а некоторые в деревне,

кто-то живёт в наших социальных квартирах/домах с нашими помощниками - социальными работниками, а кто-то уже освоился и живёт в отдельном жилье,

какое-то жильё их собственное, а какое-то предоставляет «Росток»,

кто-то учится, а кто-то работает,

некоторые поженились, у некоторых уже есть дети.

В общем, варианты разные, а в целом – неплохо! ))) Ребята социализируются, становятся самостоятельнее, устраиваются на работу – мы рады за них!

Постоянное сопровождаемое проживание в социальном доме или в квартире: «Росток» безвозмездно предоставляет жилое помещение - частный дом или квартиру для совместного проживания от двух до семи выпускников интерната, с постоянным сопровождением социальными работниками, которые посменно круглосуточно находятся вместе с проживающими, кроме периода, когда ребята на работе или на учебе.

Социальные работники регулярно оказывают проживающим необходимую помощь в той области жизнедеятельности, в которой человек испытывает затруднение вследствие особенностей развития:

  • самообслуживание,
  • передвижение,
  • ориентация,
  • общение,
  • поведение,
  • обучение,
  • трудовая деятельность.

Кроме того, деятельность соц.работника направлена на развитие самостоятельности у клиентов.

Весь перечень услуг, которые «Росток» предоставляет для полноценного сопровождения, укладывается в рамки перечня гарантированных государственных социальных услуг. Иными словами, то, что делает организация - это не более того, что государство должно делать для данной категории граждан в соответствии с законами

Формы предоставления услуг:

  • социальное обслуживание на дому,
  • социально-консультативная помощь.

Виды социальных услуг: социально-бытовые, социально-медицинские, социально- психологические, социально- педагогические, социально-экономические, социально-правовые.

Объем и формы социальных услуг, которые предоставляет "Росток", соответствует нормам законов и нуждам инвалидов для реализации их основных жизненных потребностей. 

Особенно важно, что всем выпускникам предоставляется либо дальнейшее обучение, либо работа. Обеспечение занятостью имеет одно из первостепенных значений. Без занятости успешная социализация невозможна

Жилое помещение для совершеннолетних выпускников:

  • если они проживают в патронатной семье, то они пользуются жилым помещением патронатной семьи;
  • выпускникам, которые проживают в социальных центрах ПРОБО "Росток" (социальный дом, квартира или социальная гостиница), это помещение бесплатно предоставляется в пользование;
  • выпускников, как сирот, государство обязано обеспечить жилым помещением, в этом случае они имеют собственное жилье. При необходимости "Росток" помогает решить эти вопросы;
  • некоторые выпускники живут автономно. Если государство не обеспечило их жильем, в котором они смогут жить, мы находим возможность и приобретаем помещение. Оно предоставляется выпускникам в пользование бесплатно, или мы берем жилье в пользование в рассрочку, которую они постепенно выплачивают.

Проекты по сопровождаемому проживанию, реализуемые ПРОБО "Росток":

Социальная гостиница "Виктория"

Для того чтобы выпускник интерната жил самостоятельно, недостаточно сохранного интеллекта. Главную роль в этом деле играют бытовые навыки и жизненный опыт, — то чего каждый из нас получал с малых лет в семье и то, чего были лишены ребята в интернате.

Социальная гостиница — это деревенский дом, в котором временно проживают ребята после выпуска из интерната. Наша гостиница была создана в 2000 году и за десять лет работы она выпустила 7 молодых людей и девушек на самостоятельное проживание. Всего, в той или иной мере, сотрудниками гостиницы была оказана поддержка 40 воспитанникам Бельско-Устьенского детского дома-интерната.

Сегодня в «Виктории» проживает 5 молодых людей и 2 девушки в возрасте от 18 до 23 лет. 

В гостинице работают четыре сменных воспитателя, которые присматривают, помогают и обучают ребят. Кроме них, гостиницу посещают три учителя, — по русскому языку, математике и труду, — и один психолог. Если разбить работу проекта по основным направлениям, они выглядят так:

Во-первых, непосредственное обучение навыкам самостоятельного проживания, которые включают в себя организацию жизни в деревенском доме. Это непростой уклад; зачастую, многие волонтеры и гости, которые приезжают в гостиницу, учатся этой жизни вместе с ребятами: топить печки, вести хозяйство и содержать дом. Однако, кроме конкретных навыков, ребятам необходима культура свободной жизни: экономное расходование денег, бережное отношение к вещам и т.д.

За пределами дома находится большой мир, жизнь в котором требует определенных знаний и умений. Воспитатели гостиницы знакомят ребят с инфраструктурами и социальными институтами города. Как заплатить за свет, отправить письмо и т.д. Тем ребятам, которые готовы к работе не только на приусадебном участке, воспитатели помогают в трудоустройстве.

Жизнь - это не только работа, поэтому социальная гостиница уделяет особое внимание образовательной деятельности и развлекательным мероприятиям. Молодые люди вместе празднуют дни рождения, отмечают Новый год и выезжают на экскурсии.

Налаживание и поддержка связей с кровными родственниками — одно из самых важных направлений работы. Многие молодые люди общаются с родней, приезжают в гости и пишут письма. Воспитатели помогают ребятам в этом контакте, отслеживают влияние и помогают преодолеть конфликтные ситуации.

Наконец, социальная служба, услугами которой пользуются все воспитанники социальной гостиницы, помогает решить вопрос с государственными гарантиями по жилью для детей-сирот.

Перед тем, как выпустить молодого человека или девушку в жизнь, педагоги гостиницы предлагают попробовать свои силы в учебном доме самостоятельного проживания. Это дом, расположенный в нескольких километрах от социальной гостиницы и в нем нет воспитателей и помощников. Ребята в этом доме предоставлены самим себе, и у них есть возможность применить полученные знания и опыт, оценить свои силы. Как правило, в учебный дом ребята заезжают на небольшой срок (от нескольких дней, до двух недель) и, если вдруг что-то пойдет не так, всегда могут вернуться обратно в гостиницу.

За каждым выпускником, успешно закончившим обучение в гостинице, присматривает курирующий воспитатель.

Несмотря на то, что главной задачей социальной гостиницы является подготовка и выпуск ребят в общество, для всех это, прежде всего, дом и близкие люди, которые за годы жизни становятся родными друг другу.

Социальный дом "Артель"

Социальный дом "Артель" был открыт в августе 2007 года. Тогда в него въехало 5 молодых людей, выпускников Бельского-устьенского интерната для умственно отсталых детей.

Один из них оказался в интернате в результате гипердиагностики (он не являлся умственно отсталым), и впоследствии снял диагноз, уехал работать в Санкт-Петербург, а в настоящее время проживает и работает в Москве.

Сейчас в Артели проживает 2 выпускника и 1 ребенок. В штате Артели постоянно работает воспитатель и помощник по хозяйству. Также к ребятам приходят заниматься 2 школьных преподавателя, которые помогают ребятам осваивать школьную программу.

Оба выпускника занимаются ремеслами - плетут из бересты, прута, проволоки и вяжут. Также они выполняют мелкую работу в деревне - это помогает им зарабатывать дополнительные деньги.

Социальный дом для девушек

Социальный дом для девушек - это самый молодой проект "Ростка", открывшийся в июле 2011 года на базе детской деревни "Федково".

Здесь без ограничений во времени будут проживать девушки - выпускницы Бельско-Устьенского интерната для умственно отсталых детей. Сейчас с ними работают три сменных воспитателя, а также несколько раз в неделю их посещают специалисты Службы сопровождения.

Сейчас в дом заселились две 18-летние выпускницы, которые на первых порах будут обучаться тому, как вести домашнее хозяйство, готовить, вязать. У девочек уже есть небольшой опыт проживания в семье - одну из них забрали из неблагополучной семьи, а другая уже принимала участие в другом проекте "Ростка" и за это время многому успела научиться.

Помимо бытовых занятий, на которые сейчас уходит много времени, девочек учат вязать, они много рисуют и делают поделки. Это важно не только для их развития, но и поможет им зарабатывать в будущем. Многие ребята, участвующие в проектах Ростка занимаются рукоделием - вяжут носки, плетут из прута и бересты. На вырученные с продажи поделок деньги они покупают себе вкусную еду и ездят к своим родственникам (в сопровождении Службы сопровождения). 

В будущем планируется поменять и расширить помещение центра и тогда, возможно, ещё две девочки смогут туда переселиться, а сейчас девушки обживаются на новом месте.

Материалы:

Выступление Алексея Михайлюка «Опыт ПРОБО "Росток" по организации сопровождаемого проживания в домашних уловиях детей и выпускников детского психоневрологического дома-интерната» на Всероссийской конференции «За достойную жизнь в обществе – сопровождаемое (поддерживаемое) проживание людей с тяжёлыми нарушениями развития», СПб, 5-7 октября 2011 г.

Публикации:

"Интернированные дети" от 27.08.2010 (обращение Алексея Михайлюка "Мнацаканяну А.Л. — Порховская соц.защита хочет незаконно удерживать людей в интернате" от 20.08.2010)

"Росток против пней" от 06.10.2010

"8 благотворительных фондов, которым нужна ваша помощь" от 08.04.2011

"Журнал Forbes причислил псковскую благотворительную организацию «Росток» к восьми самым надежным в стране" от 13.04.2011

"«Росток»: право на самостоятельность" от 06.10.2011

"Краткий курс счастливой жизни" от 11.02.2013

"Про "Росток" и мою поездку в Порхов" от 27.08.2013

"«Росток» доверия" от 11.11.2013

"В Порхове воспитанница интерната через суд доказала дееспособность" от 06.06.2014

"Растапливание системы. Как в Псковской области уменьшают армию «проживающих» в психоневрологических интернатах" от 03.07.2014

"Вечные дети. Предприниматель основал центр помощи умственно отсталым людям" от 08.08.2014

"Изменить судьбу" от 10.10.2014

"Другой свой ребенок" от 26.10.2014

"Дорога к людям" от 10.11.2014

"Спасем «Росток»! 14 НКО просят помочь одному" от 09.12.2014

"«Росток» пробивается. С трудом" от 19.12.2014

"Коза на бланке с печатью" от 05.01.2015

"Ретроспектива: социальная гостиница «Виктория»" от 29.04.2015

"Социальная гостиница «Виктория»: 4 года спустя" от 29.06.2016

Адрес ПРОБО «Росток»: Псковская обл., г. Порхов, пр. 25 Октября, д. 11

Тел.: +7 (811 34) 2-47-13, +7 (911) 39-39-39-6 

Эл. почта: deti.rostok@gmail.com

Сайт: http://www.deti-rostok.ru

Страница в Фейсбуке

Страница ВКонтакте

Председатель правления: Алексей Анатольевич Михайлюк

***

Поддерживаемое проживание в социальной квартире (Санкт-Петербург)

(по статье Н. Козловой «Организация поддерживаемого проживания в квартирах социального назначения в Адмиралтейском районе г. Санкт-Петербурга»). 

В феврале 2004 года в Санкт-Петербургском государственном учреждении «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Адмиралтейского района» было открыто отделение домашнего сопровождения и социального патронажа для инвалидов с ограниченными умственными возможностями. Основной функцией отделения было проведение дополнительного мониторинга жителей района по выявлению людей старше 18 лет с данными ограничениями для создания базы, а также отбор желающих для заселения в квартиры поддерживаемого проживания.

В состав отделения входят две квартиры поддерживаемого проживания, в которых проживают 11 инвалидов при поддержке специалистов по социальной работе.

1. Кадровое обеспечение

В ходе реализации российско-шведского проекта в январе 2006 года была открыта первая квартира поддерживаемого проживания. В ноябре 2006 года в этой же парадной была открыта вторая квартира. В квартирах работают 12 сотрудников по графику: сутки через трое и психолог в вечернее время; в каждой квартире есть комната для сотрудников. Дежурная смена состоит из специалиста по социальной работе и двух социальных работников. Таким образом, специалист один на две квартиры и в каждой квартире по соц.работнику. Специалист координирует работу всей смены. Каждый специалист является контактным лицом 2-3 жильцов, занимается организацией досуговых мероприятий.

2. Формирование групп поддерживаемого проживания

По результатам мониторинга выявлялись люди, которых можно было разделить на три группы по сформированным запросам. 1 – трудоустройство, 2 – отделение временного проживания, 3 – поддерживаемое проживание. Со всеми желающими на заселение была проведена тщательная работа. Заведующая отделением получила по каждому претенденту информацию из психоневрологического диспансера, районного жилищного отдела и провела собеседование с возможными кандидатами на заселение. В результате в первую квартиру заселились 5 человек в возрасте от 20 до 39 лет: 3 молодых человека и 2 девушки. Одна из девушек была переселена из психоневрологического интерната. Во второй квартире стали жить 1 девушка и 5 молодых людей.

3. Материальное обеспечение

Ребята проживают в социальных квартирах и все необходимые вещи и продукты приобретают на свои деньги, а так же они оплачивают квартплату, коммунальные услуги и телефон. Доход ребят состоит из пенсии и заработной платы в социально-трудовом реабилитационном отделении.

4. Организация занятости и распорядка дня

Житель квартиры со своим контактным лицом составляют планы, долгосрочные и краткосрочные, распределяет свой бюджет, обсуждает насущные проблемы.

Психолог занимается индивидуально с проживающими. Проводит групповые занятия, психологическое консультирование и занятия по релаксации. Один раз в месяц проходит собрание всего коллектива.

Каждый житель квартиры имеет тетрадь, в которой записываются планы на 4 дня. В планы записываются все бытовые дела: уборка, стирка, поход в магазин, приготовление еды, культурно-массовые мероприятия, занятия адаптивной физкультурой и художественным творчеством, прогулки, посещение родных, работа, запланированный поход к врачу т.д.

В будни ребята заняты до 15 часов на работе (о трудовых реабилитационных отделениях ЦСРИ Адмиралтейского р-на можно подробно прочитать в разделе "Как организовать занятость и работу").

3 раза в неделю (в понедельник, среду и пятницу) организованы занятия адаптивной физкультурой, по четвергам – занимаются художественным творчеством. Ребята участвуют в районных и городских Спартакиадах по настольному теннису, футболу, легкой атлетике, лыжам.

Три года подряд ребята выезжали отдыхать в сопровождении 2 сотрудников в загородный оздоровительный лагерь на 18 дней.

5. Практика показала необходимость:

  • более продолжительного подготовительного процесса до заселения;
  • пребывания в тренировочных квартирах для определения возможностей кандидатов, их желания и готовности к самостоятельному поддерживаемому проживанию;
  • первоначального оформления временной прописки не менее, чем на полгода;
  • получения медицинского заключения о состоянии психического и соматического здоровья.

IMG_0529Также в состав ЦСРИиДИ Адмиралтейского района входит Отделение временного проживания «Островок» (подробнее о проекте можно прочитать в разделе "Тренировочные квартиры").

Материалы:

Выступление Н. Козловой, заведующей отделением домашнего сопровождения и социального патронажа, ЦСРИ (Адмиралтейский р-н, СПб), «Организация поддерживаемого проживания в квартирах социального назначения в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга»

Выступление И. Абрамовой, заместителя директора по воспитательной работе, ЦСРИ (Адмиралтейский р-н, СПб), «Действующая модель социальной реабилитации инвалидов с ограниченными умственными возможностями в Адмиралтейском районе г. Санкт-Петербурга»

Почтовый адрес: 190020, Санкт-Петербург, ул. Курляндская, д. 32

Тел.: +7 (812) 575-15-01, факс: +7 (812) 575-17-28

Эл. почта: stbyst@yandex.ru

Сайт: http://stbyst.spb.ru

Страница ВКонтакте

Отделение домашнего сопровождения и социального патронажа инвалидов с ограниченными умственными возможностями

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 122, кв. 2, 3

Тел.: +7 (812) 495-16-42, +7 (812) 495-31-54

Заведующая отделением: Наталия Валентиновна Козлова

https://snob.ru/selected/entry/78091
#####