Сопровождаемое проживание людей с ограниченным
возможностями в России
#

Проект софинансируется ЕС

#
Цветовая схема###
Размер шрифта А А А

СПб БОО «Перспективы»: Модель нормализации жизни для людей с множественными нарушениями в развитии в условиях ПНИ

Дети с множественными нарушениями в развитии из Детского дома-интерната по достижении 18 лет переводятся в Психоневрологический интернат (ПНИ). Туда же попадают и совершеннолетние молодые люди, которых родители не в силах воспитывать дома. Особым людям, впервые оказавшимся в ПНИ, тяжело адаптироваться к условиям интерната. Прежде всего, это касается молодых людей с тяжелыми формами инвалидности. Как правило, у них нет возможности учиться, трудиться, развивать свои способности и интегрироваться в общество.

В связи с этим, в июле 2005 года в Психоневрологическом интернате №3 в Петергофе было организовано смешанное (мужчины и женщины) отделение нормализации для молодых людей с множественными нарушениями в развитии. Проект «Дом для нормальной жизни и работы» был поддержан Европейской комиссией и начал осуществляться на отделении ПНИ №3, где проживает более 75 человек.

 

Создание данной модели предполагает охват нескольких аспектов:

1) Создание достойных условий жизни для особых людей в рамках государственной системы помощи.

2) Преемственность при переходе подопечного из детского во взрослый интернат.

3) Изменение структуры и организационных норм отделения государственного учреждения.

4) Изменение установок людей, работающих с инвалидами, повышение квалификации.

5) Развитие продуктивного взаимодействия между государственной и негосударственной организациями. Пример такого взаимодействия между Психоневрологическим интернатом №3 и благотворительной организацией «Перспективы» лег в основу создания отделения нормализации.

Концепция создания нормальных условий проживания людей с особыми потребностями основана на признании их:

  • свободы перемещения,
  • возможности получать новые впечатления и общаться с разными людьми,
  • возможности трудиться и отдыхать,
  • свободы вероисповедания,
  • частной жизни и личного пространства.

Нормальные условия поддерживаемого проживания предполагают также и нормальные условия работы поддерживающего персонала, основанных на:

  • самоуважении,
  • понимании целесообразности своей работы,
  • возможности участвовать в принятии решений и планировании деятельности,
  • возможности улучшать свои условия труда и повышать квалификаци.

Основные принципы работы отделения нормализации:

1) Уважение к личности любого человека (проживающего, сотрудника, родственника, волонтера и т.д.).

2) Признание свободы и права выбора любого человека как основной ценности.

3) Доступность (условий жизни, формы общения. Предлагаемые занятия должны соответствовать возможностям проживающего).

4) Индивидуальный подход.

5) Поддержка и стимулирование социализации проживающих.

6) Обратная связь (результаты любых действий и решений исследуются, и это становится основанием для дальнейшей корректировки действий).

7) Систематичность и последовательность в действиях поддерживающего персонала.

8) Умение персонала, сотрудников некоммерческой организации и волонтеров работать в команде.

Специалисты, работающие на отделении нормализации.

Отделение возглавляется заведующим, который назначается на должность директором Психоневрологического интерната №3. Заведующим отделения может быть назначен специалист, имеющий специальное высшее медицинское, психологическое или педагогическое образование. Персонал распределяется согласно разделам проекта. Например, разделом проекта «Проживание» является уход, для чего необходимы младшие медицинские сестры, волонтеры, буфетчицы, уборщицы, парикмахер.

В социальной сфере: социальный работник, психолог, младшие медицинские сестры, волонтеры, сестра хозяйка, помощник сестры хозяйки, дежурная медсестра, сотрудники СПб БОО «Перспективы».

В медицинском обслуживании: врачи отделения, старшая медицинская сестра, медицинские сестры, инструкторы лечебной физкультуры (ЛФК), массажисты, физиотерапевтическая медицинская сестра, стоматолог, специалисты извне, врач-консультант, психолог.

В разделе «Реабилитация» персонал распределяется по следующим подразделам таким образом:

1) В медицинской реабилитации участвуют: инструкторы ЛФК, медицинские сестры, физиотерапевтическая сестра, массажисты, консультанты, стоматолог, психолог, ответственный за технические средства реабилитации.

2) Социальная реабилитация: руководитель театра, трудинструкторы, руководитель художественной студии, руководитель рукодельной мастерской, руководитель столярной мастерской, рекреационный педагог, сотрудник «Перспектив» по религиозному обучению, сестра хозяйка, помощница сестры хозяйки, волонтер (прогулки, поездки), педагог, логопед, социальный работник, медицинские сестры, инструктор ЛФК.

3) Трудовая реабилитация (учеба, занятость, работа): педагог, социальный работник, младшие медсестры, психолог, волонтер, врач, сестра хозяйка, буфетчицы, помощник сестры хозяйки, инструктор ЛФК, инструктор по кулинарии, руководитель рукодельной мастерской, руководитель столярной мастерской, руководитель керамической мастерской, педагог компьютерного класса, руководитель бригады, зам. директора по АХЧ (хозяйственной части), главный инженер.

Важным пунктом нормализации жизни подопечных интерната является организация повседневной деятельности и досуговых мероприятий:

1) Организация обучения и образования: практическое обучение для самообслуживания, развитие коммуникативных навыков, удовлетворение познавательных потребностей, допрофессиональная подготовка.

2) Создание условий для трудовой деятельности подопечных: создание рабочих мест и их адекватное оборудование, обеспечение сопровождения при трудовых процессах (квалифицированные трудинструкторы в необходимом количестве).

3) Создание условий для творческой самореализации проживающих по разным направлениям: театр, художественное творчество, литературная деятельность, хоровое пение, музыкальные занятия.

4) Поддержка духовной жизни подопечных: предоставление возможности участвовать в церковных Таинствах и молебнах (выезды в церковь, регулярные службы в часовне, совместная молитва), предоставление возможности беседовать об интересующих их вопросах о добре и зле, о жизни и смерти, помощь в осознании связи христианского учения с жизнью человека. Организация досуга: посещение театров, концертов, музеев, выставок, организация праздников и других культурных мероприятий, организация спортивных праздников, организация летних палаточных лагерей и многодневных поездок.

Участие волонтера в жизни молодого человека с множественными нарушениями в развитии, проживающего в интернате, является неотъемлемой частью проекта.

Обязанности волонтера: 

1) Оказывать внимание нуждам каждого подопечного своей группы: выяснять эти нужды (с говорящими подопечными - разговаривать, с неговорящими - искать способы понять их), понять, что может делать сам подопечный, в чем может помочь волонтер, а в чем требуется помощь других людей и организовать процесс реализации этих нужд.

2) Заниматься с тем подопечным, который не идет на занятие.

3) Учить подопечных помогать другим (друг другу, волонтерам, младшим медсестрам), организовывать по возможности групповую работу - в идеале у каждого подопечного должно быть свое задание в группе.

4) Давать каждому подопечному минимум 1 раз в неделю и минимум 20 мин. побыть одному с волонтером в определенный день и час. Подопечный должен заранее знать об этом. В таком случае, он заранее ждет этого времени, рассчитывает на него.

5) Вместе с подопечными и младшими медсестрами обустраивать личный уголок подопечного (стенка над кроватью, личный шкафчик, тумбочка), улучшать по возможности бытовые условия подопечных - заботиться об их комфорте.

6) Вместе с младшими медсестрами следить за гигиеной подопечных.

7) Помогать подопечным в организации дней рождений (вместе составлять списки гостей, обсуждать меню, место, где все будет происходить), участвовать в организации сезонных праздников, при этом побуждать самих подопечных проявлять инициативу.

8) Готовить подопечных к занятиям.

9) Следить за одеждой подопечных: вместе с подопечными подбирать им подходящую одежду, следить за порядком в шкафу и разбирать его, а также следить за тем, чтобы подопечные были чисто, опрятно и по размеру одеты.

10) Помогать подопечным в приеме пищи (там, где это требуется)

11) Вместе с подопечными 1 раз в неделю ходить за покупками.

#####