Сопровождаемое проживание людей с ограниченным
возможностями в России
#

Проект софинансируется ЕС

#
Цветовая схема###
Размер шрифта А А А

СПб БОО «Перспективы»: Учебные и творческие мастерские как способ самореализации взрослых с ТМНР в условиях ПНИ

Программа реализуется на территории Психоневрологического интерната №3. На отделениях проживают молодые люди, после 18 лет, имеющие тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР). «Перспективы» всегда акцентировали своё внимание на работе с самыми сложными и слабыми подопечными.

В интернате мало возможностей, чтобы иметь работу, занимать своё время, учиться.

Основание творческих мастерских позволило проживающим иметь занятость, кому-то работу, хобби, изменить своё расписание жизни, и возможность просто выехать с отделения, где проживают постоянно подопечные, в другие помещения в пределах интерната.

«Каждый человек что-то умеет и может» - это наш подход к нашим подопечным. А также каждый из наших подопечных может выбрать занятие по своему интересу или отказаться от него, и мы уважаем этот выбор.

Наша программа обучения возникла опытным путём, в результате проб и ошибок. Мы пытались следовать академическому пути обучения, но увидели, что он не подходит нашим ученикам.

Цель мастерских - самореализация людей с любой формой инвалидности.

Задачи:

  • диагностика возможностей и предпочтений;
  • формирование предтрудовых навыков (концентрация внимания, развитие моторики и т.д.);
  • обучение конкретным трудовым навыкам;
  • предоставление возможности к самореализации и творчеству.

Наши мастерские носят интегративный характер. В них сходятся ребята с разными возможностями. Например, в группе может быть 1-2 слабых подопечных; 1 подопечный, самый самостоятельный, является помощником мастера; ещё 3-4 ребят с разными уровнями самостоятельности.

Наши принципы обучения:

1. Индивидуальный подход. Программа обучения конкретизируется и пересматривается в процессе работы.

2. Наши изделия – это продукт коллективного труда. Например, в керамической мастерской создано изделие, а в мастерской рукоделия это изделие покрывают грунтовкой и раскрашивают.

3. Мы учим каждого тому, что он сможет делать максимально самостоятельно.

4. Мы занимаемся с подопечными творчеством, одновременно развивая у них технические навыки. Перед учениками ставится определённая задача, которую они должны выполнить. Хотя это творческое занятие (занятость), мы акцентируем внимание не на получении удовольствия от процесса работы, а на воплощении своего замысла и соблюдении технологии.

5. Для нас важно, чтобы психическое состояние наших подопечных не ухудшалось, а улучшалось. Педагогами было замечено, что приходя на занятия с отделения, подопечные рассказывают о своих конфликтах, сложных ситуациях, которые они переживают и не могут разрешить самостоятельно. Поэтому педагоги вводят в занятия чайную паузу, чтобы в дружеской обстановке поговорить с подопечными, помочь им. Молодые люди учатся налаживать дружеский контакт в группе друг с другом. Приходя на занятие, педагог видит в каком эмоциональном состоянии находится подопечный и корректирует свои задачи, в зависимости от этого.

Учитывая всё это, мы стараемся подобрать каждому ученику то сочетание творческой и технической работы, которое больше всего подходит именно для него и создать благоприятные условия, для каждого подопечного, кто хочет посещать мастерские.

Мастерские - это часть проекта «Занятость», цель которого - обеспечить интересную и полезную деятельность, которая позволит им развиваться дальше и открывать для себя что-то новое. В интернате для ребят оборудованы мастерские четырех видов: столярные, керамические, рукодельные и мастерская мыловарения.

Деревянная мастерская начала свою работу с 2003 года, на сегодняшний день мастерская работает 5 дней в неделю, и занятия посещают 42 ученика. Ребята учатся правильно и безопасно работать с инструментом и изготавливают различные сувениры из дерева.

Керамическая мастерская была создана в 2008 году. Занятия проходят 2 раза в неделю, ее посещают 18 молодых людей. Ученики мастерской работают с глиной в разных техниках, создавая вазы, тарелки, подсвечники, горшки для цветов) и даже рождественские игрушки: рыбок и ангелов.

С января 2013 года начала свою работу самая молодая мастерская – мастерская мыловарения. Мастерская работает 2-3 дня в неделю, занятия посещают 14 ребят, которые уже научились делать мыло различной формы и цвета, каждое из которых имеет неповторимый аромат. Занятия в этой мастерской с радостью посещают и незрячие ребята, т.к. процесс изготовления мыла предполагает выбор форм, запахов, что хорошо получается у всех без исключения. Интерес к созданию мыла также подкрепляется тем, что готовым изделием можно не только любоваться, но и использовать по прямому назначению.

В мастерских рукоделия занятия делятся на три основных направления: ремонт одежды, эрготерапия, рукоделие. На занятиях по ремонту одежды ребята учатся делать мелкий ремонт одежды, воспитывают в себе желание быть аккуратными и опрятными. Занятия по эрготерапии – это занятия для самых слабых ребят. Цель этих занятий – поддерживать умственные и физические способности ребят на оптимальном уровне. На занятиях по эрготерапии ребята складывают пазлы, различные головоломки, перекладывают или рассортировывают по группам какие-либо предметы, рисуют. На занятиях по рукоделию подопечные вышивают, ткут, с помощью техники декупаж дают новую жизнь старым вещам: из использованных бутылок делают красивые вазы, из старых пластинок – замечательные часы.

В компьютерном классе выпускается газета, которую делают сами подопечные, выступая в роли журналистов, фотографов, редакторов и идейных вдохновителей.

Мастерские открыты 5 дней в неделю. С 9.30 до 16.30. Кто-то из ребят приходит один раз в неделю, кто-то приходит каждый день. Есть расписание.

В своей работе мы сталкиваемся с вопросом: Что такое наши мастерские? Это творчество, или обучение, или может быть работа?

В некоторых направлениях, таких как кулинария, работает мастер-педагог два раза в неделю, и ребята обучаются приготовлению блюд. После экзамена, если он сдан успешно, подопечные переходят в помощники мастера-педагога в кафе.

Проживающие могут применить свои навыки и желание трудиться и не только в мастерских.

Мы создали рабочие места для наших ребят. Мы предлагаем: места уборщика помещений, кухонного рабочего (помощник педагога при подготовке еды), помощника мастера-педагога в мастерской рукоделия, рабочего по стирке, вахтёра на отделении (дежурство на дверях) и работников бригады - это 4 подопечных, которые обучаются мелкому ремонту мебели под контролем инструктора. За каждый месяц подопечные получают вознаграждение. Это мотивирует и социализирует ребят.

Мы относимся к проживающим, независимо от диагноза и нарушений, как к взрослым людям, имеющим право на работу и уважение. Это позволяет раскрыть творческий потенциал подопечных, привить им трудовые навыки, позволяет нормализовать жизнь, насколько это позволяют условия интерната.

Весной 2015 г. изделия керамической мастерской появились в магазине . Вырученные от их продажи деньги идут на покупку оборудования и материалов.

 

#####