Сопровождаемое проживание людей с ограниченным
возможностями в России
#

Проект софинансируется ЕС

#
Цветовая схема###
Размер шрифта А А А

СПб БОО «Перспективы»: Воспитание среды (интегративные и публичные арт-проекты с участием жителей ПНИ)

Шифферс Елена Евгеньевна – актриса и театровед, координатор арт-программы БОО «Перспективы», руководитель международного проекта «Театр без границ» с российской стороны.

Театральная и Арт-студия БОО «Перспективы» были созданы в психоневрологическом интернате №3 в 2000 и 2001 году и являются частью впечатляющей гуманитарной программы организации для взрослых людей – жителей закрытого государственного учреждения. Сейчас в обеих студиях занимаются около 60 человек в неделю, которые живут на семи различных отделениях интерната. Это люди в возрасте примерно от 20 до 45 лет и это люди с тяжелыми множественными нарушениями.

Сразу следует сказать, что мы создавали именно студии. Это не учебные классы, где кто-то кого-то учит, как надо рисовать, или играть в спектаклях. Наши студии - это, скорее, сообщества людей, которых объединяет любовь к искусству, желание заниматься творческими проектами и несомненные художественные амбиции. Сейчас, когда прошло уже столько лет работы студий – 13 и 14 лет, можно сказать, что наши ценности и концептуальные приемы формировались совместно сотрудниками студий и особыми художниками и артистами – здесь авторство равноценно.

С первых дней знакомства с жителями интерната – будущими коллегами, нам (я являюсь руководителем театральной студии, в арт-студии работают психолог и художник) уже было абсолютно ясно, что нашей главной задачей станет сохранить самобытность – аутентичность творчества особых людей, представить их такими, какие они есть в их произведениях. («Интеграция – это возможность быть самим собой среди других», Бенгт Нирье). А также сделать все зависящее от нас, чтобы творческие возможности и достижения особых художников и артистов стали известны широкой публике. Ясность цели возникла отнюдь не потому, что нами двигала жалость или чувство долга. Мы были восхищены, и восхищаемся до сих пор уникальными творческими способностями людей с особенностями в развитии, их поразительной самоотдачей и мотивацией к изменениям.

Чтобы подкреплять «экологичность» нашей работы и собственную мотивацию, мы изучали материалы, посвященные культурной и социальной роли особых людей в истории человечества. Особенно здесь хочу отметить статьи А.М. Панченко «Юродство, как зрелище» и «Юродство, как общественный протест». В трудах Панченко подчеркивалась социокультурная роль юродивых – роль зеркала, как забота о нравственном здоровье общества, как ответ «суетному и горделивому миру». Особенности поведения юродивых - особых людей, их органичную театральность я стала использовать, создавая спектакли нашей студии в интернате, а затем и в спектаклях международного проекта «Театр без границ». Экстравагантность и, в то же время, минимализм юродской эстетики стали актуальными эстетическими критериями для экспериментов театральной и художественной студий.

На первые спектакли театральной студии и на выставки в интернате мы сразу стали приглашать гостей. В представлениях театральной студии принимали участие не только наши подопечные, но и сотрудники, волонтеры организации и гости. Происходила некая взаимная интеграция, ведь наши гости в те годы (начало 21 века!) в большинстве не знали об огромном количестве людей с тяжелой инвалидностью, которые жили в огромных гетто в пригородах Петербурга. Одновременно с приглашением гостей в интернат мы стали организовывать мероприятия и выставки в Петербурге. Мы проводили выставки в самых разных местах - в музее Анны Ахматовой, в Законодательном собрании СПБ, в коммерческих организациях и банках, в администрации Центрального района была выставка. Так мы старались включить наших художников в жизнь общества – напомнить о них, представить их, привлечь внимание к ним. Мы завоевывали для особых людей публичное пространство, чтобы вернуть их туда.

Примерно к 2007 году география наших проектов расширилась значительно – мы начали реализацию международных проектов. Были организованы выставки художников арт-студии в Германии и Швейцарии. В Петербурге появились новые выставочные площадки, которые интересовались искусством особых художников – модные креативные пространства, частные Галереи, по-прежнему нас приглашали государственные музеи для организации выставок. В 2007 году началась история международного проекта «Театр без границ», которая этого момента успешно продолжается, в проекте принимают участие жители интерната, вместе с сотрудниками «Перспектив» и сотрудниками интерната. Все три спектакля «Театра без границ» были показаны в трех странах участницах: в России, в Германии и в Швейцарии. В Петербурге спектакли проекта игрались в профессиональных театрах. Летом 2014 года художники арт-студии были приглашены для участия в международном биеннале современного искусства Манифеста 10. Выставка арт-студии прошла в Атриуме Главного Штаба Эрмитажа. Спектакль «Театра без границ» включен в программу всероссийского профессионального театрального фестиваля «Арлекин». За все годы работы театральной и арт-студии в психоневрологическом интернате о нашей работе и о ярких талантах наших художников и артистов сделано множество публикаций в российской и международной прессе, сделаны сюжеты на ТВ и радио разных стран, сняты фильмы. Таким образом, можно сказать, что жители интерната до недавнего времени забытые обществом, получили признание множества прогрессивных людей, значительную часть которых составляют люди из профессиональных творческих сообществ. Тот факт, что интегративные, публичные арт-проекты «Перспектив», авторами и участниками которых являются жители интерната, приглашаются для участия в престижных мероприятиях культурного пространства Петербурга и европейских стран, говорит о конкурентно способности этих проектов. Их успешность объясняется, с нашей точки зрения, тем, что в создании наших арт-проектов участвуют люди с особенностями в развитии, которые выступают в традиционной для себя роли – обращают общество к нравственным вопросам.

«Люди с особенностями в развитии действительно напоминают о ценности жизни любого человека своим существованием. Потому что даже в демократическом обществе этот тезис формален – на деле это не так, но об этом надо напоминать. Это – их вклад» - Карл Грюневальд.

Октябрь 2014, Санкт-Петербург

  

Публикации:

«Человеки и животные в коробках из-под кефира» от 29.04.16 на сайте Colta.ru

«Кофе со льдом» о персональной выставке Ольги Сербиной на сайте ТБН

#####