Сопровождаемое проживание людей с ограниченным
возможностями в России
#

Проект софинансируется ЕС

#
Цветовая схема###
Размер шрифта А А А

Центральный округ

Программа поддерживаемого трудоустройства благотворительного фонда "Лучшие друзья" (Москва)

В 1989 году в США была основана Международная некоммерческая организация "Best Buddies", открывающая новые возможности для людей с нарушениями развития и интеллекта.

В России с 2009 года существует благотворительный фонд "Лучшие друзья". Он помогает людям с нарушениями развития и интеллекта познакомиться и подружиться со сверстниками без инвалидности, устроиться на достойную работу, начать самостоятельную жизнь. Совместными усилиями все участники программ фонда создают инклюзивное общество, основанное на дружбе.

Миссия организации - формирование глобального волонтерского движения, создающего возможности индивидуальной дружбы, интегрированного трудоустройства и развития лидерских качеств для людей с нарушениями развития и интеллекта.

Программа поддерживаемого трудоустройства в России начала действовать в конце 2014 г. Ее цель - способствовать интеграции в общество людей с нарушениями развития и интеллекта.

Заставка для - «Лучшие друзья» на работе

Заставка для - Наша Наташа в Kidzania Заставка для - Сладкая жизнь

  • Координатор и кураторы программы поддерживаемого трудоустройства проводят с участниками тренинги, мотивационные интервью, а также подробное анкетирование как самих участников, так и их родителей, педагогов, бывших работодателей – с целью выяснить умения и интересы каждого соискателя.
  • Проводятся тренинги для руководителей и сотрудников компаний, готовых взять на работу людей с нарушениями развития и интеллекта.
  • В процессе сопровождаемого трудоустройства проводится оценка будущего рабочего места участника программы.
  • При трудоустройстве людей с нарушениями развития и интеллекта в течение всего необходимого времени оказывается поддержка и работодателям, и работникам. Это помогает последним освоиться: познакомиться с коллегами, обрести новые навыки, освоить рабочие обязанности, запомнить дорогу от метро до работы и пр.

Часто задаваемые вопросы по трудоустройству: Если вы родитель, Если вы работодатель.

Успешные истории трудоустройства: 08.05.15 Кристина в Papa John’s, 22.05.15 Миша и Саша в Computershare, 26.08.15 Антон в Mon bon, 04.12.15 Кристина в НРК, Юля в Bio Food Lab,  Аня в Papa John’s, 22.08.16 Наташа в Kidzania, 18.10.16 Максим в кинотеатре "Пионер", 16.11.16 Вика и Рома в кафе "Шпана", 08.06.17 Женя и "Правмир", 26.06.17 Ваня и ресторан "Рибамбель", 13.07.17 Дмитрий и "Шеф Маркет", 20.09.17 Максим в компании "Кнопка"

Адрес: 115114, Москва, ул. Летниковская, д. 11/10

Телефон: +7 (495) 725-39-82

Эл. почта: office@bestbuddies.ru

Сайт: https://bestbuddies.ru

Страница в Фейсбуке

Страница ВКонтакте

Директор фонда: Денис Роза

Эл. почта координатора по поддерживаемому трудоустройству: anna@bestbuddies.ru

Материалы:

Вебинар "Поддерживаемое трудоустройство людей с инвалидностью", 12.05.17

Статьи бывшего координатора программы Марии Ищенко в ее блоге на проекте "Сноб":

"Как работают люди с лишней хромосомой", 19.03.14

"Как работают люди с лишней хромосомой. Постскриптум год спустя", 20.03.15

"При прочих равных", 02.06.15

"Мон Антон", 24.08.15

"Обычная работа для особенных людей", 18.11.15

"Командный зачёт", 21.12.15

Публикации:

"Взрослый с синдромом Дауна в России: за бортом жизни?", 11.12.15

"Давайте по-честному: кто готов принять сотрудника с синдромом Дауна?", 21.03.16

"Как кафе "Шпана" и люди с особенностями нашли друг друга", 28.11.16

***

Мастерские благотворительного центра поддержки лечебной педагогики и социальной терапии "Рафаил"

Центр "Рафаил" основан в 1991 году.

Миссия центра: содействие повышению качества и уровня жизни инвалидов и членов их семей.

Задачи центра: организация психолого-педагогической помощи и социокультурной реабилитации инвалидов с интеллектуальными и психическими нарушениями и их семей.

После окончания школы для молодых людей с инвалидностью, в том числе с физическими и умственными нарушениями, наступает очень важный период жизни. У них появляется возможность овладеть практическими навыками и попробовать себя в работе с различными материалами.

В Центре "Рафаил" созданы условия для участия в посильном труде в мастерских по программе постшкольного образования "Горница".

Цель: помощь в профориентации и приобретении социально- трудовых навыков, творческая реабилитация и психологическая поддержка  методами искусства.

Работают мастерские: свечная, ткацкая/валяльная, текстильная, ведение домашнего хозяйства, работа с деревом, в которых созданы условия для реализации и развития творческих возможностей: индивидуальные спроектированное оборудование, работа с экологически чистыми материалами, регуляция и развитие отношений доверия с педагогом-мастером, личностно-ориентированный маршрут. Используются адекватные состоянию воспитанника индивидуально ориентированные педагогические технологии и реабилитационные методики, доброжелательная атмосфера.

В мастерских работают квалифицированные социальные терапевты, получившие специальную подготовку и прошедшие стажировку в подобных центрах Западной Европы, за счёт чего достигается высокий уровень социально-бытовой, социально-трудовой и социокультурной адаптации воспитанников.

Работа в мастерских с 11.00 до 17.00. Гармоничное сочетание/чередование посильного труда с занятиями художественным творчеством создает благоприятную, терапевтическую среду для развития личности молодого инвалида.

По окончании обучения по программе постшкольного образования  выдаётся свидетельство.

Руководитель центра: Валентина Николаевна Загрядская

Адрес: Москва, Оболенский пер. д. 9, корп. 3

Тел.: +7 (499) 246-39-97; +7 (905) 564-46-32

Эл. почта: rafailm@mail.ru

Сайт: www.rafail-10.ru

Страница в Фейсбуке

Публикации:

"Центр "Рафаил": добро пожаловать, пока мы есть", 23.06.14

***

Мастерские благотворительного фонда "Жизненный путь" (Москва)

Для того, чтобы помочь семьям поддержать подростков и взрослых с серьезными нарушениями развития, Региональная благотворительная общественная организация "Центр лечебной педагогики" учредила в 2009 году Благотворительный фонд "Жизненный путь".

Среди проектов фонда:

Столярная мастерская "Артель блаженных"

"Артель" была создана по просьбам родителей выросших особых детей. Это предприятие для людей, имеющих мало шансов найти работу, а ведь возможность работать для них — не только вопрос заработка, но и один из немногих способов сохранить человеческое достоинство.

Предприятие началось как столярная мастерская и поначалу выпускало только деревянную продукцию, но со временем здесь начали использовать и другие материалы.

На сегодняшний день в "Артели блаженных" в процесс социально-трудовой адаптации включены 25 молодых человек в возрасте от 16 до 38 лет. Четверо из них — выпускники коррекционных интернатов для детей, оставшихся без попечения родителей, остальные росли в семьях.

В команде проекта также работают специалисты, более 10 лет занимающиеся социальной реабилитацией подростков и молодежи с особенностями развития — мастера, психологи, педагоги.

На занятиях в небольших группах по 3-4 человека вместе с ними и волонтерами ребята создают сувениры из картона, дерева, войлока и бумаги. Которые впоследствии успешно реализуются. За последнее время у мастерской появились постоянные заказчики.


Таким образом молодые люди с особенностями в развитии получают социально-трудовую реабилитацию, навыки общения в трудовом коллективе, социализируются и становятся более коммуникабельными. Но главное, уже удалось добиться очень важной вещи — эти люди обрели чувство ответственности и самоуважение, без которого невозможна их дальнейшая адаптация в обществе и на работе.

Страница в Фейсбуке

Страница ВКонтакте

Публикации:

"10 самых душевных вещей "Душевного базара на Planeta.ru"", 01.11.16

"Объяснить охраннику", 09.02.17

"Быть как все", 16.03.17

"Мечта на экспорт", 07.04.17

"Можно я буду работать?", 22.11.17

"Веселые старты", 12.03.18

"Особая керамика на ВДНХ"

Это содружество художников, керамистов и лечебных педагогов, среди которых есть люди с аутизмом и другими ментальными проблемами.

Мастерскую поддерживают Центр лечебной педагогики, Технологический колледж №21 и фонд "Выход", а также все, кто любит их керамику.

Каждое изделие: ваза, рельеф или рисунок на чашке — результат индивидуального восприятия автора, его размышление о жизни.


Визитная карточка мастерской - чашки со стихами Германа Лукомникова, которые с удовольствием покупают на художественных выставках и ярмарках. А необыкновенные, радостные рисунки для чашек, ваз, панно и тарелок созданы работниками мастерской - выпускниками Технологического колледжа №21, которые оказались слишком "особыми" для того, чтобы работать на обычном керамическом производстве.

Юлия Липес, педагог: "Раньше педагоги и психологи в большей степени определяли то, что происходит в мастерской. Сейчас процессом руководит художник. Роль педагогов изменилась, они тоже освоили керамические технологии, отвечают за какие-то технические операции. Моя задача как педагога состоит в том, чтобы найти каждому его место в мастерской, правильно распределить обязанности.

Мы все вместе формулируем правила, которые помогают работать и уважительно относиться ко всем сотрудникам. Алёна, например, предложила такое правило: "Не обижать никого, особенно – меня". Мы согласились - это подходит всем".

Тамара Лаврентьева, художественный руководитель: "Обучение художников обычно строится по сложившимся канонам, а сам ученик впитывает все правила этой системы, штудирует историю искусств, учится профессионально работать с цветом и формой. Но как бы ни были они талантливы и смелы, в свободе творчества им до наших учеников далеко. Мы не можем готовить профессионалов в понимании художественных вузов. Но работы наших учеников оригинальны, спонтанны и интересны зрителям. А значит, можно организовать профессиональную нишу, основываясь на их творческих дарованиях.

Изделия мастерской можно купить в "Циферблате".


В 2016 году мастерская перехала в Парк ремесел на ВДНХ.

Журналист и попечитель фонда Жизненный путь" Вера Шенгелия писала: "Мечтаешь, мечтаешь - потом бах, и все получается. Невозможно привыкнуть. Весной мы пришли в павильон Свиноводство между прочим на ВДНХ, ходили там, смотрели на штукатурку, трубы. А нам говорили - тут будет Центр ремесел и мы вас ждем.

Я не могла поверить: керамические мастерские для особенных взрослых будут рядом с другими мастерскими, с обычными. Не в подвале, не в каком-то закрытом специализированном месте. А вот так - на глазах у всех. Потом мы стали переезжать и сломалась печка. Но вы помогли собрать половину, а еще половину дал один прекрасный друг. Потом мы нашли немного денег на диван и стеллаж. Одна девушка подарила нам столы. Кто-то отдал стулья. Потихоньку ребята стали приходить заниматься. Обживаться. И вот наконец - 25 сентября, в это воскресенье у нас будет прямо настоящее открытие. С ярмаркой, музыкой и со всем остальным".

Публикации:

""Особое" искусство — не значит "хуже обычного"", 03.07.09

"Особая керамика", 02.07.15

"Особая керамика от особых художников", 19.09.16

"Открывается "Особая керамика на ВДНХ"", 20.09.16

"В "Парке ремёсел" на ВДНХ откроется мастерская "Особая керамика"", 21.09.16

"Люди с аутизмом и синдромом Дауна — о том, где они работают и как тратят деньги", 10.10.16

"Выставка "Первичное и вторичное"", 05.03.18

Страница в Фейсбуке

Страница ВКонтакте

Страница на сайте ВДНХ

Программа "Рабочий полдень"

Одна из проблем, с которой сталкивается каждая семья с особым ребенком, – это нехватка или отсутствие свободного времени. Для многих семей эта проблема остается актуальной в независимости от возраста их ребенка. Программа "Рабочий полдень" была открыта прежде всего для того, чтобы предоставить родителям таких детей и подростков возможность отдыха.

Три раза в неделю волонтеры на четыре часа приходят на ВДНХ, чтобы  пообщаться с воспитанниками, в то время как родители получают возможность отдохнуть, уделить время другим членам семьи или, к примеру, сделать какие-то дела, которые сложно выполнить с их ребенком (например, спокойно сходить в магазин, к доктору, в парикмахерскую, просто погулять). За день она может принять не больше 20 человек, так как все участники программы требуют индивидуального сопровождения.

Помимо волонтеров в "Рабочем полдне" принимают участие психолог (руководитель программы), музыкант, ведущие кулинарной и творческой мастерских. Здесь каждый занимается, чем может: ребята общаются, поют и слушают песни под гитару, работают в мастерских, обедают, гуляют.


Публикации:

"В соцсетях проходит флешмоб #рабочийполдень в поддержку занятости людей с ментальной инвалидностью", 28.10.16

***

Особые Мастерские (Москва)

Центр социальной адаптации и профессиональной подготовки в ГОУ СПО Технологический колледж № 21 - совместный проект РБОО "Центр лечебной педагогики" и Департамента образования города Москвы.

В 2006 году по инициативе и при активном участии ЦЛП в ГОУ СПО Технологический колледж № 21 (Восточный административный округ города Москвы) в рамках городской экспериментальной площадки Департамента образования города Москвы, было создано структурное подразделение "Центр социальной адаптации и профессиональной подготовки" для молодых людей с нарушениями умственного и психического развития.

Это было первое в Москве, да и в России, подразделение такого рода в государственном учреждении профессионального образования.

 В 2009-2010 учебном году в мастерских обучалось 45 человек, а с 1 сентября 2010 года обучаются уже 75 человек, многие из которых – взрослые воспитанники Центра лечебной педагогики. 10 человек работают в мастерских в качестве подмастерий.

В основу обучения положены принципы, разработанные ранее в предпрофессиональных мастерских Центра лечебной педагогики.

Молодые люди обучаются в керамической, полиграфической, столярной, текстильной и цветоводческой мастерских.

Срок обучения с 1 сентября 2010 года - 6 лет. В перспективе – создание при колледже Центра ремесел с адаптационными рабочими местами для молодых людей, прошедших профессиональное обучение в колледже. Помимо обучения профессиональным навыкам в мастерских большое внимание уделяется общению и экскурсиям.


Ольга Волкова, руководитель проекта:

История появления этих мастерских – мастерских в Технологическом колледже № 21 во времени растянулась на пять лет. Созданные в 1998 году предпрофессиональные мастерские в Центре лечебной педагогики уже не могли вместить всех выросших воспитанников, которые могли и хотели работать в них. Надо было переходить на другой уровень: расставаться с детским учреждением, чтобы наши воспитанники – люди старше 18 лет – переходили из детства во взрослую жизнь.

На деле всё оказалось не просто, так как в Москве помещения безумно дорогие, а благотворительностью (пустить нас, чтобы мы могли организовать ремесленные мастерские) никто не жаждал заниматься. Государственные чиновники нас замечать не хотели. Это был 2002 год. Мне даже в какой-то момент показалось, что ничего не получится, нас нигде не ждут… В трудный момент нас поддержали руководители школы, помогли керамической мастерской продержаться до получения постоянного помещения. Мы продолжали "надоедать", обращаясь в Департамент образования Москвы, понимая, что организация достойной жизни наших воспитанников – людей с ограниченными возможностями – прямая обязанность государства. Мы хотели получить помощь в организации их профессионального обучения, чтобы потом создать систему поддерживаемого трудоустройства.

Нам просто очень повезло: мы познакомились с директором Технологического колледжа № 21 Николаем Дорофеевичем Раздобаровым, который не просто принял нас в свой колледж, открыв Центр по профессиональной подготовке молодых людей с ограниченными возможностями, но с огромным пониманием отнесся к этому проекту, переживая вместе с нами все сложности на этом пути. Наверное, окончательно мы почувствовали его безоговорочную поддержку, когда на встрече с нашими воспитанниками и руководством Центра лечебной педагогики он сказал о необходимости задуматься над созданием Центра ремёсел, где выпускники будут в дальнейшем работать – об этом мы могли только мечтать… У нас большие планы, без их осуществления начатое дело – обучение наших ребят профессиональным навыкам в творческих ремесленных мастерских – не изменит их положения в будущем. Очень хочется, чтобы всё получилось у нас и у них, чтобы и в других городах России смогли воспользоваться нашим опытом.

Николай Дорофеевич Раздобаров, директор колледжа № 21:

Дети и подростки должны иметь возможность получить образование (в том числе и профессиональное) – с этим согласны все. По крайней мере, на словах. Все при этом знают – или догадываются – что людям с ограниченными возможностями (физическими или умственными) непросто найти место, где они могли бы учиться и получить профессию. Это большая проблема. В 2005 году московское правительство поставило задачу "охватить образовательным полем" всех таких людей. На совещании в московском Центре лечебной педагогики директорам колледжей был показан документальный фильм, знакомящий с особенностями и проблемами наших потенциальных будущих учеников. Не скрою – оценив сложности и не чувствуя себя достаточно компетентными в таком "особом" образовании, присутствовавшие браться за его организацию не решались. Все, кроме нас. И до сих пор наш колледж – единственный в этой области. Нам повезло: в колледж новые ученики пришли со своим педагогами и мастерами производственного обучения. Это были специалисты Центра лечебной педагогики, люди с большими знаниями опытом работы. Мы же предоставили им свои помещения, материальные ресурсы, навыки организации образовательного процесса, моральную и интеллектуальную поддержку. И вот результат: 75 учеников обучаются сегодня в гончарной, ткацкой, полиграфической и столярной мастерских. Мы распространяем наш опыт (приезжают коллеги, причём не только из Москвы), а для выпускников постараемся создать Центр ремёсел, где они смогут по завершении обучения остаться работать. Впереди долгий путь, и уже ясны его вехи: разработка учебных планов, предполагающих получение по окончании курса государственного сертификата по избранной специальности, создание квалификационных требований, государственного стандарта на обучение такой категории студентов и системы подготовки педагогов для подобных учреждений.

Роман Дименштейн, председатель правления Центра лечебной педагогики:

В Центре лечебной педагогики ремеслам придается большое значение как важному терапевтическому средству в занятиях с детьми. Ребенку предлагают лепить, шить или работать с деревом, и выбор ремесла обусловлен не склонностями ребенка, а терапевтическими задачами, которые будут решаться в рамках этой деятельности. С возрастом, когда человек формируется как личность, встаёт задача найти способ, которым он сможет выразить себя в мире. Иногда это непросто. Например, у человека, который не может пользоваться речью, меньше возможностей самореализации, чем у говорящего. В поисках пути решения этой задачи мы знакомим ребят с разными ремёслами уже на новом уровне, ориентируясь не на их проблемы, а на их интересы и способности. При этом мы верим, что для каждого человека есть подходящее, свойственное ему ремесло. В результате долгих проб и наблюдений человек выбирает ремесло, которым он будет заниматься. Это уже задача профессиональных мастерских. Первые рабочие мастерские, куда принимали наших выпускников, задумала и создала Надежда Львовна Моргун – один из ведущих педагогов ЦЛП. Сейчас мастерские расширились, и их принял в свой состав технологический колледж № 21. Чем лучше человек осваивает ремесло, тем больше у него появляется возможностей что-то создать, и, тем самым, реализовать важнейшую потребность в жизни – потребность быть нужным.

Адрес: Москва, ул. Ивантеевская, д. 25

Телефон: +7 (499) 160-14-43

E-mail: 21@prof.educom.ru, olvolkov@hotmail.com

Сайт: http://om21.ru

Страница в Фейсбуке

Материалы:

Видеоролик "Шоколадная мануфактура - интеграционные мастерские", 19.11.15

Книга "Ремесленные мастерские: от терапии к профессии" / сост. Ю.В. Липес. – Электронное издание. – М.: Теревинф, 2016

Публикации:

"Труд как способ дисциплинировать себя", 01.01.11

"Где и как в Москве обучают особенных подростков", 05.06.16

"Научить мало трудоустроить: где поставить запятую?", 14.07.16

Видео "Артель блаженных", 22.03.18

А в 2010 году родился проект "Наивно? Очень":

Летом 2010-го года в Доме актера проводилась выставка-ярмарка декоративно-прикладных изделий учащихся "Особых мастерских". Актеры РАМТа приняли участие в организации благотворительной ярмарки и сыграли сказочное театральное представление для всех участников. Они были покорены работами этих необычных гончаров и ткачей. И тогда родилась идея: создать интернет-магазин необыкновенных, наивных подарков, чтобы как можно больше людей смогли приобрести эти авторские работы, сделанные с такой любовью и теплотой. Так идея воплотилась в реальное дело. Инициатором и соучредителем проекта "Наивно? Очень" стала Нелли Уварова. Появился сайт с простым и понятным адресом: www.naivno.com

Проект "Наивно? Очень" - предприятие социального предпринимательства. Социальное предпринимательство - это новаторская деятельность, изначально направленная на решение или смягчение социальных проблем общества на условиях самоокупаемости и устойчивости. У предприятий такого типа нет спонсоров и меценатов, нет финансирования со стороны фондов и поддержки государства, они существуют только за счёт самоокупаемости и выхода на уровень прибыли, получаемой от своей деятельности.

 Задача предприятия – трудоустройство людей с тяжелыми психо-неврологическими нарушениями. Как правило, люди с особенностями развития творчески одарены, нужно просто дать им возможность эти способности реализовать и зарабатывать своим талантом. Мы производим и продаём уникальные работы и тиражную продукцию с рисунками людей с особенностями развития, которая находит спрос на рынке.

В настоящее время проект создаёт собственную розничную сеть магазинов и оптовые каналы сбыта тиражируемой продукции, которые будут своей рентабельностью перекрывать расходы по содержанию производственных творческих мастерских, где создают свои авторские шедевры особые художники. А именно - работу керамической, текстильной, полиграфической и столярной мастерских.

Проект открыт для диалога по различным формам сотрудничества. На данном этапе уже понятно: искусство людей с особенностями развития может быть востребованным во всём мире и в нашей с вами власти это сделать реальностью.

Сайт: http://www.naivno.com

Страница в Фейсбуке

Страница ВКонтакте

Публикации:

"Нелли Уварова открывает магазин "Наивно? Очень"", 20.03.13

"Наивное искусство любви", 16.03.14

"Вечер в компании наивных гениев", 10.12.14

"Наивно? Очень", 02.06.15

"В центре дизайна Artplay открылся первый магазин проекта "Наивно? Очень", 10.06.15

"Наивно? Очень", 23.09.15

Онлайн-встреча с Нелли Уваровой, 11.02.16

"Наивно? Очень: могут ли зарабатывать социальные проекты", 11.03.16

"Особые художники из проекта "Наивно? Очень" оформили раздел экотоваров на Ozon.ru", 04.04.16

***

Мастерская социально-творческой инклюзии "Сундук" (Москва)

Мастерская социально-творческой инклюзии "Сундук" - это проект сопровождаемой общественно полезной дневной трудовой занятости людей с особенностями развития, которые не вписываются в стандартные рыночные трудовые отношения, однако могут найти себя в небольшой ремесленной и творческой деятельности в дружном равноправном коллективе.

Мастерская работает с 2013 года. С января 2018 года проект реализуется силами АНО ЦСП "Инклюзивная молекула" в сотрудничестве с инициаторами проекта - родительской организацией "Дорога в мир".

Межрегиональная общественная организация помощи детям с особенностями психоречевого развития и их семьям "Дорога в мир" объединяет семьи, в которых растут дети с различными нарушениями развития — аутизм, умственное отставание, детский церебральный паралич, эпилепсия, генетические нарушения и другие. В ней создаются проекты по различным направлениям — школьное обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, создание мест работы для молодых людей с особыми потребностями, устройство летних лагерей, организация сопровождаемого проживания для подростков или психологической поддержки для родителей.

Первый опыт включения в жизнь от детских реабилитационных программ до работы в адаптационных ремесленных мастерских большинство ребят получили в московском Центре лечебной педагогики. Начальными профессиональными навыками многие ребята обязаны Центру социальной адаптации и профессиональной подготовки при московском Технологическом колледже № 21 (совместный проект РБОО "Центр лечебной педагогики" и Департамента образования города Москвы).

В Мастерской ребята осваивают гончарное и швейное дело, батик, валяние, ткачество и другие ремесла.


Основные инструменты социальной адаптации:

  • Ремесленно-творческие методы

Мотивация к совместному полезному труду и взаимодействию достигается через освоение элементов гончарного, швейного и ткацкого ремесел. Мы стараемся дать возможность каждому из ребят освоить несколько ремесел, получить радость от разных видов труда.

  • Ситуационное сопровождение

Мы стремимся к совместному осмыслению пройденных в мастерской "участков жизни". У нас в Мастерской нет начальников и подчиненных, мы все учимся друг у друга.

  • Групповые тренинги развития

Тренинги с психологом направлены на выяснение интересов и предпочтений участников проекта, помощь в освоении и восстановлении знаний, формирование личной позиции и причастности к коллективу.

Результаты:

  • Работа в мастерской не только организует жизнь ребят – она дает им ощущение и опыт взрослости, общения и взаимодействия.
  • Занимаясь в комфортной атмосфере увлекательными делами и постоянно изучая новое, работники мастерской полностью вовлекаются в процесс.
  • Участие заключается не только в работе. Особенно важным мы считаем то, что коллектив специалистов вместе с ребятами планирует события, на которые можно своим трудом заработать деньги: поход в театр или в кафе, экскурсии, угощение к чаю для проведения праздников и приглашения гостей.
  • Мы учим и учимся понимать и уважать друг друга. Мы целенаправленно создаем в нашем маленьком коллективе атмосферу дружбы, искренних отношений, взаимопомощи, и каждый знает, что без него не обойтись.

Также ребята участвуют в работе основанной в 2013 году на базе благотворительного центра "Дом Мастеров" Шоколадная Мануфактура в Гагаринской Новоселке.

Материалы:

На сайте Мастерской можно запросить для скачивания несколько полезных книг, в т.ч. написанное сотрудниками Мастерской в 2013 году "Пособие в помощь сотрудникам сопровождения в местах общественно полезной дневной трудовой занятости людей с нарушениями интеллектуального развития".

Видеоролик "Шоколадная мануфактура - интеграционные мастерские", 19.11.15

Публикации:

Видеорепортаж "МОО помощи детям с особенностями психоречевого развития и их семьям "Дорога в мир"" от 30.06.2015

"Взрослый с синдромом Дауна в России: за бортом жизни?", 11.12.15

"Почему он прыгает? Как понять людей с аутизмом" от 02.04.2016

"Секреты, спрятанные в "Сундуке"", 25.04.16

"Особое ремесло" от 31.05.2016

"Научить мало трудоустроить: где поставить запятую?", 14.07.16

Видеоролик "Новый год в мастерской "Сундук"", 12.01.18

Адрес: Москва, ул. Электрозаводская, д. 21

Тел.: +7 (499) 110-50-28

Эл. почта: sunduk@ano-im.ru

Сайт: http://m-sunduk.ru

Страница в Фейсбуке

Страница ВКонтакте

Инициатор и руководитель программы: Нина Петровская

Консультант, инициатор программы Мастерской: Светлана Бейлезон

***

Центр социальной реабилитации "Турмалин" (Москва)

Реабилитационный центр "Турмалин" был учрежден Фондом в 2003 году Благотворительным фондом развития лечебной педагогики и социальной терапии "Лемниската" (фонд также осуществляет поддержку образовательного центра им. Иты Вегман (программа профессиональной переподготовки специалистов по лечебной педагогике) и кэмпхиллской деревни "Чистые Ключи", информация о которой есть в разделе "Как организовать сельское поселение").

Центр "Турмалин" обеспечивает инвалидам условия для достойной жизни: трудовую деятельность в социально защищенных условиях, здоровое окружение, и перспективу интеграции в общество и максимальной самостоятельности.

Участники проводят в центре целый день, трудясь и обучаясь в четырех художественно-ремесленных мастерских: свечной, столярной, керамической и ткацко-вяльной. В 2007 году была также открыта мастерская по изготовлению батика, а в 2009-м — кукольная мастерская.

Помимо трудовой деятельности все участники принимают участие в групповых реабилитационных занятиях утром и вечером (утренний и вечерний "круг"), где молодые люди учатся выражать свои мысли и чувства, участвуют в спектаклях, занимаются ритмикой, социальными играми, отмечают праздники и дни рождения.

В Центре "Турмалин" работают также детские группы с 10 до 15:30 часов. Здесь занимаются дети с особенно тяжелыми и множественными нарушениями развития. Некоторые из них получают образование на дому, некоторые — вообще не учатся, но в любом случае, дети оказываются изолированы от своих сверстников. В "Турмалине" они находятся в окружении ровесников, имеющих разный интеллектуальный уровень. Здесь они получают навыки общения, необходимые для дальнейшей жизни в обществе, а также базовое образование в соответствии со своими возможностями, включая занятия рисованием, музыкой, танцевальную и игровую терапию. Кроме того, специалисты проводят с каждым ребенком индивидуальные занятия.

За годы работы Центра помощь получили более 60-ти взрослых инвалидов и детей с нарушениями интеллектуального и психического развития, оказана психологическая помощь многим родителям, десятки семей получили консультацию. На базе Центра проходят практику студенты Московского Городского Педагогического Университета, а также социальную практику ученики старших классов московских школ.

Мастерские "Турмалина" — не кружки по интересам, а серьезные ремесленные группы, в которых создаются изделия, обладающие высокой художественной ценностью. Востребованность изделий – один из главных секретов серьезного отношения подопечных к своей работе. Когда они видят, что творения их рук приносят кому-то радость, им хочется делать их по-настоящему хорошо. Это создает неповторимый стиль, дает возможность творческого роста, стимулирует поиск новых художественных идей и способов их технического воплощения с учетом особенностей каждого. В нашей работе мы всегда опираемся на целостное видение человека, а не на отдельные симптомы проявления его психики или телесных нарушений. Мы стараемся в каждом человеке, независимо от степени его поражений, видеть незатронутое ядро, бесценную личность, неповторимую индивидуальность. Их существование не бессмысленно, а скорее необходимо нашему миру. На этом строится вся наша реабилитационная работа. Некоторые из наших подопечных поступают в колледж, 2 девушки вышли замуж, создали собственную семью.


Адрес: 129626, Москва, ул. Бориса Галушкина, д. 26

Тел.: +7 (495) 682-23-48 (директор, бухгалтер), +7 (495) 682-53-16 (мастерские, методист)

Эл. почта: turmaline.nko@gmail.com

Сайт: http://turmaline.ru

Страница в Фейсбуке

Страница ВКонтакте

Публикации:

"Реабилитационный центр для инвалидов под угрозой выселения", 08.10.09

"Центр помощи инвалидам не в состоянии платить столичному ЖКХ", 19.04.11

"Центр социальной реабилитации", 20.04.11

"Турмалин", 13.05.11

"Детский сад для взрослых", 02.08.11

"Труд как способ дисциплинировать себя", 01.01.11

Телерепортаж "Один день из жизни Центра социальной реабилитации", 23.03.12

Телерепортаж ""Дети дождя" учатся жить самостоятельно", 19.04.12

"Центр социальной реабилитации "Турмалин" нуждается в поддержке", 25.11.12

"Две девочки в ожидании будущего", 18.03.16

"Музыка в моей голове", 23.03.18

***

Мастерские РОО содействия социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями "Яблочко" (Москва)

Миссия организации - поддерживаемое жизнеустройство и социальная адаптация в форме реабилитационных инклюзивных ремесленных мастерских и творческого развивающего досуга.

Цель организации - создание условий для социальной адаптации и интеграции в общество людей с особенностями психического развития и членов их семей. 

Задачи организации

  1. Укреплять и поддерживать психическое здоровье людей с особенностями психического развития.
  2. Формировать навыки самостоятельного труда в ремесленных мастерских.
  3. Формировать навыки творческой деятельности.
  4. Формировать навыки бытового самообслуживания.
  5. Укреплять физическое здоровье.
  6. Оказывать психологическую помощь членам семей, где живет человек с нарушением психического развития.
  7. Обеспечить сопровождаемую трудовую занятость людям с нарушением психического развития. 

В реабилитационных ремесленных мастерских организована постоянная трудовая занятость более 40 молодых людей с выраженными ментальными нарушениями развития, где они приобретают навыки и умения изготовления изделий ручной работы по ткачеству, вышивке, бисероплетения.

В мини-типографии изготавливают открытки, блокноты, брошюры, календари.

В школе кулинарного мастерства под руководством специалиста инвалиды научатся готовить себе простую и разнообразную пищу, смогут закрепить эти навыки и применять их дома. Каждый инвалид по окончании проекта будет иметь собственноручно изготовленную иллюстрированную Кулинарную книгу с рецептами и способами приготовления блюд, которой он сможет пользоваться дома.  Это позволит снять с семей, осуществляющих уход за инвалидом, излишнюю опеку и связанное с ней  психологическое напряжение, позволит родителям предоставить взрослому человеку больше самостоятельности.

Есть изостудия, фтостудия, музыкальная и театральная студии, проводятся занятия АФК.

"Яблочко" поддерживает связи с молодежными организациями для дружбы ребят с "обычной" молодежью.


Адрес: Москва, ул. Маршала Баграмяна, д. 7

Тел.: +7 (495) 518-43-30, Елена Юрьевна Златогуре (председатель Правления),

+7 (916) 571-32-69, Вера Григорьевна Дереновская (член Правления, координатор проекта)

Сайт: http://yablochkoclub.jimdo.com

Страница в Фейсбуке

Страница мастерских в Фейсбуке

Публикации:

"Научить мало трудоустроить: где поставить запятую?", 14.07.16

#####