Сопровождаемое проживание людей с ограниченным
возможностями в России
#

Проект софинансируется ЕС

#
Цветовая схема###
Размер шрифта А А А

Приволжский округ

Учебно-производственные мастерские «Мы есть» НРООПДиМ "Верас" (Нижний Новгород)

Нижегородская региональная общественная организация поддержки детей и молодёжи «Верас» объединяет семьи, воспитывающие детей и молодых людей с нарушениями развития. НРООПДиМ «Верас» зарегистрирована 17 февраля 2000 года.

Цель организации — создание детям и молодым людям с ограниченными возможностями равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах жизни общества, реабилитация и интеграция их в общество.

В 2004 г. в Центре социальной помощи семье и детям «Журавушка» была открыта первая служба социальной адаптации «Ступени». Ее стали посещать дети, в психолого-педагогических заключениях которых тогда еще стояло слово «необучаемый», и все программы «Верас» были направлены как раз на то, чтобы показать, что дети с нарушениями имеют право на обучение, реабилитацию, отдых, занятость, жизнь в семье.

Поскольку в госучреждении действовали жёсткие требования к возрасту ребят, посещающих службу, за бортом оказывалась не только молодёжь, но и дети дошкольного возраста, чьи родители нуждались в бесплатном получении рекомендаций по развитию ребенка, правовой и социальной помощи, а дети с тяжелыми нарушениями развития – в необходимости посещения групп развития. И в 2006 «Верас» стала искать выход из создавшейся ситуации.

У организации не было своего помещения. В результате активного взаимодействия с нижегородским департаментом образования в 2007 году на базе детского сада №110 в Автозаводском районе открылся первый специализированный центр для семей, воспитывающих детей с нарушениями развития раннего и дошкольного возраста – Консультативно-диагностический центр с символичным названием «Первые ступени».

В декабре 2008 г. совместно с общественной организацией «Радуга» была открыта Служба социальной адаптации для детей и молодых людей с тяжелыми и сочетанными ограничениями. С помощью социально ответственного бизнеса, небольшой господдержки, а также реализованным НРООПДиМ «Верас» проектам с российскими и иностранными благотворительными фондами в помещении службы были проведены ремонтные работы и служба «Радуга» получила кухню и оборудование для занятий.

В апреле 2014 года запустился проект «Дорога в самостоятельную жизнь» - служба учебного (сопровождаемого) проживания для подростков и молодых людей с нарушениями развития. Осуществление проекта будет происходить на основе социального партнерства государства и общественности. Партнерами НРООПДиМ «Верас» в проекте выступают: Министерство социальной политики Нижегородской области, Администрация города Нижнего Новгорода, ОБОИД «Радуга», бизнес-структуры и другие фонды. Пподробно о проекте можно прочитать в разделе "Тренировочные квартиры".

Несколько лет в Нижнем Новгороде проводятся благотворительные мероприятия спортивного благотворительного проекта в поддержку людей с синдромом Дауна «Спорт во благо», в которых принимают участие особые дети, их родители и друзья, а также все желающие.

НРООПДиМ «Верас» является членом Координационного Совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан, а также членом «Ассоциации в поддержку людей с ментальной и психофизическими нарушениями «Равные возможности». Входит в число членов Благотворительного совета Нижегородской области и Координационного совета по реализации государственной семейной политики в Нижегородской области. С 2012 года является грантополучателем средств региональной программы «Мы — как все». С 2013 г. является членом Ассоциации добросовестных благотворительных организаций Нижегородской области.

  • В Нижегородской области 8 551 семья с детьми с инвалидностью. В это число не входят дети, не получившие официальный статус инвалида, а также молодые люди старше 18 лет.
  • 70% случаев – это умственные, психические и комбинированные нарушения. В Нижегородской области один из самых высоких показателей среди регионов РФ (в среднем по России – 65%).
  • Очень часто молодые люди с инвалидностью живут в неполных семьях, в условиях бедности, психологического стресса и социальной изоляции. Их мир ограничивается домашними стенами, круг общения минимален. Обучение элементарным профессиям и трудоустройство становится неразрешимой проблемой для большинства из них.
  • Что ждет ребят, когда их родителей уже не будет рядом? 

15-летний опыт «Верас» занятий с детьми и молодежью с инвалидностью показывает, что они могут и хотят выполнять посильную работу и быть полноправной частью нашего общества!

Чтобы помочь ребятам с инвалидностью стать самостоятельными, найти свое место в жизни и приносить пользу другим людям, «Верас» открыл ресурсный центр «Мы есть».

Для чего?

  • Трудовая реабилитация молодых людей с нарушениями развития
  • Развитие трудовых навыков, обучение ремеслу
  • Социализация, развитие умения строить социальные отношения
  • Развитие творческих способностей и самореализация
  • Подготовка ребят к самостоятельной жизни
  • И главное – сопровождаемое трудоустройство.

Как?

Психологи Центра сориентируют ребят в выборе ремесла.

Инструкторы помогут овладеть выбранной специальностью.

Социальные работники поддержат в дальнейшем трудоустройстве.

В мастерских будет представлено несколько специальностей и ремесел, доступных для ребят с нарушениями развития:

  • Полиграфия
  • Керамика
  • Швейное дело и ткачество
  • Роспись по дереву
  • Изготовление декоративных свечей и мыла ручной работы
  • Видеостудия «Сам себе режиссер»
  • Театральная студия и др.

Где? Администрация города на безвозмездной основе выделила помещение для мастерской. Перед нами стоит задача его отремонтировать и адаптировать под нужды ребят. Это долгий и нелегкий процесс, в котором ценен каждый вклад и любое участие!

В октябре 2015 г. в помещении на Камчатской улице прошел субботник, в процессе которого отзывчивые горожане помогли собрать и вывезти весь мусор, очистить стекла, отмыть грязь и привести помещение в пригодный для дальнейшей работы вид. И в эти же дни проект профессиональных мастерских «Мы есть» одержал победу на фестивале «Большое дело» как лучший проект социального предпринимательства.

диплом Слет предпринимателей

Для того, чтобы собрать средства на ремонт и оснащение мастерской необходимым оборудованием (в первую очередь для полиграфии и керамики, в которых ребята особенно преуспевают) «Верас» проводит спортивные мероприятия, ярмарки и мастер-классы.

Материалы:

Годовые отчеты

"Резолюция участников международной конференции «За достойную и полноценную жизнь для людей с нарушениями развития в обществе. Международный и российский опыт», г. Нижний Новгород, 30 сентября - 2 октября 2014 г." от 17.11.2014

Резолюция конференции «Реализация прав людей с инвалидностью: опыт НРООПДиМ «Верас» 15 лет спустя» от 05.03.2015

Публикации:

"НРООПДиМ «Верас» приняла участие в конференции «Социальные услуги для семьи и ребенка: партнерство государства и социально ориентированных НКО»" от 07.12.2013

"Стажировка в Пскове «Обучение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Подготовка к трудовой деятельности. Организация занятости и сопровождаемого проживания»" от 26.05.2014

"В Нижнем Новгороде состоялась международная конференция «За достойную и полноценную жизнь для людей с нарушениями развития в обществе. Международный и российский опыт»" от 07.10.2014 (Резолюция участников конференции)

"Специалисты НРООПДиМ «Верас» приняли участие в международной конференции в г. Владимире" от 09.11.2014

"Общественная организации «Верас» провела конференцию «Реализация прав людей с инвалидностью: опыт НРООПДиМ «Верас» 15 лет спустя»" от 06.03.2015

"Завершился субботник «Мастерская добра»" от 30.10.2015

"Профессиональные мастерские «Мы есть» признаны лучшим проектом социального предпринимательства из НКО Нижегородской области" от 30.10.2015

"Представители «Верас» выступили на заседании Координационного Совета при Общественной палате РФ" от 25.12.2015

"Освоить профессию с «Верасом»", 01.2016

Телерепортаж "Проект мастерских для молодых людей с ограниченными возможностями в организации «Верас»" от 15.02.2016

"За круглым столом подвели итоги обмена опытом по организации сопровождаемого проживания" от 25.04.2016

"Состоялся семинар «Возможности организации работы и самостоятельного проживания людей с нарушениями развития»" от 20.06.2016

"Эксперты и родители обсудили развитие сопровождаемого проживания и занятости для людей с интеллектуальной инвалидностью как новую форму соцуслуг" от 21.06.2016

Поддержать создание профессиональных мастерских «Мы есть» можно оставив благотворительный взнос или став волонтером!

Адрес: Нижний Новгород, ул. Гордеевская, д. 42а

Тел./факс: 217-00-86, 243-15-56

Эл. почта: verasnn@yandex.ru

Сайт: http://veras-nn.ru

Страница в Фейсбуке

Страница ВКонтакте

***

Учебно-производственные мастерские ДЦ "Прикосновение" (Оренбург)

ПрикосновениеАвтономная некоммерческая организация "Диаконический Центр «Прикосновение»" с 2003 года помогает детям, подросткам и молодым людям с различными нарушениями развития в Оренбурге и Оренбургской области.

В Центре реализуются следующие программы помощи:

1. Раннее развитие детей с нарушениями.

2. Группа кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста с нарушениями развития.

3. Группа социализации и профориентации для подростков с ментальными нарушениями и аутизмом.

4. Поддержка детей школьного возраста с особенностями развития. Группа альтернативной коммуникации для невербальных детей.

5. Модельная группа для детей с осложненным аутизмом.

6. Учебно-производственные мастерские для молодых людей с ментальной инвалидностью 18+.

7. Летний интеграционный лагерь для семей, воспитывающих детей с инвалидностью из Оренбурга.

8. Летние занятия для детей с нарушениями в развитии из Оренбургской области и других регионов РФ.

9. Родительские группы — сопровождение и помощь семье в воспитании ребёнка с особенностями. 

10. Методическая поддержка специалистов Оренбургской области и других регионов РФ.

11. Консультационная поддержка семей и специалистов.

С декабря 2009 года подростки и молодые люди с тяжёлой инвалидностью имеют возможность проявить и максимально раскрыть свой потенциал в труде, творчестве, общении в учебно-производственных мастерских семейного типа.

Первой продукцией мастерских стала бумага, изготовленная из макулатуры. Подростки сами перерабатывают бумажный материал, красят его, добавляют стружку, лепестки цветов, солому. Готовую бумагу, как правило, используют при изготовлении открыток. Шаг за шагом ребята с помощью педагогов и волонтёров осваивают новые техники.

В работу мастерской активно включились и родители. Их вклад — игрушки из шерсти (фильц), вязаные украшения и предметы интерьера, аксессуары из шерсти (шарфы, головные уборы).

На данный момент учебно-производственные мастерские работают по направлениям:

  • малая полиграфия (выпуск блокнот, открыток ручной работы, закладок для книг)
  • сухое валяние (сувениры, елочные игрушки)
  • ткачество (экологически чистые шарфы из бамбука)
  • швейное дело (постельное белье, интерьерные подушки, прихватки)
  • столярное дело (скалки, разделочные доски).

Развитие мастерских семейного типа предусматривает интеграцию не только взрослеющего подростка с особенностями, но семьи в целом. Часть матерей смогли вернуться к своей профессиональной деятельности или трудятся в мастерских (по статистике, к моменту взросления детей-инвалидов их мамы в 70% случаев теряют полученную квалификацию).

Процесс интеграции в лечебно-педагогическое пространство мастерской неразрывно связан с преодолением сложностей, с которыми встречается молодой человек с особенностями на рабочем месте, и решением проблем, с которыми сталкиваются педагоги, сопровождающие и родители.

Сопровождение в мастерской – это не выполнение всей работы сопровождающим. Это необходимая поддержка в той мере, которая требуется для того, чтобы молодой человек смог выполнить задание с максимальной самостоятельностью.

Работая в мастерских, молодые люди получают за свой труд определенную заработную плату, что способствует формированию устойчивой мотивации к работе. Ведь работа должна приносить уважение, развивать социальное самосознание молодого человека и способствовать повышению уровня его жизни, обеспечивая интеграцию в общество через посильный труд.


Каждое утро в мастерской начинается с традиционного "круга", где ребята приветствуют друг друга и получают задания на рабочий день.

Каждую неделю ребята посещают развивающие занятия в классе коммуникации, где учатся общению. Каждую среду - спешат на биологию, где талантливая и увлеченная мама Елена легко и просто рассказывает о сложных явлениях и процессах. Раз в неделю проходят занятия по йоге, на которых каждый учится слушать и слышать себя.

Работа в мастерских – это первый шаг на пути к самостоятельной жизни, пройдя который можно планировать следующий этап - сопровождаемое проживание.

В апреле 2015 года стартовал проект «Забота о себе, забота о ближнем», цель которого - научить ребят с нарушениями развития и аутизмом заботиться не только о себе (что несомненно очень важно!), но и помогать другим. Поскольку в каждой группе есть ребёнок, которому нужно больше помощи, чем остальным детям, эту помощь вместе с педагогами будут осуществлять подготовленные воспитанники из учебно-производственных мастерских.

Продукция мастерских реализуется на ярмарках. И это не только поделки, но и различные вкусности!

Ребята учаться отдавать и принимать. В мае они посетили с дружеским визитом геронтологическое отделение "Долголетие", где состоялся небольшой совместный концерт и посиделки за чаем, а в мастерских, в свою очередь, прошла благотворительная акция от дружественно настроенных мастеров парикмахерского искусства "Модная стрижка для особого подростка".

Публикации:

"Им требуется «Прикосновение»" от 16.12.2010

Глазеева Маргарита и Гайсина Раушанья. Описание работы психолога с молодым человеком со сложными нарушениями развития, проводимая на базе Диаконического центра в журнале «Исцеляющее искусство: международный журнал арт-терапии» - 2011, Том 14, №2, - С.30-50.

"Больные аутизмом увидели «Жизненный маршрут»" от 11.09.2017

"Встреча в диаконическом центре «Прикосновение»" от 11.09.2014

"В Оренбурге работает центр для особенных детей" от 07.04.2017

Директор Диаконического центра «Прикосновение»: Наталья Адамовна Калиман

Адрес: 460026, г. Оренбург, ул. Самолетная, д. 89

Тел./факс: +7 (3532) 75-65-39

Эл. почта: info@osobye-deti.ru

Сайт: http://www.osobye-deti.ru

Страница в Фейсбуке

Страница ВКонтакте

***

Учебные мастерские БФ "Социальная деревня "Светлая" для людей с ОВЗ" (Пермь)

Благотворительный фонд "Социальная деревня «Светлая» для людей с ограниченными возможностями" был создан по инициативе родителей, имеющих детей с ментальными нарушениями в развитии, зарегистрирован 12 января 2009 года.

Миссия Фонда - создание в Пермском крае новых моделей проживания людей с ментальными нарушениями в развитии, альтернативных интернатному содержанию, а также оказание помощи в обучении, воспитании и развитии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

В декабре 2016 года в городском психологическом центре состоялся круглый стол «Профессиональное самоопределение детей с ограниченными возможностями здоровья», в работе которого приняли участие представители департамента образования, коррекционных образовательных учреждений города Перми, городского психологического центра. С опытом работы по профессиональному самоопределению инвалидов выступили гости из города-побратима Дуйсбурга (Германия): руководитель благотворительного общества «Жизненное пространство» Сара Гютлер, руководитель международного отдела администрации города Дуйсбурга Хайке Маус и Норберт Гатц – сотрудник мастерской для инвалидов. Ими был показан фильм о том, как работают и живут люди с ментальными нарушениями у них и как организованы для них мастерские и дома для проживания.

Благотворительный фонд "Деревня «Светлая»", руководит которым Светлана Анатольевна Калина, стал победителем четвертого конкурса по выделению грантов некоммерческим неправительственным организациям на реализацию социально значимых проектов с проектом «Учебные мастерские». Благодаря этому проекту у фонда появились дополнительные возможности реализации профессионального самоопределения молодых инвалидов с ментальными нарушениями, обеспечения их занятости и дальнейшего трудоустройства.

Реализация данного проекта начинается с января 2017 года. Панируется создание двух учебных мастерских. Одна из них – ткацкая мастерская с десятью станками ручного и ножного типов. Другая – мастерская по плетению из бересты. На данном этапе рассматриваются варианты помещений, подготовка их под мастерские, приобретение ткацкого оборудования и материалов (нитки для ткачества, береста для плетения).

Психологическую помощь в организации работы учебных мастерских будет оказывать Центр психолого-медико-социального сопровождения города Перми, на базе которого планируется открытие учебных мастерских.

Первое, на что будет направлена работа психологического центра, – это тщательная диагностика тех, кто будет обучаться, а затем и работать в мастерских. Дело в том, что не все «ментальники» способны выполнять однообразную работу, не все обладают усидчивостью и устойчивым вниманием. Кто-то предпочитает физическую работу. Встречаются и такие, что боятся большого скопления людей, хорошо работают в небольших группах. На каждого «особенного» работника психологами центра будет заведена диагностическая карта, в которой будут прописаны все его особенности, связанные с конкретной трудовой деятельностью. Все сотрудники учебных мастерских пройдут обучение на базе психологического центра по психологии и особенности поведения людей с ментальными нарушениями.

Второе направление проекта «Учебные мастерские» — создание базы данных молодых людей, желающих работать, и базы данных работодателей, которые могут предоставить рабочие места для людей с ментальными проблемами. «Этим людям удобнее было бы работать рядом с домом, их надо учить работать и трудоустраивать в небольшие магазины, кафе, управляющие компании. Из них получаются хорошие хозяйки зала, помощники повара, уборщики территорий, грузчики и другие работники, только им нужен добрый, ответственный наставник», — так считает Светлана Анатольевна. Чтобы снять подчас ложные стереотипы о людях с ментальными проблемами, планируется информационно-просветительская работа с работодателями. Знакомство с наставником предполагается «в ручном режиме», то есть в присутствии сопровождающего лица (родителя, психолога или представителя фонда). Первое время возможно кураторство над молодым человеком. Все зависит от сложности выполняемой работы, а также адаптивного периода.

Директор Фонда: Светлана Анатольевна Калина

Почтовый адрес: 614033, г. Пермь, ул. Новосибирская, 13-151

Тел.: +7 (982) 437-63-21

Эл. почта: svetlay-derevnya@yandex.ru

Сайт: www.svetlay-derevnya.ru

Страница в Фейсбуке

Страница ВКонтакте

Публикации:

"В Перми появится центр трудоустройства для людей с ментальными нарушениями" от 23.01.2017

"Инвалидам с ментальными нарушениями в Перми помогут трудоустроиться" от 24.01.2017

"Пусть меня научат" от 02.02.2017

"Особые люди" от 10.02.2017

#####