Сопровождаемое проживание людей с ограниченным
возможностями в России
#

Проект софинансируется ЕС

#
Цветовая схема###
Размер шрифта А А А

Апрель 2014

Законотворчество

Зарегистрирован проект утверждающий примерный федеральный перечень социальных услуг

Проект Правительства РФ «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг»

В соответствии с п.3, ст. 7 нового закона об основах социального обслуживания к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания отнесено утверждение примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг.

Данный Проект разрабатывается во  исполнение данного положения.

В частности, при стационарных формах социального обслуживания, к социально-бытовым услугам будут относиться:

а)      предоставление площади жилых помещений, согласно утвержденным нормативам;

б)      обеспечение питанием согласно утвержденным нормативам;

в)      обеспечение мягким инвентарем (одеждой, обувью, нательным бельем и постельными принадлежностями) согласно утвержденным нормативам;

г)       уборка жилых помещений;

Помимо социально бытовых раскрываются следующие виды услуг:

- Социально-медицинские:

- Социально-психологические:

- Социально-педагогические:

- Социально-трудовые услуги:

- Социально-правовые услуги:

- Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов:

По своему правовому смыслу данный перечень должен формально заменить ранее действующий федеральный гарантированный перечень социальных услуг, но который был отменен в 2004 году.

Текст: http://regulation.gov.ru/project/14619.html?point=view_project&stage=2&stage_id=9587

 ПРОЕКТ

Об утверждении примерного перечня социальных услуг

по видам социальных услуг

 

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»  Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т :

1. Утвердить прилагаемый примерный перечень социальных услуг по видам социальных услуг.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2015 года.

 

         Председатель Правительства

         Российской Федерации                                                        Д.А.Медведев

 

УТВЕРЖДЕН

постановлением Правительства

Российской Федерации

от                       2014 г.   №

 

Примерный перечень социальных услуг по видам социальных услуг

 

С учетом индивидуальных потребностей получателям социальных услуг предоставляются следующие виды социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания:

 

  1. Социально-бытовые:

1)       в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания:

а)       предоставление площади жилых помещений, согласно утвержденным нормативам;

б)       обеспечение питанием согласно утвержденным нормативам;

в)       обеспечение мягким инвентарем (одеждой, обувью, нательным бельем и постельными принадлежностями) согласно утвержденным нормативам;

г)        уборка жилых помещений;

д)       организация досуга и отдыха, в том числе обеспечение книгами, журналами, газетами, настольными играми;

2)       в форме социального обслуживания на дому:

а)       покупка за счет средств получателя социальных услуг и доставка на дом продуктов питания, промышленных товаров первой необходимости, средств санитарии и гигиены, средств ухода, книг, газет, журналов;

б)       помощь в приготовлении пищи;

в)       помощь в приеме пищи (кормление);

г)        оплата за счет средств получателя социальных услуг жилищно-коммунальных услуг и услуг связи;

д)       сдача за счет средств получателя социальных услуг вещей в стирку, химчистку, ремонт, обратная их доставка;

е)        покупка за счет средств получателя социальных услуг топлива (в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения), топка печей, обеспечение водой;

ж)     организация помощи в проведении ремонта жилых помещений;

з)        обеспечение кратковременного присмотра за детьми;

и)       уборка жилых помещений;

3)       во всех формах социального обслуживания:

а)       предоставление гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход;

б)       отправка за счет средств получателя социальных услуг почтовой корреспонденции.

 

  1. Социально-медицинские:

1)       выполнение процедур, связанных с сохранением здоровья получателей социальных услуг (измерение температуры тела, артериального давления, контроль за приемом лекарств и др.);

2)       проведение оздоровительных мероприятий;

3)       систематическое наблюдение за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

4)       консультирование по социально-медицинским вопросам (поддержания и сохранения здоровья получателей социальных услуг, проведения оздоровительных мероприятий, наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья);

5)       проведение занятий, обучающих здоровому образу жизни;

6)       проведений занятий по адаптивной физической культуре.

 

  1. Социально-психологические:

1)       социально-психологическое консультирование, в том числе по вопросам внутрисемейных отношений;

2)       психологическая помощь и поддержка, в том числе гражданам, осуществляющим уход на дому за тяжелобольными получателями социальных услуг;

3)       социально-психологический патронаж.

 

  1. Социально-педагогические:

1)       обучение родственников практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными получателями социальных услуг;

2)       организация помощи родителям или законным представителям детей-инвалидов, воспитываемых дома, в обучении таких детей навыкам самообслуживания, общения и контроля, направленных на развитие личности;

3)       социально-педагогическая коррекция, включая диагностику и консультирование.

 

  1. Социально-трудовые услуги:

1)       проведение мероприятий по использованию остаточных трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам;

2)       оказание помощи в трудоустройстве;

3)       организация помощи в получении образования и (или) профессии инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с их способностями;

4)       организация досуга (праздники, экскурсии и другие культурные мероприятия).

 

  1. Социально-правовые услуги:

1)       оказание помощи в оформлении и восстановлении документов получателей социальных услуг;

2)       оказание помощи в получении юридических услуг.

 

  1. Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов:

1)       обучение инвалидов (детей-инвалидов) пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации;

2)       проведение социально-реабилитационных мероприятий в сфере социального обслуживания;

3)       обучение навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах;

4)       оказание помощи в обучении навыкам компьютерной грамотности.

 

  1. Срочные социальные услуги, предоставляемые в соответствии с пунктами 1-5 части 1 статьи 21 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». 

 

 

Судебная практика

Верховный Суд РФ защитил право инвалидов на улучшение жилищных условий

Решение Верховного Суда РФ от 13.03.2014 N АКПИ13-1200

Суд признал частично недействующим абзац 2 пункта 2 Правил предоставления льгот инвалидам, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901. Норма не будет действовать в части указания на полномочие органов исполнительной власти субъекта РФ определять уровень обеспеченности жильем на каждого члена семьи инвалида или семьи с ребенком-инвалидом для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Верховный Суд РФ решил, что такое указание противоречит частям 5 и 6 статьи 50 ЖК РФ, согласно которым учетная норма жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления или федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов РФ, закрепляющими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма.

Пункты 1, 3 и 4 указанных Правил, которые также оспаривались заявителем как нарушающие его права как инвалида на улучшение жилищных условий, признаны не противоречащими федеральному законодательству.

 

Федеральные новости в области прав людей с ограниченными возможностями

Упрощен СанПин для ПНИ

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.11.2009 N 71 (ред. от 17.02.2014) "Об утверждении СанПиН 2.1.2.2564-09". Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для проживания лиц пожилого возраста и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы")

Ключевые исключения:

1) Исключена формулировка в п. 4.11 «Спальные комнаты для инвалидов-колясочников следует предусматривать одноместными»;

2) Исключен п.4.12 «Площадь спальных комнат следует принимать для инвалидов - хронических душевнобольных с тяжелыми нарушениями умственной деятельности 6 - 8 кв. м на одно место»;

3) Исключены все Приложения к СанПину конкретизирующие требования к учреждениям социального обслуживания:

Приложение N 1. Состав и площади помещений административно-бытового обслуживания

Приложение N 2. Типы санитарных узлов, площади помещений и состав оборудования

Приложение N 3. Площадь помещений проживания

Приложение N 4. Ориентация помещений

Приложение N 5. Состав и площади помещений учебно-профессиональной подготовки

Приложение N 6. Состав и площади помещений культурно-массового обслуживания

Приложение N 7. Состав и площади помещений столовой и производственных помещений кухни

Приложение N 8. Состав и площадь помещений приемно-карантинного отделения

Приложение N 9. Состав и площади помещений медицинского обслуживания

Приложение N 10. Показатели микроклимата помещений

 

Утверждены основные требования к оснащению специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов

Приказ Минтруда России от 19.11.2013 N 685н "Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности"

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов должны оснащаться индивидуально для конкретного инвалида (для группы инвалидов, имеющих однотипные нарушения функций организма)

С этой целью работодателем должны проводиться, в частности:

 

анализ потребностей в оснащении (оборудовании) специального рабочего места на основе сведений, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, с учетом выполняемых инвалидом трудовых функций, а также технологическими, психологическими и метеорологическими особенностями их выполнения;

разработка перечня основного технологического оборудования, технологической и организационной оснастки, инструментов, вспомогательного оборудования, применение которых обеспечивает реализацию инвалидом его трудовых функций;

приобретение, монтаж и настройка оборудования и инструментов, применение которых обеспечивает реализацию инвалидом его трудовых функций.

Источник: http://www.rg.ru/2014/04/11/osnashenie-dok.html

 

Организации инвалидов получили преимущества в госзакупках

Постановление Правительства РФ 15.04.2014 N 341 "О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта"

Государственный контракт с организацией инвалидов, отобранной в качестве поставщика (подрядчика, исполнителя), будет заключатся по цене, предложенной этой организацией, увеличенной до 15 процентов от такой цены. Итоговая цена контракта не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о закупке.

Информация, подтверждающая право организации инвалидов на такое преимущество, будет предоставляться в произвольной форме.

Установлен перечень товаров, работ и услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов.

Источник: СПС «Консультант Плюс»

 

Скорректирована доступная среда до 2015 года

Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы"

К 2016 году доля доступных для инвалидов приоритетных объектов инфраструктуры увеличится почти в три раза по сравнению с 2010 годом

Данный показатель указан в качестве одного из ожидаемых результатов реализации утвержденной программы. Кроме того, предполагается, что программа позволит повысить эффективность реабилитации инвалидов и оснащенность бюро МСЭ по субъектам РФ специальным диагностическим оборудованием.

Ответственным исполнителем программы назначен Минтруд России.

 

С 1 апреля 2014 года денежный эквивалент набора социальных услуг федеральным льготникам составит 881 рубль 63 копейки в месяц

Информация ПФ РФ

Федеральные льготники, имеющие право на получение социальных услуг, имеют право выбора: получать социальные услуги в натуральной форме или в денежном эквиваленте.

ПФР сообщает, что с 1 апреля 2014 года на 5 процентов увеличилась сумма средств, которые направляются на предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

С 1 апреля 2014 года на оплату набора социальных услуг направляется 881 рубль 63 копейки в месяц, в том числе:

обеспечение необходимыми медикаментами - 679 рублей 5 копеек;

предоставление путевки на санаторно-курортное лечение для профилактики основных заболеваний - 105 рублей 5 копеек;

бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 97 рублей 53 копейки.

 

В России сокращена величина прожиточного минимума

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2013 года уменьшилась. Ее значения Правительство РФ утвердило своим постановлением от 27 марта 2014 г. № 233 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2013 г.".

Согласно документу величина прожиточного минимума в целом по РФ за IV квартал 2013 года установлена в размере:

на душу населения – 7326 руб. (за III квартал прошлого года – 7429 руб.);

для трудоспособного населения – 7896 руб. ( за III квартал 2013 года – 8014 руб.) ;

для пенсионеров – 6023 руб. (за III квартал – 6097 руб.);

для детей – 7021 руб. (за III квартал – 7105 руб.).

По сравнению с III кварталом 2013 года прожиточный минимум уменьшился на 1,4% на душу населения, на 1,5% для трудоспособного населения, на 1,2% для пенсионеров и детей. Такое уменьшение связывается со снижением стоимости непродовольственных товаров на 2,6%, стоимости услуг – на 3,9%.

Прожиточный минимум используется для:

- оценки уровня жизни населения России при разработке и реализации социальной политики и социальных программ;

- обоснования устанавливаемых на минимального размера оплаты труда, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

- формирования федерального и региональных бюджетов;

- оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам и иных целей.

ИА "ГАРАНТ": http://www.garant.ru/news/535164/#ixzz2yIfYEp00

 

К 2015 году максимальный размер пособия по безработице будет увеличен до прожиточного минимума для трудоспособного населения

Реализация программы должна предотвратить рост напряженности на рынке труда, обеспечить привлечение иностранных работников в соответствии с потребностями экономики и усовершенствовать меры социальной поддержки безработных.

В рамках программы планируется, в частности, увеличить уровень удовлетворенности субъектов РФ в иностранных работниках до 82,5 процента, к 2018 году увеличить размер реальной заработной платы по отношению к 2011 году на 40 процентов и т. д.

Ответственным исполнителем программы назначен Минтруд России.

Источник: СПС «Консультант Плюс»

 

Процедуру оформления ежемесячных выходных дней для родителей детей-инвалидов могут упростить

Минтрудом России разработан новый порядок предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами. Об этом сообщает пресс-служба ведомства. Соответствующий проект постановления Правительства РФ "О Порядке предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами" размещен на едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

Так, родителей (опекунов, попечителей) планируется освободить от обязанности подтверждать, что ребенок-инвалид не содержится в специализированном детском учреждении на полном государственном обеспечении. Необходимость исключения такого документа, как справка от органов соцзащиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении на полном государственном обеспечении) из перечня необходимых для предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней документов авторы проекта связывают с тем, что органы социальной защиты населения не всегда могут своевременно предоставить или подтвердить эту информацию.

Согласно предлагаемому порядку перечень документов, предоставляемых работником для оформления выходных дней, будет состоять из:

справки из учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности ребенка;

свидетельства о рождении ребенка, за которым осуществляется уход;

справки о регистрации ребенка, за которым осуществляется уход, по месту жительства;

справки с места работы другого родителя о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы или использованы частично.

Напомним, что в соответствии со ст. 262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка. В настоящее время в число документов для оформления выходных дней входит справка от органов соцзащиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении на полном государственном обеспечении (Разъяснение Минтруда РФ и Фонда социального страхования РФ от 4 апреля 2000 г. № 3/02-18/05-2256 "О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами").

ИА "ГАРАНТ": http://www.garant.ru/news/534523/#ixzz2yIfjFAa3

Текст: http://regulation.gov.ru/project/13447.html?point=view_project&stage=2&stage_id=8689

 

В Общественной палате РФ открылась "горячая линия" по вопросам работы детских домов.

Теперь на единый номер телефона 8-800-700-8-800 можно сообщить:

о возможных фактах нарушения прав ребенка;

о неправомерных (спорных) действиях администрации учреждения и профильных чиновников;

о случаях поспешной ликвидации детских домов и перевода воспитанников вопреки протестам людей.

"Горячая линия" организована в связи с проводимой в настоящее время масштабной реорганизацией детских домов. Так, отмечается, что в некоторых регионах процесс слияния небольших учреждений в многонаселенные центры происходит спешно и жестко. Так, по словам председателя Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Елены Тополевой, воспитанников без какой-то предварительной работы по адаптации в течение нескольких недель переводят в другие места, что травмирует детей, привыкших к местам своего проживания, к своим друзьям, педагогам и воспитателям.

"Горячая линия" доступна для желающих по рабочим дням с 9.00 до 18.00 (по московскому времени). Звонок бесплатный.

"Горячую линию" планируется использовать как канал обратной связи. "Проанализировав обращения граждан, мы сможем посмотреть, что происходит в детских домах в различных регионах, как идет процесс реорганизации, не страдают ли дети, не ухудшаются ли условия их жизни после переселения", – подчеркнула Елена Тополева.

ИА "ГАРАНТ": http://www.garant.ru/news/536824/#ixzz2z1yDBiT4

 

 

Новости в области прав людей с ограниченными возможностями в Санкт-Петербурге

Утвержден административный регламент по предоставлению информации о порядке социального обслуживания граждан государственными учреждениями социального обслуживания населения Санкт-Петербурга подведомственных районам города

Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 28.03.2014 N 79-р "Об утверждении административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по предоставлению информации о порядке социального обслуживания граждан государственными учреждениями социального обслуживания населения Санкт-Петербурга, подведомственными администрациям районов Санкт-Петербурга"

Определены стандарт предоставления государственной услуги, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения в электронной форме.

Установлены формы контроля за исполнением административного регламента.

Предусмотрена возможность досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, предоставляющего государственную услугу, а также должностных лиц, государственных гражданских служащих.

В приложениях к административному регламенту приведены блок-схема по предоставлению государственной услуги, необходимая адресно-реквизитная информация и форма заявления о получении информации о порядке социального обслуживания граждан.

Источник: Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru, 01.04.2014

 

Депутаты подготовят проект обращения к Правительству РФ с просьбой о своевременном финансировании мер социальной защиты инвалидов

На заседании постоянной комиссии по социальной политике и здравоохранению, прошедшей 24 апреля 2014 г была обсуждена ситуация  с реализацией Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закона СПб «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов в Санкт-Петербурге» и Закона СПб «Об обеспечении техническими средствами реабилитации отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге».

Было отмечено, что в последнее время средства из федерального бюджета, предназначенные для финансирования обеспечения инвалидов средствами реабилитации, поступают с большой задержкой, фактически в конце года, когда проведение конкурсных процедур уже невозможно. Принято решение подготовить обращение к Председателю Правительства РФ с просьбой о своевременном финансировании указанных расходов. Также решено просить о том, чтобы при передаче ряда полномочий по социальной защите инвалидов субъектам РФ расходные обязательства федерального бюджета сохранялись в прежнем объеме.

Решено создать рабочую группу для обсуждения ситуации, сложившейся в Санкт-Петербургском научно-практическом центре медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта в связи с планируемым закрытием офтальмологического отделения. К рассмотрению данного вопроса планируется привлечь специалистов Комитета Правительства СПб по здравоохранению и Территориального фонда обязательного медицинского страхования СПб.

Комиссия одобрила проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», разработанный Правительством РФ.

Депутаты поддержали поправку председателя комиссии Людмилы Косткиной ко второму чтению законопроекта «О внесении дополнений и изменений в Закон СПб «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции», Закон СПб «О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов в Санкт-Петербурге», Закон СПб «Социальный кодекс Санкт-Петербурга».

Источник: http://www.assembly.spb.ru/welcome/show/633200002/40290

#####