Сопровождаемое проживание людей с ограниченным
возможностями в России
#

Проект софинансируется ЕС

#
Цветовая схема###
Размер шрифта А А А

Август 2017

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОВОСТИ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

УТВЕРЖДЕН НОВЫЙ ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ИПРА

12 августа 2017 года вступил в силу Приказ Минтруда России от 13.06.2017 № 486н, утвердивший новый Порядок разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалида и ребенка-инвалида (далее ИПРА), выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее – бюро МСЭ), и их новые формы.

Существенные нововведения в Порядке и формах ИПРА (заметим, что и предыдущие Порядок и формы менялись сравнительно недавно и действовали с 1 января 2016 года), а также их последствия подробно комментирует юрист правовой группы РБОО «Центр лечебной педагогики» Елена Заблоцкис.

Следует отметить следующие нововведения в Порядке разработки ИПРА:

1) определено, что разработка ИПРА ребенка-инвалида в части мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации осуществляется с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) о результатах проведенного обследования ребенка. Тем самым формально закреплено право бюро МСЭ просить предъявления заключения ПМПК в пакете документов для проведения МСЭ.

Однако предъявление заключения ПМПК по-прежнему остается правом родителей ребенка, как и прохождение ПМПК. Родители вправе отказаться и от того, и от другого;

2) теперь срок ИПРА должен соответствовать сроку установленной группы инвалидности (категории «ребенок-инвалид»), а срок проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий не может превышать срок ИПРА.

Ранее ИПРА можно было разрабатывать на 1, 2 года или бессрочно (для детей – до 18 лет), срок этот мог не совпадать со сроком инвалидности: например, при инвалидности до 18 лет ИПРА могла быть разработана на 2 года.

Учитывая выраженную формальность ИПРА как документа, можно говорить об улучшении: не надо проходить МСЭ для оформления новой ИПРА в течение срока инвалидности. Вместе с тем, необходимо внимательно относиться к возможным изменениям реабилитационных потребностей инвалида и своевременно обращаться к специалистам, чтобы при необходимости изменить ИПРА, срок действия которой не истек;

3) появилась новая норма права, согласно которой инвалид (ребенок-инвалид), законный или уполномоченный представитель инвалида (ребенка-инвалида) может отказаться от получения ИПРА путем подачи в бюро МСЭ в простой письменной форме заявления, которое приобщается к акту медико-социальной экспертизы гражданина;

4) Минтруд России попытался восполнить пробел, который имелся в старом порядке реализации ИПРА в части взаимодействия между инвалидом и исполнителем отдельных разделов ИПРА, указанным в ней. В соответствии с новым Порядком гражданин для реализации определенного раздела или графы ИПРА должен обратиться с заявлением о проведении реабилитационных или абилитационных мероприятий, предусмотренных ИПРА, к исполнителю, указанному в них. Ранее подача такого заявления не требовалась – и было непонятно, как действовать гражданину, чтобы реализовать ИПРА;

5) В новом Порядке установлено право инвалида пригласить к участию в формировании ИПРА работодателя.

Отметим также нововведения в формах ИПРА:

  1. Разделы ИПРА, посвященные профессиональной и трудовой деятельности гражданина с инвалидностью, стали более подробными. Теперь в ИПРА включаются сведения об ограничениях инвалида, влияющих на осуществление профессиональной и трудовой деятельности, рекомендации по оснащению специального рабочего места, по производственной адаптации. Эти сведения направляются в органы службы занятости – для подбора для гражданина работы с учетом особенностей, отмеченных в его ИПРА;
  2. Появился новый раздел ИПРА, в котором для граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания, дается заключение о возможности (невозможности) осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни. Нововведение призвано восполнить пробел, который имелся в законодательстве: согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дети-инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, и являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если их ИПРА предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни. До принятия рассматриваемого Порядка в нормативных правовых актах не было положений, которые бы регулировали обязанность бюро МСЭ давать соответствующее заключение в ИПРА, и тем самым такие заключения не давались, что затрудняло реализацию прав граждан.
  3. Также в ИПРА появились рекомендации по предоставляемому жилью и оборудованию жилых помещений, занимаемых инвалидом. Рекомендации по жилью, согласно утвержденным формам ИПРА, могут касаться удаленности жилья от медицинских организаций, переселения с верхних этажей на нижние или поближе к месту проживания родных и близких. Рекомендации об оборудовании жилых помещений ограничиваются только указанием на нуждаемость в оборудовании, конкретизировать оборудование не предполагается.
  4. Сокращен раздел, посвященный физкультурно-оздоровительным мероприятиям, мероприятиям по занятию спортом. Если раньше в ИПРА указывалась нуждаемость в таких мероприятиях, то теперь указывается нуждаемость только в информировании и консультировании по вопросам адаптивной физкультуры и спорта. Тем самым исполнителю достаточно сообщить инвалиду, что в населенном пункте отсутствует адаптивная физкультура и спорт, подходящие для него, – и ИПРА будет исполнена.
  5. Появился новый раздел, в котором дается заключение о показаниях к приобретению транспортного средства за счет инвалида или средств других лиц и организаций. Это заключение дает право на компенсацию в размере 50 процентов от уплаченной инвалидом (ребенком-инвалидом) страховой премии по договору обязательного страхования в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
  6. Во «взрослой» ИПРА выделен раздел «Мероприятия по общему и профессиональному образованию», в котором указывается нуждаемость в рекомендациях по условиям организации обучения. Тем самым встает вопрос: какой орган или организация должны дать рекомендации по условиям обучения, если до сих пор ПМПК дает рекомендации лишь детям, т.е. лицам до достижения ими 18 лет? Приятно, что во взрослой ИПРА появились слова «общее образование»: это напоминает всем о том, что право на общее образование не зависит от возраста гражданина.
  7. Из ИПРА исчезло заключение о наличии или отсутствии противопоказаний для обучения в образовательных организациях высшего образования, что связано с исключением из Федерального закона «Об образовании в РФ» требования об отсутствии противопоказаний для обучения инвалидов в пределах квот.
  8. В форме ИПРА ребенка-инвалида появился раздел «Товары и услуги, предназначенные для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на приобретение которых направляются средства (часть средств) материнского (семейного капитала)» заполняется при наличии заявления лица, желающего направить средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество ребенка-инвалида.
  9. Фактически ИПРА совершеннолетнего инвалида и ИПРА ребенка-инвалида стали отличаться только двумя разделами:

– первый – и в том, и в другом случае – посвящен нуждаемости в рекомендациях по условиям организации обучения, только называется по-разному: у детей – мероприятия по психолого-педагогической реабилитации или абилитации, у взрослых – мероприятия по общему и профессиональному образованию;

– второй имеется только в детской ИПРА и посвящен средствам реабилитации и реабилитационным услугам, приобретение которых может быть компенсировано за счет средств материнского капитала.

Источник: портал "Особое детство"

МИНТРУД РОССИИ ПЛАНИРУЕТ СТРОИТЕЛЬСТВО БОЛЕЕ 100 ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Об этом сообщил глава министерства Максим Топилин. По словам министра, проектом программы по приведению стационарных учреждений социального обслуживания в надлежащее состояние планируется строительство более 100 жилых зданий для таких организаций. В которых при этом ожидается создать более 17 тыс. мест. Также предполагается провести реконструкцию 51 здания и капитальный ремонт 500 зданий организаций социального обслуживания.

Максим Топилин также сообщил, что по предварительным данным, общий объем финансирования программы в 2018-2022 годах составит 43,6 млрд руб., из которых 23,2 млрд руб. – средства федерального бюджета Проект программы в настоящее время находится на согласовании в федеральных органах исполнительной власти.

По данным Минтруда России, по состоянию на 1 января 2017 года в России действовало более 1277 стационарных организаций социального обслуживания. В их числе – 702 дома-интерната для престарелых и инвалидов, ветеранов войны и труда (в которых проживают свыше 85 тыс. человек), 523 психоневрологических интерната (в которых проживают более 157 тыс. человек), и 28 геронтологических центров (в которых проживают более 7 тыс. человек).

Источник: Гарант.ру

ПРЕЗИДЕНТ ПОРУЧИЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО ЗАКРЕПИТЬ ПРАВОВОЙ СТАТУС ВОЛОНТЕРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Президент России утвердил список поручений различным ведомствам по итогам встречи с лидерами гражданского сектора в Петрозаводске, прошедшей 26 июля.

До конца года в России определится статус добровольческих (волонтерских) организаций, организаторов добровольческой деятельности и волонтеров. В законах закрепят и понятие «социальное предпринимательство». Из налоговой базы добровольцев исключат доходы в натуральной форме, связанные с благотворительной деятельностью. Такие поручения дал президент Владимир Путин Правительству РФ при участии федеральной Общественной палаты и Агентства стратегических инициатив с условием исполнения до 25 декабря. Также в стране будет создана межведомственная комиссия по волонтерству. Главам субъектов Федерации президент рекомендовал назначить чиновников, которые будут нести персональную ответственность за работу с добровольцами.

В те же сроки должно быть официально расширено понятие «паллиативная медицинская помощь», уточнен порядок ее оказания гражданам, в том числе в амбулаторных условиях и на дому, а также порядок социального обслуживания неизлечимо больных людей. Для таких больных разработают единый стандарт обслуживания и помощи.

В законах закрепят различные формы сопровождаемого проживания людей с инвалидностью и проанализируют лучшие практики допуска близких людей в реанимацию к больным.

Правительство РФ за время осенней сессии Госдумы должно будет подготовить проекты по совершенствованию процедур вхождения негосударственных организаций в реестр исполнителей общественно полезных услуг (ИОПУ).

Также президент поручает кабинету министров изучить возможности включения в стаж работы студентов-юристов их добровольные юридические консультации pro bono и рассмотреть вопрос о разработке единых тарифов на социальные услуги исходя из потребностей и затрат поставщиков, в том числе и НКО.

В бюджете 2018-го и плановом бюджете 2019-2020 гг. предусмотрят затраты на развитие единого информационного портала в Интернете по волонтерству. На встрече в Петрозаводске о необходимой сумме в 27 млн рублей на эти цели говорил глава Ассоциации волонтерских центров Артем Метелев.

До 30 октября премьер-министр Дмитрий Медведев и гендиректор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева представят главе государства доклад о реализации пилотного проекта по долговременному уходу за пожилыми людьми, а глава Минздрава Вероника Скворцова до 31 августа 2018-го — о подготовке в России профессиональных сиделок.

Источник: Агентство социальной информации

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЕ НОВОСТИ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

УТВЕРЖДЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В НОРМЫ ПИТАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

В новой редакции Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2014 N 1284 (ред. от 27.07.2017) "Об утверждении норм питания в организациях социального обслуживания населения Санкт-Петербурга" нормы питания разделены на 7 категорий с самостоятельным набором продуктов:

1. Нормы питания граждан пожилого возраста и инвалидов в организациях социального обслуживания населения Санкт-Петербурга при предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания

2. Нормы питания беременных женщин и кормящих матерей в организациях социального обслуживания населения Санкт-Петербурга при предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания

3. Нормы питания детей первого года жизни, проживающих с матерями - получателями социальных услуг в организациях социального обслуживания населения Санкт-Петербурга, при предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания

4. Нормы питания детей в возрасте от 1 года до 18 лет в организациях социального обслуживания населения Санкт-Петербурга при предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания

5. Нормы специализированного лечебного сбалансированного энтерального питания детей в возрасте от 4 до 18 лет в организациях социального обслуживания населения Санкт-Петербурга при предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания

5.1. Нормы питания детей в возрасте от 4 до 18 лет, находящихся на длительном зондовом питании

5.2. Нормы питания детей в возрасте от 4 до 18 лет, по медицинским показаниям нуждающихся в сухой адаптированной молочной смеси специального назначения (антирефлюкс)

6. Нормы питания граждан трудоспособного возраста в организациях социального обслуживания населения Санкт-Петербурга при предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания

7. Нормы питания граждан без определенного места жительства (бездомных) в организациях социального обслуживания населения Санкт-Петербурга при предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания

Начало действия редакции - 01.01.2018.

НОВОСТИ В СФЕРЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ЗАТРАТЫ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОПЛАТУ ПРОЕЗДА И ПРОЖИВАНИЯ В ЦЕЛЯХ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОМУ ДОГОВОРУ ВКЛЮЧАЮТСЯ В НАЛОГОВУЮ БАЗУ ПО НДФЛ

Финансисты дали разъяснения по вопросу обложения НДФЛ сумм оплаты организацией проезда и проживания физических лиц, являющихся исполнителями по гражданско-правовым договорам (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 21 июля 2017 г. № 03-03-06/1/46709).

Отмечается, что доходы физических лиц – исполнителей по гражданско-правовым договорам в виде сумм возмещения организацией их расходов, связанных с оказанием услуг по таким договорам, с учетом ст. 41 и ст. 210 НК РФ, подлежат обложению НДФЛ.

Что касается расходов организации по оплате за физических лиц, являющихся исполнителями по гражданскоправовым договорам, стоимости проезда и проживания в месте выполнения работ (оказания услуг), то они признаются доходом налогоплательщиков, полученным в натуральной форме. Исходя из того, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (п. 1 ст. 210 НК РФ), и с учетом п. 1 ст. 211 НК РФ суммы такой оплаты, производимой организацией, включаются в налоговую базу по НДФЛ.

Однако в случае, если расходы на проезд и проживание в целях оказания услуг по договору гражданско-правового характера были понесены самим налогоплательщиком, то такой налогоплательщик в соответствии с п. 2 ст. 221 НК РФ имеет право на получение профессионального налогового вычета по НДФЛ в сумме таких расходов. Это право может быть реализовано, если расходы подтверждены документально.

Одновременно в письме разъяснен порядок учета расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организации. Так, согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Поясняется, что расходами могут считаться любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Таким образом, налогоплательщики вправе учитывать все расходы при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций при соответствии критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, и при условии, что такие расходы не относятся к числу расходов, не учитываемых в целях налогообложения по ст. 270 НК РФ.

Источник: Гарант.ру

#####