Сопровождаемое проживание людей с ограниченным
возможностями в России
#

Проект софинансируется ЕС

#
Цветовая схема###
Размер шрифта А А А

Декабрь 2014

Законотворчество

Законопроект об уполномоченном по правам инвалидов внесен в Госдуму

В России может появиться уполномоченный по правам инвалидов. Соответствующий законопроект внесла в Госдуму группа депутатов.

Согласно документу, уполномоченный будет назначаться Президентом РФ с учетом мнения общественных организаций инвалидов. Срок его полномочий составит пять лет, один и тот же человек не сможет занимать этот пост более двух сроков подряд.

Уполномоченным сможет стать гражданин не младше 30 лет, имеющий высшее образование. На этот пост не может быть назначен депутат Госдумы, региональный депутат или член Совета Федерации. Уполномоченный не должен будет заниматься вообще никакой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или творческой. Он может состоять в партиях или общественных объединениях, но не должен руководствоваться в своей деятельности их решениями.

Депутаты впервые объявили о намерении ввести такую должность в начале ноября. По их словам, уполномоченный должен будет контролировать соблюдение Конвенции ООН о правах инвалидов, ратифицированной Россией в 2012 году. "Мы постоянно  получаем жалобы наших граждан с ограниченными возможностями: бюрократия, волокита, вымогают деньги за "нужную" группу инвалидности, отказывают в устройстве на работу, невозможно оформить документы у нотариуса", – заявил один из авторов законопроекта Ярослав Нилов.

Напомним, в России уже существуют Уполномоченный по правам человека в РФ, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, Уполномоченный по правам студентов в РФ, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/586993/

 

Планируются к принятию стандарты мед. помощи детям с расстройства аутистического спектра

На данный момент Проекты находятся на завершающей стадии подготовки.

1. Ведомственный приказ «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи детям с общими расстройствами психологического развития (аутистического спектра) в амбулаторных условиях»

Приказ будет содержать перечни медицинских услуг для диагностики заболевания, состояния, для лечения заболевания, состояния и контроля за лечением, а также перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, зарегистрированных на территории Российской Федерации, с указанием средних суточных и курсовых доз

Указанный проект будет распространяться на следующие заболевания:

F84.0 Детский аутизм

F84.1 Атипичный аутизм

F84.2 Синдром Ретта

F84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста

F84.5 Синдром Аспергера

Паспорт Проекта: http://regulation.gov.ru/project/19434.html?point=view_project&stage=2&stage_id=13445

 

2. Ведомственный приказ «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи детям с общими расстройствами психологического развития (аутистического спектра)»

Данный Приказ будет содержать следующие услуги:

  • Медицинские услуги для диагностики заболевания, состояния;
  • Медицинские услуги для лечения заболевания, состояния и контроля за лечением;
  • Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, зарегистрированных на территории Российской Федерации, с указанием средних суточных и курсовых доз;
  • Лечебное питание, включая специализированные продукты лечебного питания.

Указанный проект будет распространяться на следующие заболевания:

F84.0 Детский аутизм

F84.1 Атипичный аутизм

F84.2 Синдром Ретта

F84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста

Паспорт Проекта: http://regulation.gov.ru/project/19432.html?point=view_project&stage=2&stage_id=13444

 

НКО смогут покидать реестр «иностранных агентов»

Минюстом разработаны поправки к закону «О некоммерческих организациях», позволяющие НКО выйти из реестра «иностранных агентов».

Согласно поправкам, которые могут вступить в силу в ближайшее время, министерство получит право исключить НКО из реестра в том случае, если в течение года организация не получает средства из-за рубежа или не ведет «политическую деятельность», сообщают информагентства со ссылкой на источники в Минюсте и Государственной Думе РФ. Минюст также получит право провести внеочередную проверку по заявлению НКО, после чего рассмотреть вопрос выхода организации из реестра. Отрицательный ответ министерства НКО сможет обжаловать в судебном порядке.

Еще в июне 2014 года Минюст опубликовал законопроект, изменяющий определения понятий «политическая деятельность» и «некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента».

Помимо прочего, в этом законопроекте была прописана норма о возможности исключения НКО из реестра «иностранных агентов».

В Минюст уже поступали предложения исключить НКО из реестра. С таким требованием обращалась, например, Региональная общественная правозащитная организация «Солдатские матери Санкт-Петербурга». Минюст уведомил НКО о том, что не может исключить ее из реестра ввиду отсутствия процедуры. Механизм выхода из реестра, предлагаемый сегодня министерством, вызывает вопросы, заявил пресс-секретарь «Солдатских матерей Санкт-Петербурга» Александр Передрук.

«Нужно, чтобы ведомство, принимая решение об исключении из реестра, основывалось на презумпции добропорядочности НКО», – подчеркнул он.

По мнению члена правления Международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества «Мемориал» Олега Орлова, законопроект Минюста «косметический» и ничего не меняет.

«Мы настаиваем, что НКО имеют право получать финансирование из всех возможных источников, а действия чиновников направлены на то, чтобы закрепостить правозащитников и заставить их получать деньги только из государственного кармана», – заявил он.

Источник: http://www.sbornet.ru/news/show-2070.htm

 

Федеральные новости в области прав людей с ограниченными возможностями

Принят Закон в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов

Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов"

Усовершенствован порядок установления инвалидности. Критерий "ограничение жизнедеятельности" не применяется при установлении группы инвалидности и категории "ребенок-инвалид". Вместе с тем этот критерий сохраняется для признания лица инвалидом и для принятия индивидуальной программы реабилитации. Такой подход позволяет свести к минимуму роль субъективных оценок экспертов и устанавливать группу инвалидности по объективным критериям степени нарушений функций организма.

Закрепляется принцип недопущения дискриминации по признаку инвалидности. Вводится абилитация инвалидов. Это система и процесс формирования отсутствующих у них способностей к образовательной, профессиональной, бытовой, общественной, досугово-игровой и иной деятельности.

Ряд мер призван повысить обязательность и эффективность выполнения мероприятий индивидуальной программы реабилитации (абилитации) инвалида.

Предусмотрено ведение федерального реестра инвалидов.

Особое внимание уделено обеспечению доступности для инвалидов различных объектов и услуг (учреждений культуры и искусства, медицинских организаций, транспортных объектов, объектов связи, избирательных участков и др.). Прописываются минимальные стандарты доступности. Закрепляется, что инвалидам оказывается помощь в преодолении различных барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Предусмотрена возможность вызова инвалидами экстренных оперативных служб путем отправки СМС-сообщения. Более доступными для инвалидов должны стать и многоквартирные дома. Официальные сайты органов власти всех уровней также должны стать доступными для инвалидов по зрению.

Кроме того, в органах внутренних дел должны появиться сотрудники, владеющие навыками русского жестового языка.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 г., кроме отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие.

Текст Закона: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/586929/

 

Обновлены методические рекомендаций при назначении технических средств реабилитации

Методические указания от 12 декабря 2014 г. «Методические рекомендации по установлению медицинских показаний и противопоказаний при назначении специалистами медико-социальной экспертизы технических средств реабилитации инвалида и методика их рационального подбора»

Методические рекомендации содержат современную и актуальную информацию о видах и типах технических средств реабилитации, входящих в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р. В методических рекомендациях представлены основы проведения экспертно-реабилитационной диагностики специалистами федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с целью назначения технических средств реабилитации инвалидам.

Методические рекомендации разработаны и изданы в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда на 2011-2015 годы».

Источник: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/handicapped/64

Скачать: http://static.rosmintrud.ru/uploads/2014/12/metod_rek_2014.docx

 

Обновлены критерии установления групп инвалидности

Приказ Минтруда России от 29.09.2014 N 664н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы"

Установлена новая классификация, используемая при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан соответствующими федеральными государственными учреждениями, для определения основных видов стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности.

В новой классификации выделяются 4 степени стойких нарушений функций организма с использованием количественной системы оценки степени их выраженности, устанавливаемой в процентах в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов:

I степень - стойкие незначительные нарушения, в диапазоне от 10 до 30 процентов;

II степень - стойкие умеренные нарушения, в диапазоне от 40 до 60 процентов;

III степень - стойкие выраженные нарушения, в диапазоне от 70 до 80 процентов;

IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения, в диапазоне от 90 до 100 процентов.

Признан утратившим силу приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1013н, которым были утверждены ранее действовавшие критерии.

Источник: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/39022.html

Текст Закона: http://www.zarplata-online.ru/edoc?modId=99&docId=420226149&partId=1

 

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, смогут получать жилье в рамках программы "Жилье для российской семьи"

Постановление Правительства РФ от 29.11.2014 N 1278 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 404"

Данной программой, реализация которой осуществляется в 2014-2017 годах, предусматривается ввод в эксплуатацию не менее 25 млн. кв. метров жилья эконом-класса и его продажа отдельным категориям граждан по цене, не превышающей минимальной из величин: 30 тыс. рублей или 80 процентов рыночной стоимости за 1 кв. метр площади.

Уточнено также, что для участия в программе застройщик принимает обязательство ввести в эксплуатацию до 1 июля 2017 года объекты жилищного строительства, общая площадь жилья эконом-класса в которых составляет не менее 10 тыс. кв. метров, а не 25 тыс. кв. метров, как это было установлено ранее.

Кроме того, снижены требования к опыту работы застройщика - с 3 до 2 лет, а также к совокупному объему ввода в эксплуатацию многоквартирных или жилых домов за это время - с 25 тыс.

Источник: http://www.garant.ru/news/588292/

 

Подготовлены методические рекомендации по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг

Постановление Правительства РФ от 01.12.2014 N 1285 "О расчете подушевых нормативов финансирования социальных услуг"

С 1 января 2015 года вступает в силу Закон об основах социального обслуживания граждан в РФ, устанавливающий новые принципы финансового обеспечения оказания социальных услуг с учетом видов услуг и форм социального обслуживания населения.

Подушевые нормативы устанавливаются субъектами РФ в расчете на одного получателя таких услуг. Нормативы могут дифференцироваться для городской и сельской местности в зависимости от форм социального обслуживания.

Определяются подушевые нормативы исходя из прямых и косвенных расходов на предоставление услуг за предыдущий год с учетом индекса роста цен (тарифов) на соответствующие товары и услуги.

Рекомендации содержат перечень включаемых в расчет услуг, а также формулы расчета их величин.

Подушевые нормативы могут использоваться для определения объема финансирования расходов на предоставление социальных услуг при формировании бюджета субъекта РФ, а также для определения размера компенсации, выплачиваемой поставщикам социальных услуг.

 

В России экспериментально начнет работать социальный омбудсмен

В России начнет работать социальный омбудсмен. Эксперимент по введению такой должности начал Фонд социального страхования. Об этом рассказал журналистам заместитель руководителя Фонда Евгений Писаревский.

Институт уполномоченного в сфере социального страхования институт будет "по образу и подобию" омбудсменов по вопросам страхования в Германии, где есть две должности в этой сфере. Один омбудсмен регулирует и помогает решить в досудебном порядке споры, возникающие в сфере медицинского страхования, второй - в страховании целом. Работают оба института уже 14 лет.

Но в России будет несколько иная история. Как рассказал Писаревский, омбудсмен начнет свою работу, скорее всего, с досудебным регулированием случаев, связанных именно со страховыми функциями фонда, например, когда возникают споры по выплатам в рамках страхования от несчастных случаев на производстве, больничных, пособий по беременностям и родам. В фонде уже появился уполномоченный по проведению эксперимента. Пока этой должности месяц.

Может возникнуть резонный вопрос: если уполномоченный работает в фонде соцстраха, может ли он быть объективным "третейским судьей". По словам Евгения Писаревского, в его работе будут принимать участие профсоюзы и работодатели, а в дальнейшем, когда его деятельность станет полностью официальной, предполагается, что и избираться уполномоченный будет Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.

Когда он станет легитимным? Для этого России еще надо пройти некий путь. Подготовлена концепция реформирования фонда социального страхования, направленная на усиление страховых принципов работы фонда. Сейчас она проходит согласование в правительстве. Если ее утвердят и социальные партнеры ее поддержат, то начнет меняться законодательная база. И в том числе появятся законы, регулирующие деятельность уполномоченного и определяющие его статус.

Сейчас помимо экспериментального омбудсмена в фонде есть комиссия по рассмотрению жалоб в досудебном порядке, которая разбирает все случаи обращений.

Кроме того, фонд оказывает юридическую помощь беременным женщинам и молодым матерям, если их работодатель находится, например, в стадии банкротства и возникают проблемы с выплатой пособий.

Фонд социального страхования подписал меморандум с немецкой ассоциацией частных страхователей, в рамках которой работает омбудсмен в Германии.

Немецкие партнеры будут делиться опытом и информацией, которые помогут выстроить институт уполномоченного по социальному страхованию в России.

Источник: http://fss.ru/ru/news/2014/147315.shtml

 

Детей-сирот на Новый год возьмут в семьи

На заседании комиссии по вопросам патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Совета по межнациональным отношениям при президенте России, которое пройдет в Симферополе 13–14 декабря, будет объявлено о начале всероссийской акции «Новый год в кругу семьи». В ходе этой акции детские дома из разных регионов страны предложат российским гражданам взять своих воспитанников в семью на время новогодних празднеств. По мнению членов президентского совета, акция может в будущем стать одной из новогодних традиций в стране, а также поможет многим семьям задуматься об усыновлении принятых в семье детей.

Один из инициаторов акции — депутат Госдумы и член президентского Совета по межнациональным отношениям Виктор Водолацкий рассказал «Известиям», что уже сейчас ведется работа с некоторыми детдомами по организации приема воспитанников в семьях на новогодние праздники.

Директор Рузского детского дома Московской области Жанна Слюнченко отметила, что по сегодняшним существующим правилам, для того чтобы взять ребенка на короткий срок в семью, гражданам потребуется предоставить две справки.

— Сегодня, если приемные родители хотят взять ребенка в семью на небольшой срок для того, чтобы посмотреть, как будут строиться отношения в неформальной обстановке, им необходимо предоставить два документа. Это справка из полиции об отсутствии судимостей и медицинская справка о здоровье, — пояснила она.

После предъявления двух справок гражданам необходимо будет лишь заполнить заявление по форме Минобрнауки.

Читайте далее: http://izvestia.ru/news/580203#ixzz3M9PeNPhI

 

Новости в области прав людей с ограниченными возможностями в Санкт-Петербурге

В Социальный кодекс Санкт-Петербурга внесены технические изменения, касающиеся социальной поддержки детей-сирот.

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.11.2014 N 1044 "О реализации главы 3 "Социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей" Закона Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга"

Установлены нормы расходов на обеспечение проезда к месту лечения и обратно, к месту отдыха и обратно за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, в пределах которых предоставляется денежная компенсация.

Определены, в частности, условия предоставления денежной компенсации, а также перечень документов, представляемых в администрацию района Санкт-Петербурга по месту жительства или месту пребывания ребенка-сироты вместе с заявлением о ее назначении.

Кроме того, утверждено Положение о порядке предоставления дополнительных мер социальной поддержки детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сфере имущественных прав.

Урегулированы вопросы предоставления мер поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, электроснабжения, приобретения и доставки твердого топлива, а также по финансированию расходов, связанных с осуществлением ремонта жилого помещения, единственными собственниками, сособственниками которого являются дети-сироты.

Признаны утратившими силу постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.04.2010 N 408 и отдельные положения постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.05.2008 N 525 с внесенными в них изменениями, ранее регулировавшие аналогичные вопросы.

Действие постановления распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.

 

В Социальный кодекс Санкт-Петербурга внесены изменения, касающиеся социальной поддержки инвалидов, пенсионеров и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Закон Санкт-Петербурга от 26.11.2014 N 565-113 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru, 27.11.2014, Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 03.12.2014)

Вступает в силу с 01.01.2015.

В частности, уточнены категории граждан из числа инвалидов с детства, имеющих право на предоставление дополнительных мер социальной поддержки в виде ежемесячного пособия.

Размер предоставляемых пособий гражданам, являющимся инвалидами с детства I группы, увеличен до 11966 рублей. Одиноким неработающим инвалидам с детства II группы, неработающим инвалидам с детства II группы, проживающим в семьях, состоящих исключительно из инвалидов с детства I группы и(или) неработающих инвалидов с детства II группы, а также отдельным категориям инвалидов, являющимся получателями ежемесячного пособия по состоянию на 31 декабря 2009 года, пособие предоставляется в размере 5310 рублей.

Предусмотрено, что указанные пособия не выплачиваются гражданам, постоянно проживающим в учреждениях социального обслуживания населения.

Установлена мера социальной поддержки пенсионерам, не относящимся к категориям граждан, имеющих право на получение ежемесячных денежных выплат в соответствии с федеральным законодательством или законодательством Санкт-Петербурга, и являвшимся несовершеннолетними детьми в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, родившимся в период с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945 года, в виде денежной выплаты в размере 1500 рублей ежемесячно.

Скорректирован перечень технических средств реабилитации, предоставляемых лицам с ограниченными возможностями здоровья, за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.

Отменена денежная компенсация расходов, фактически понесенных при приобретении технических средств реабилитации за свой счет.

Кроме того, установлена индексация размеров вышеназванных мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки, осуществляемая с 1 января каждого года начиная с 2016 года путем умножения на коэффициент, размер которого не должен быть ниже индекса роста потребительских цен, применяемого при формировании бюджета Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год.

Признан утратившим силу Закон Санкт-Петербурга от 13.11.2013 N 597-104 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга".

 

НКО

В 2015 году будет действовать единый реестр проверок организаций

Единый реестр проверок будет содержать информацию об основаниях, сроках и результатах проведения контрольно-надзорных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, в нем будут содержаться сведения о принятых мерах по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений.

О запуске единого реестра проверок организаций заявил накануне Президент РФ Владимир Путин, оглашая ежегодное послание Федеральному собранию. «В следующем году запускается специальный реестр — с информацией о том, какой орган и с какой целью инициировал проверку, какие результаты получены. Это позволит отсечь немотивированные и, еще хуже, «заказные» визиты контролеров», — заявил президент.

Соответствующий законопроект будет рассмотрен в первом чтении уже в среду, сообщают «Известия». ​Правила формирования и ведения реестра будет утверждать Правительство РФ, а его оператором станет Генпрокуратура РФ.

Помимо прочего, депутаты рассмотрят законопроект, смягчающий санкции в отношении «иностранных агентов». Планируется снизить нижний порог штрафов за нарушение закона «об иностранных агентах». Должностным лицам теперь будет положен штраф от 50 тыс. до 300 тыс. рублей, а юридическим — от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.

Подобная «либерализация» законодательства вызвана тем, что ранее законодатели «немного переборщили», заявил изданию зампредседателя думского комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Вадим Соловьев.

«Сейчас стараемся выработать оптимальный вариант. К НКО должно быть объективное отношение, ведь, с одной стороны, они являются общественными организациями граждан, нацеленными на решение каких-то проблем. Например, Ассоциация «Голос» делает много положительного с точки зрения контроля за выборами. С другой стороны, на содержание некоторых НКО поступают иностранные деньги, и из-за этого они стараются влиять на нашу политику. Иностранные государства не должны иметь возможности вмешиваться в нашу политическую жизнь», — приводит издание слова Соловьева.

Источник: http://www.asi.org.ru/news/v-2015-godu-budet-dejstvovat-edinyj-reestr-proverok-organizatsij/

#####