Сопровождаемое проживание людей с ограниченным
возможностями в России
#

Проект софинансируется ЕС

#
Цветовая схема###
Размер шрифта А А А

Февраль 2014

Федеральные новости в области прав людей с ограниченными возможностями

Члены Совета Федерации предлагают создать в России систему смешанного опекунства для лиц с психическими расстройствами

Члены Совета Федерации предлагают коренным образом изменить систему опеки и попечительства для лиц с психическими расстройствами. Подготовленный ими законопроект направлен на приведение положений ряда российских законодательных актов в этой области в соответствие с международными нормами.

Документ предусматривает создание в России системы смешанного опекунства над недееспособными лицами, когда в интересах подопечного допускается совместное исполнение функций опекуна или попечителя несколькими лицами: как физическими, так и юридическими. Это особенно актуально в ситуации, когда гражданин помещен под надзор в интернат. Один из авторов законопроекта, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Константин Добрынин отмечает: "Наличие внешнего опекуна у подопечного, проживающего в интернате, обеспечивает решение проблемы закрытости положения граждан, нуждающихся в специализированном уходе и надзоре, и тотального попирания их прав и свобод".

Проектом устанавливается приоритет исполнения функций опекуна или попечителя физическим лицом перед их исполнением организацией, в том числе в ситуации, когда возникает потребность в помещении того или иного лица под надзор в интернат.

Кроме того, сенаторы предлагают расширить состав организаций, на которые могут быть возложены функции опекуна или попечителя, включив в соответствующий список некоммерческие организации, в которые подопечный не помещается под надзор. При этом отмечается, что такие организации должны иметь в своем штате работников, отвечающих требованиям к опекунам и попечителям-физическим лицам, имеющим соответствующую профессиональную подготовку.

Предусматривается, что назначение соответствующей организации опекуном или попечителем осуществляется органом опеки и попечительства. Он же, согласно законопроекту, осуществляет контроль над ее деятельностью.

Проект закрепляет порядок совместного исполнения опекунами (попечителями) функций, а также солидарную ответственность всех опекунов или попечителей за вред, причиненный подопечному любым из них.

Помимо этого, законопроект устанавливает в Федеральном законе от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"право гражданина, полагающего, что есть вероятность признания его недееспособным, а также право его родителей, опекунов или попечителей подавать в орган опеки и попечительства заявления, в которых отражаются предпочтения гражданина относительно:

  • места проживания;
  • видов необходимой помощи и способов ее получения;
  • видов повседневной досуговой и профессиональной деятельности;
  • конкретных людей, с которыми установлены доверительные отношения, а также других сторон его жизни.

Полученная информация позволит уполномоченному органу, опекуну или организации, исполняющей опекунские функции, принять решение по конкретному вопросу жизнеустройства недееспособного лица, максимально приближенное к его воле.

Текст проекта Федерального Закона: http://council.gov.ru/media/files/41d4be8a17a6c7a43889.pdf

Источник: http://www.garant.ru/news/524966/

 

Внесен законопроект разработавший новую схему установления групп инвалидности

Группы инвалидности могут начать устанавливать по бальной системе. Соответствующий законопроект разработан депутатом Александром Ломакиным-Румянцевым и сегодня внесен в Госдуму.

Предлагается устанавливать группы инвалидности в зависимости от степени нарушений функций или структур организма. При этом, степень нарушений предполагается оценивать на основе бальной системы. Также предусмотрено осуществление оценки ограничений жизнедеятельности на стадии разработки индивидуальной программы реабилитации инвалида после установления группы инвалидности, используя ее результаты для определения необходимых инвалиду мер социальной поддержки (например, проведение реабилитационных мероприятий, предоставление технических средств реабилитации и услуг).

Необходимость внесения предлагаемых корректировок автор проекта связывает с ратификацией РФ Конвенции ООН о правах инвалидов. Также депутат указывает на субъективизм при проведении медико-социальной экспертизы, определяющей группы инвалидности на основе действующей в настоящее время оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (ст. 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

В пояснительной записке к документу отмечается, что новые подходы к проведению медико-социальной экспертизы разработаны в рамках проведения пилотных проектов в ходе реализации Государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы. В результате исследования определена возможность оценки состояния здоровья гражданина и установления ему группы инвалидности на основе бальной системы оценки нарушений функций и структур организма человека. Использование бальных оценок, по мнению автора законодательной инициативы, должно в значительной степени снизить субъективизм при проведении освидетельствования граждан для определения группы инвалидности.

Если законопроект будет одобрен, предлагаемые изменения ступят в силу с 1 января 2015 года.

Текст законопроекта № 451609-6 "О внесении изменений в статьи 1 и 7 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации": http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=451609-6&02

Источник: http://www.garant.ru/news/525432/

 

Минтруд России проинформировал о новых подходах к предоставлению социальных услуг с 2015 года

Письмо Минтруда России от 05.02.2014 N 12-5/10/В-547

С 1 января 2015 года вступает в силу Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".

Принятый Закон направлен на развитие системы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, повышение его уровня, качества и эффективности.

В соответствии с Законом социальное обслуживание граждан будет основываться на заявительном принципе, т.е. предоставление социальных услуг и отказ от них будут возможны только с учетом волеизъявления получателя.

Предполагается индивидуальный подход, к социальному обслуживанию населения исходя из потребностей граждан в конкретных социальных услугах (предусматривается составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг с учетом оснований, по которым гражданин был признан нуждающимся в социальном обслуживании).

В неотложных случаях могут оказываться срочные социальные услуги (в том числе обеспечение предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилья, юридической и психологической помощи).

В субъектах РФ планируется ведение реестра поставщиков социальных услуг (реестр будет размещен в открытом доступе в сети Интернет) и регистра получателей социальных услуг.

Законом определяются условия предоставления социальных услуг на бесплатной и платной основе и категории граждан, которым социальные услуги должны предоставляться бесплатно.

Вводится социальное сопровождение граждан, предполагающее содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам.

Законом устанавливаются также положения, предусматривающие осуществление общественного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания.

Источник: http://www.kurumoch.samregion.ru/press_centre/officially/1231/

#####