Сопровождаемое проживание людей с ограниченным
возможностями в России
#

Проект софинансируется ЕС

#
Цветовая схема###
Размер шрифта А А А

Февраль 2015

Законотворчество

Дума приняла в первом чтении закон о нежелательных организациях

Данный проект, позволяет любую организацию (как коммерческую, так и некоммерческую) нежелательной (по аналогии с физическими лицами – persona non grata).

Решение о признании нежелательной деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной организации в случае, если она представляет угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны и безопасности государства, будет приниматься Генеральной прокуратурой Российской Федерации по согласованию с МИДом России на основании данных, поступающих от правоохранительных органов. Перечень таких иностранных организаций будет вести и обнародовать Минюст России.

Признание нежелательной деятельности иностранной или международной организации повлечет блокирование (замораживание) безналичных денежных средств и имущества иностранной или международной организации, запреты создания (открытия) ею на территории Российской Федерации структурных подразделений, распространение информационных материалов, ограничение въезда на территорию Российской Федерации лиц, участвующих в деятельности такой организации, ограничение права учреждать российские некоммерческие, общественные и религиозные организации. Лица, причастные к организации деятельности не территории Российской Федерации, указанной иностранной или международной организации, будут привлекаться к административной ответственности, а в случае повторного совершения подобного правонарушения - к уголовной.

Кроме того, административную ответственность повлечет и получение денежных средств или иного имущества от иностранной или международной организации, деятельность которой на территории Российской Федерации признана нежелательной.

По мнению инициаторов проекта, реализация предложенных мер позволит повысить эффективность препятствования деятельности иностранных структур, представляющих угрозу безопасности государства, формирующих угрозы "цветных революций" или способствующих возникновению очагов напряженности на межэтнической и межконфессиональной основе.

Паспорт законопроекта: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=662902-6&02

Текст: http://asozd2c.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/13B5F06B898140A443257D9D0029B3BE/$FILE/662902-6.PDF?OpenElement

 

В первом чтении принят проект о порядке выхода НКО из реестра иностранных агентов

Ключевые основания для исключения из реестра:

- если по результатам проверки, установлено, что общественное объединение в течение года, предшествовавшего подаче заявления, не получало денежных средств и иного имущества от иностранных источников и (или) не участвовало в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации (если организация подает заявление,  в прошлом уже побывав в реестр испытательный срок увеличивается до трех лет);

- если по результатам проверки, установлено, что общественное объединение не позднее чем через три месяца со дня включения его в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, отказалось от получения денежных средств и иного имущества от иностранных источников и возвратило денежные средства и иное имущество иностранному источнику, от которого они были получены.

После подачи заявления НКО об исключении из реестра проводится проверка достоверности предъявленных сведений.

Решение об исключении принимается в течение трех месяцев со дня получения заявления.

Паспорт: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=715511-6&02

Текст: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(ViewDoc)?OpenAgent&work/dz.nsf/ByID&6F0B4BD1E52549D743257DA10039B1F9

 

Судебная практика

Конституционный суд частично признал порядок проверки прокуратуры НКО незаконным

История вопроса

В течение 2012-2014 гг. органы прокуратуры, полиции, налоговых служб и Минюста РФ проверили ряд некоммерческих организаций. Для изучения запрашивались уставная и финансовая документация, а также иные сведения о деятельности НКО. В некоторых случаях прокурорские проверки проводились спустя несколько месяцев после проверок Минюста, а также имели место повторные проверки одних и тех же организаций. Заявители считают, что многочисленные проверки препятствуют нормальной работе НКО. Они полагают обременительной необходимость каждый раз представлять для изучения доступные из других источников объемные документы и материалы в виде копий. Устанавливаемые прокуратурой для представления информации сроки не позволяют исполнить эту обязанность своевременно, что, в свою очередь, может привести к привлечению к административной ответственности (как в случае с С.А. Ганнушкиной).

 Позиция заявителя

Заявители полагают, что оспариваемые нормы на практике позволяют назначать прокурорские проверки без четкой мотивации и проводить их при отсутствии конкретного регламента. По их мнению, закон не ограничивает ни длительность, ни частоту инспекций. Прокуратура вправе запросить у НКО информацию в любом объеме и в произвольно определяемый ими срок. Заявители также полагают, что закон не исключает дублирование прокуратурой иных контролирующих органов. Кроме того, практика свободного привлечения различных ведомств к участию в прокурорских проверках позволяет обходить установленные для них ограничения по числу инспекций НКО. Исходя из этого, заявители считают, что оспариваемые нормы не соответствуют статьям 19, 30 (ч.1) и 55 (ч.3) Конституции РФ.

 Позиция Суда

Гарантируя право граждан на объединение и развитие гражданского общества, Конституция РФ и международно-правовые акты не лишают государство права использовать механизмы контроля и надзора за деятельностью НКО.

Прокуратура играет особую роль в обеспечении верховенства Конституции и закона, прав и свобод человека и гражданина, надзирая за соблюдением закона на универсальной, межведомственной основе, включая надзор за самими органами государственного контроля. Права, предоставляемые прокурорам оспариваемыми нормами, сами по себе не противоречат Конституции. В то же время, недопустимы злоупотребления данными полномочиями или действия в ущерб законным интересам граждан и организаций. Исходя из этого, при осуществлении прокурорских проверок НКО должны соблюдаться следующие условия:

1)   их проведение должно быть мотивированным, НКО необходимо уведомить о проверке, а впоследствии — о ее результатах (наличии или отсутствии фактов нарушения закона);

2)   проверяющие не вправе требовать у НКО документов, которыми та не обязана обладать, а также общедоступную информацию, или уже находящуюся в распоряжении государственных органов;

3)   проверка не может проводиться повторно по одним и тем же мотивам (если речь не идет об устранении ранее выявленных нарушений);

4)   представители других контролирующих органов вправе привлекаться к проверке лишь в целях осуществления ими вспомогательных (экспертно-аналитических) функций;

5)   решения и действия представителей прокуратуры могут быть обжалованы в судебном порядке.

Спорные положения закона о прокуратуре не устанавливают четких временных рамок и позволяют проверяющим самостоятельно определять сроки исполнения своих требований. Тем самым, они позволяют ставить перед НКО объективно невыполнимые задачи, которые в отсутствие специально установленных законом критериев не могут быть проверены по существу в суде. Невыполнение же в установленный прокурором срок соответствующих задач влечет для НКО административную ответственность. В этой части положения закона «О Прокуратуре Российской Федерации» не соответствуют Конституции. Впредь до внесения изменения в законодательство проверяющие должны ориентироваться на соответствующие положения закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Дела заявителей подлежат пересмотру.

Источник: http://www.ksrf.ru/ru/News/Pages/ViewItem.aspx?ParamId=3211

#####