Сопровождаемое проживание людей с ограниченным
возможностями в России
#

Проект софинансируется ЕС

#
Цветовая схема###
Размер шрифта А А А

Июль 2014

Законопроекты

Закон о добровольчестве может быть принят осенью

В обсуждении законопроекта приняли участие волонтеры смены «Технология добра», председатель Международной Ассоциации добровольческих усилий в России, президент российского центра развития добровольчества «Московский дом милосердия» Галина Бодренкова, председатель Исполнительного комитета Общероссийской общественной организации «Российский союз спасателей» Сергей Щетинин.

Эксперты отметили, что сегодня в отношении рассматриваемого законопроекта о добровольчестве общество разделено на два лагеря: тех, кто за регулирование отношений добровольческих организаций России, и тех, кто категорически против, считая закон «вредным». В частности, С. Щетинин высказал мнение, что «деятельность волонтерства в России нужно ограничить», так как вмешательство добровольцев в ряд отраслей просто неприемлемо. Помочь в этом, по словам спикера, может только соответствующий закон. «Регулирование добровольчества на государственном уровне важно хотя бы потому, что, отработав определенное количество часов волонтером, скажем, в медицине, он должен получить льготу при поступлении в медицинский вуз», — прокомментировала Г. Бодренкова.

Согласно последним данным, сегодня по законопроекту из 85 регионов получено 65 положительных отзывов. На сентябрь запланированы слушания в Общественной палате РФ, после чего законопроект будет представлен в первом чтении в Государственной думе. Отвечая на вопросы участников форума, эксперты отметили, что должна быть введена норма, регулирующая взаимоотношения органов государственной власти с добровольческими организациями на уровне партнерства. На данный момент, по признанию спикеров, это остается проблемой.

Председатель Международной Ассоциации добровольческих усилий также высказалась за необходимость финансовой поддержки для развития инфраструктуры добровольчества и ведения стажа для волонтера, выполняющего «работу по государственным нуждам», сообщает «Vmurmanske.ru» (Мурманск).

Источник: http://www.sbornet.ru/news/show-1956.htm

 

Детям одиноких матерей и отцов могут предоставить социальные гарантии

Детям матерей-одиночек, отцов-одиночек и детям, которых воспитывают опекуны, могут быть предоставлены социальные гарантии. Соответствующий законопроект внес в Госдуму депутат Виталий Золочевский.

Депутат предлагает внести вышеуказанных детей в перечень нуждающихся граждан, содержащийся в Федеральном законе от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». В настоящее время помощь в соответствии с этим законом предоставляется участникам Великой Отечественной войны, жителям блокадного Ленинграда, ветеранам боевых действий и инвалидам.

Золочевский полагает, что дети, потерявшие одного или обоих родителей, также заслуживают дополнительной помощи. Депутат подчеркивает, что неработающие матери-одиночки, воспитывающие ребенка младше 16 лет, получают пособие в размере всего лишь 1873 руб. в месяц. Бабушки и дедушки, оформившие опеку на внуков, вынуждены вместе с детьми выживать на пенсию. Нередко такие семьи имеют неудовлетворительные жилищные условия, не могут отправлять детей на отдых и испытывают иные трудности.

Если законопроект будет принят, дети будут бесплатно получать необходимые лекарства, при наличии показаний смогут ездить в санатории, пользоваться льготами при оплате проезда в транспорте.

С текстом законопроекта № 578304-6 «О внесении изменения в статью 6-1 Федерального закона "О государственной социальной помощи"» и материалами к нему можно ознакомиться на сайте Госдумы.

По данным переписи населения 2010 года, в России насчитывалось около 2,5-3 млн одиноких матерей. Большинство из них имели одного ребенка (средний показатель – 1,3 ребенка на женщину). Под опекой на тот момент находились 430,6 тыс. детей.

ИА "ГАРАНТ": http://www.garant.ru/news/556424/#ixzz39PajgV1u

 

Родителям тяжелобольных подростков могут разрешить брать больничный на тот же срок, что и родителям детей младшего возраста

Родители тяжелобольных подростков в возрасте 15-18 лет, возможно, получат возможность брать больничный на тот же срок, что и родители тяжелобольных детей в возрасте до 15 лет. Соответствующий законопроект разработал Минтруд России.

В настоящее время, согласно Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", родители обычных детей в возрасте до 7 лет могут брать больничный по болезни ребенка не более чем на 60 дней в году, а родители обычных детей в возрасте 7-15 лет – не более 45 дней в году.

При этом родители детей-инвалидов в возрасте до 15 лет могут брать больничный на 120 дней в году, а для родителей ВИЧ-инфицированных детей и детей, страдающих онкологическими заболеваниями и поствакцинальными осложнениями, срок больничных в течение года не ограничен.

Минтруд России предлагает распространить эти льготы на детей до 18 лет. В министерстве поясняют, что по достижении тяжелобольным ребенком 15 лет родители резко теряют возможность ухаживать за ним так же, как и раньше. В результате либо ребенок получает меньше внимания, либо родители вынуждены бывают оставить работу. Таким образом, увеличение "льготного" периода облегчит жизнь семей с больными детьми.

С текстом законопроекта "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и материалами к нему можно ознакомиться на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

ИА "ГАРАНТ": http://www.garant.ru/news/555718/#ixzz38rSwV4iS

Текст: http://regulation.gov.ru/project/16879.html

 

Семейный кодекс может пополнится понятием «профессиональная семья» для детей-сирот

Соответствующие поправки в законодательство, по словам вице-премьера Ольги Голодец, должны быть подготовлены до конца 2014 года. «Профессиональные приемные родители» будут получать за воспитание детей-сирот не только пособие, но и зарплату. Представители некоммерческих организаций поддерживают инициативу, но обеспокоены тем, как на она будет претворена в жизнь.

Введение понятия «профессиональная семья» является таким же важным решением властей, как недавно принятое постановление правительства, в соответствии с которым с 1 сентября 2015 года сиротские учреждения будут организованы по семейному типу, считает председатель РОО «Право ребенка» Борис Альтшулер.

«Что ребенок должен расти в семейной обстановке, а не жить в условиях общежития, наконец-то стало понятно всем. Интернаты уродуют психику ребенка. Ребенок-сирота должен быть индивидуальностью, как и обычный ребенок, растущий со своими родителями. В этом плане введение института «профессиональной семьи» – это конечно же шаг в правильном направлении. Он дает возможность тем детям, которые в принципе не могут быть взяты в семьи или под опеку, жить в семейных условиях. Это важная мера, как альтернатива интернатам-общежитиям. К тому же позволит организовывать группы и профсемьи при жилом фонде, что намного дешевле, чем строить новые интернаты», — уверен эксперт.

Не менее важна законотворческая работа в отношении помощи кровным семьям, считает Альтшулер. «В нашем Семейном кодексе девять статей регламентируют, как разлучить детей и родителей, и еще, как устраивать детей, оставшихся без попечения родителей, — отмечает председатель РОО «Право ребенка». - Но там нет ни слова о правовых основаниях работы по восстановлению кровной семьи. В итоге мы получаем «Антисемейный кодекс». Законодатели должны подумать также о сохранении и поддержке кровной семьи, попавшей в кризисную ситуацию».

О том, что будущих «профессиональных» родителей нужно тщательно готовить и обеспечивать сопровождение семей, говорит также президент Благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская. «На мой взгляд, главная задача «профессиональной семьи» – временное устройство ребенка в семью на период, пока идет работа с кровной семьей, если родители, например, проходят реабилитацию, лечатся или находятся в местах лишения свободы. Важно, чтобы в «профессиональных семьях» люди проходили специальную подготовку, так как обычная семья, которая ходит в Школу приемных родителей, нацелена на то, чтобы взять ребенка как родного и его возврат в биологическую семью – ситуация для них неприемлемая. Главный вопрос в том, как инициатива будет реализована в жизни. Если это будут просто семьи, получающие зарплату и не отличающиеся от обычных семей, тогда не вижу в этом смысла, это и так существует в регионах на практике и в законодательстве», – уверена Альшанская.

В целом положительно оценивая «профессиональные семьи» в том случае, если они заботятся о ребенке временно, эксперт опасается возможных негативных последствий внедрения этого института. «Наше государство делает акцент на том, что «профессиональные семьи» будут выходом для детей, которые с трудом устраиваются в семьи, – дети с инвалидностью и дети старшего возраста. И здесь я бы действовала очень осторожно. Велик риск лишить этих сирот шанса на обретение настоящей и постоянной семьи, где есть родители не за зарплату, а по желанию взять и воспитывать любить именно этого ребенка. Я бы в этом формате использовала «профессиональные семьи» минимально, они должны быть, на мой взгляд, именно временными семьями», – считает глава фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам».

Источник: http://www.asi.org.ru/news/semejnyj-kodeks-popolnitsya-ponyatiem-professionalnaya-semya-dlya-detej-sirot/

 

Федеральные новости

Анализ принятого ФЗ об основах общественного контроля в РФ

Введение

Федеральным законом от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" определены правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, а также иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

Прежде всего, как следует и из названия ("основы"), этот ФЗ является неким "рамочным" законом, который собирает положения об уже существующих формах общественного контроля и задает общую терминологию и формы, а не вводит что-то принципиально новое. К примеру, ФЗ об общественном контроле в местах заключения был принят еще в 2008 году и реализовывается. Общественные советы при органах государственной власти, которые описываются в новом ФЗ, также уже давно существуют на практике.

Ст. 2 ФЗ – говорит о том, что осуществление общественного контроля, в частности, за деятельностью, связанной с содержанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказанием психиатрической помощи, регулируется соответствующими федеральными законами. Данная формулировка закрепляет не исключения, а те сферы, которые в рамках уже принятого ФЗ об основах общественного контроля будут регулировать отдельные случаи такого контроля (то есть, как общее и специальное регулирование; в этом случае, например, закон об Общественных наблюдательных комиссиях (ОНК) в местах заключения не противоречит принятому закону, но создание и полномочия таких ОНК продолжают регулироваться законом 2008 года). Для контроля же за содержанием детей-сирот до сих пор так и не был принят. Хотя был внесен в 2012 году и даже дошел до принятия в 1-м чтении[1]

 Законопроект "Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривал создание ОНК на федеральном и региональном уровнях (кстати, может применяться в отношении защиты детей-сирот до 23 лет в любых учреждениях, то есть, не только в ДДИ, но и в ПНИ), которые были бы единственными субъектами контроля, но в которые могут на конкурсной основе входить представители НКО (как и в существующей системе ОНК для контроля за местами заключения). Поскольку этот законопроект в настоящее время отложили и неизвестно, когда его примут и примут ли вообще, возникает, вопрос о пробеле в законодательном регулировании этой сферы: так, с одной стороны, существует общий закон об общественном контроле, в котором указано, что для контроля в организациях содержания детей-сирот нужно создать специальный федеральный закон, с другой, такой специальный закон до сих пор не принят.

Вместе с тем, до принятия закона об ОНК в сфере защиты детей-сирот мы вполне можем пытаться применять ФЗ "Об основах общественного контроля" напрямую, поскольку интересы детей, очевидно, не должны страдать от нерасторопности законодателя.

Основные моменты

  1. Текстом Закона вводится «презумпция добросовестности» государственных органов (то есть, нарушения нужно доказать тому, кто о них заявляет) и запрещается «необоснованное вмешательство» в деятельность госорганов при осуществлении общественного контроля (обоснованность и необоснованность - на практике можно толковать самым широким образом).
  2. Устанавливается особый статус информации, полученной в результате общественного контроля: она должна быть открытой и предоставляется субъектами общественного контроля по запросу СМИ.
  3. Основными (постоянно действующими) субъектами общественного контроля выделены:

1)    общественная палата Российской Федерации;

2)    общественные палаты субъектов Российской Федерации;

3)    общественные палаты (советы) муниципальных образований;

4)    общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

  1. Формы общественного контроля, предусмотренные в ФЗ: общественный мониторинг, общественная проверка, общественная экспертиза, в иных формах.

Мониторинг - наблюдение за деятельностью госоргана и размещение этой информации в открытом доступе, составление итогового документа, который госорган обязан рассмотреть;

Общественная проверка - более серьезная форма, проводится с привлечением общественного инспектора (любое физическое лицо). Указано, что общественный инспектор может получать информацию, но не указано конкретно право посещать госорган или учреждение;

Общественная экспертиза - проверка актов и решений, которые могут принять госорганы;

Общественное обсуждение и публичные слушания – понятны из названия.

  1. Обращаться в суд в рамках контроля можно только в защиту:

- прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;

- неопределённого круга лиц

Получается, что несмотря на положительное нововведение о возможности выступать в защиту неопределенного круга лиц, закон не предусматривает возможности в рамках общ. контроля инициировать судебный процесс в отношении конкретного лица, например, проживающего в ДДИ

Место НКО в общественном контроле

Указано, что для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, могут создаваться:

 1) общественные наблюдательные комиссии;

 2) общественные инспекции;

 3) группы общественного контроля;

 4) иные организационные структуры общественного контроля.

Это положение предусматривает создание не любых субъектов общественного контроля, а только тех, которые предусмотрены каким-либо законом (например, общественные наблюдательные комиссии создаются для контроля в местах принудительного содержания по № 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания"). Законопроект об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот, также предусматривает создание общественных наблюдательных комиссий по контролю за обеспечением прав детей-сирот, которые формируются Общественной палатой РФ.

 Таким образом, круг субъектов по этому ФЗ ограничен, формулировка "и иные" всегда сопровождается добавлением "предусмотренные законом".

То есть, в настоящее время НКО общественный контроль можно осуществлять только при вхождении члена НКО в общественную палату (например, региональную) или общественный совет при каком-либо госоргане, а также путем обращения к какому-либо из уполномоченных и к действующим общественным советам (например, обратиться к Уполномоченному по правам ребенка СПб с описанием какой-либо проблемы и попросить инициировать общественную проверку).

Указано, что инициировать общественный контроль, помимо субъектов могут также уполномоченные всех уровней. Также для общественной проверки могут привлекаться "общественные инспекторы ("Общественный инспектор – гражданин, привлеченный на общественных началах для проведения общественной проверки"). При этом не указано, должен ли "общественный инспектор" быть членом общественных палат или советов, поэтому это тоже возможный вариант включения НКО (через своих сотрудников) в процесс общественного контроля.

Место попечительских советов при ДДИ и ПНИ в общественном контроле

 Что касается попечительских советов при ДДИ, то непосредственно они не становятся субъектами общественного контроля, только появляется возможность членов таких советов, как, например, специалистов в сфере защиты прав детей-сирот, войти на конкурсной в основе общественную палату Санкт-Петербурга или в советы при профильных госорганах (если такие советы будут созданы) или в ОНК по учреждениям для детей-сирот, если такие ОНК будут созданы. Более того, общественные советы могут образовываться только при органах государственной и муниципальной власти, а не напрямую при учреждениях стационарного социального обслуживания (то есть, может быть совет при Комитете по социальной политике, но не при ДДИ или ПНИ).

Вывод

 Таким образом, из доступных в настоящее время способов использования на практике нового ФЗ "Об основах общественного контроля" для защиты нашей целевой группы, можно выделить следующие:

 - в случаях, когда необходимо провести мероприятия общественного контроля (например, проверка в ДДИ), обращаться к субъектам общественного контроля, которые могут такую проверку инициировать и предложить представителей организации в качестве общественных инспекторов при проверке;

 - узнать возможности взаимодействия с членами Общественной палаты СПб, заинтересованных в сфере деятельности организации (состав можно посмотреть здесь: http://gov.spb.ru/gov/palataspb/) и также использовать этот механизм для инициирования форм общественного контроля (сложность здесь, может быть в том, что решение об инициировании должно быть принято всей общественной палатой, а не отдельными членами);

 - инициировать общественное обсуждение создания на основе нового ФЗ общественных советов при государственных органах в сфере деятельности организации, если они еще не созданы (к примеру, общественный совет при Комитете по социальной политике СПб), которые будут обладать правом инициирования общественного контроля - но тут особенность в том, что состав совета утверждается руководителем органа;

 - в случаях нарушения прав большой группы лиц - инициировать через субъекты общественного контроля заявление в суд в защиту неопределенного круга лиц.

Текст: http://docs.cntd.ru/document/420208751

 

Нормативы жилплощади для ветеранов и инвалидов могут быть увеличены

Нормативы площади жилого помещения для ветеранов боевых действий и инвалидов могут быть увеличены. Соответствующий законопроект внесла в Госдуму Ярославская областная дума.

Норматив жилплощади на одного человека, используемый при определении права на улучшение жилищных условий, предлагается увеличить с 18 до 38 квадратных метров на человека. Соответствующие изменения могут быть внесены в ст. 23 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" и ст. 28 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Ранее норма в 36 квадратных метров была введена для ветеранов Великой Отечественной войны (Федеральный закон от 29 июня 2009 г. № 135-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах").

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что из-за низких нормативов ветераны боевых действий и инвалиды получают слишком маленькие выплаты на улучшение жилищных условий (выплата рассчитывается исходя из стоимости квадратного метра). Так, в Ярославской области размер выплаты составляет 633,5 тыс. руб., в то время как средняя стоимость однокомнатной квартиры в регионе оценивается в 1,75-2 млн руб. Поэтому многие ветераны и инвалиды вынуждены отказываться от выплат: купить жилье они не могут, а тратить деньги на иные цели запрещено. 

С текстом законопроекта № 560551-6 "О внесении изменений в статью 23-2 Федерального закона "О ветеранах" и статью 28-2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на сайте Госдумы.

ИА "ГАРАНТ": http://www.garant.ru/news/551653/#ixzz37X8nkoQK

 

Новости Санкт-Петербурга

Регламентирован порядок единовременной и ежемесячной выплаты на сирот переданных на усыновление, под опеку или попечительство, в приемную семью

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 02.07.2014 N 561 "О реализации главы 4 "Социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью" Закона Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга"

Данное Постановление устанавливает правила предоставления следующих мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети), переданных под опеку или попечительство, в приемную семью:

1. Денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством (далее - подопечные дети).

2. Денежные средства на содержание детей, находящихся в приемных семьях (далее - приемные дети).

3. Денежные средства на содержание лиц из числа детей, находившихся до совершеннолетия под опекой или попечительством либо в приемных семьях и сохранивших право на выплату денежных средств на их содержание до окончания обучения в государственных образовательных учреждениях, осуществляющих в качестве основной цели своей деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и(или) среднего общего образования (далее - обучающиеся).

Так в частности регламентируются:

- Перечень необходимых документов для назначения выплат;

- Порядок назначения денежных средств уполномоченными органами;

- Порядок выплаты денежных средств;

- Случаи, когда выплата денежных средств прекращается.

 

При усыновлении ребёнка будет выплачиваться 100 тысяч рублей

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга «О проекте закона Санкт-Петербурга «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» внесены изменения в части предоставления дополнительной меры социальной поддержки при передаче ребенка на усыновление (удочерение) в виде единовременного пособия в размере 100 тысяч рублей на каждого ребенка с 1 января 2015 года.

Постановление Правительства направлено на рассмотрение в Законодательное собрание Санкт-Петербурга.

Источник: http://gov.spb.ru/gov/otrasl/trud/news/50545/

 

Новости в сфере НКО

Владимир Путин распорядился выделить 1 млрд руб НКО

Общероссийский общественный фонд «Национальный благотворительный фонд» и «Российский Союз Молодежи» получат по 200 миллионов рублей субсидий, которые необходимо будет распределить. «Лига здоровья нации» получит 350 миллионов, Общество «Знание» России - 250 миллионов рублей.

Как сообщают РИА «Новости», Президент России Владимир Путин распорядился выделить один миллиард рублей некоммерческим неправительственным организациям, участвующим в развитии институтов гражданского общества и реализующим социально значимые проекты, данное распоряжение опубликовано на сайте Кремля в пятницу.

«Предоставить некоммерческим неправительственным организациям, участвующим в развитии институтов гражданского общества и реализующим социально значимые проекты, по списку согласно приложению субсидии, предусмотренные в федеральном бюджете на 2014 год, в размере 1 000 000 тыс. рублей на проведение конкурсов и выделение по их результатам грантов другим некоммерческим неправительственным организациям для реализации ими социально значимых проектов», — говорится в распоряжении.

В приложении к документу дан список организаций, которые будут заниматься проведением конкурса. Общероссийский общественный фонд «Национальный благотворительный фонд» и «Российский Союз Молодежи» получат по 200 миллионов рублей субсидий, которые необходимо будет распределить. «Лига здоровья нации» получит 350 миллионов, Общество «Знание» России — 250 миллионов рублей.

Источник: http://grants.oprf.ru/

 

 

 

 

#####