Сопровождаемое проживание людей с ограниченным
возможностями в России
#

Проект софинансируется ЕС

#
Цветовая схема###
Размер шрифта А А А

Июль 2016

Законопроекты

Обеспечивать инвалидов жильем за счет бюджета предлагается вне зависимости от того, когда они встали на учет

Законодательная Дума Томской области внесла в Госдуму законопроект, в случае принятия которого инвалиды и семьи с детьми-инвалидами будут обеспечены жильем за счет средств федерального бюджета вне зависимости от того, когда они встали на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях: до 1 января 2005 года или после этой даты.

Сегодня обеспечение жильем указанных категорий граждан (по договору соцнайма или в собственность) осуществляется за счет бюджетных средств, только если они встали на учет до 1 января 2005 года. При этом государство также выделяет им деньги на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ч. 2 ст. 17ст. 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; далее – закон о соцзащите инвалидов). 

В противном случае жилые помещения будут предоставлены нуждающимся гражданам на общих основаниях по договорам безвозмездного пользования (ч. 3 ст. 17 закона о соцзащите инвалидовст. 109 Жилищного кодекса РФ). При таком варианте обеспечения государство не оплачивает расходы, связанные с оплатой жилья.

Автор инициативы считает, что действующий механизм улучшения жилищных условий является дискриминационным, так как не гарантирует предоставление жилья всем инвалидам и семьям с детьми-инвалидами. По мнению инициатора, это нарушает конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина (ст. 19 Конституции РФ).

В случае изменения действующего законодательства все инвалиды и семьи с детьми-инвалидами будут обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета.

Законодательная Дума Томской области обращает внимание на то, что сегодня расходы, связанные с предоставлением жилья нуждающимся гражданам, вставшим на учет после 1 января 2015 года, возмещаются за счет бюджетных средств субъектов РФ. Автор законопроекта полагает, что это приводит к дополнительной нагрузке на региональные бюджеты, и такая обязанность должна быть возложена исключительно на Российскую Федерацию.

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/748683

Паспорт проекта: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=1101815-6

Федеральные новости в области прав людей с ограниченными возможностями

Уточнены дополнительные гарантии права на образование для детей-сирот, предоставляемые им в рамках социальной поддержки

Федеральный закон от 03.07.2016 N 359-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Уточнены правила предоставления соцподдержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Так, предусмотрены полное гособеспечение и дополнительные гарантии по соцподдержке при получении профобразования и (или) при прохождении профобучения. Речь идет о предоставлении лицам, обучающимся по очной форме по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов и (или) по программам профподготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств регионов (муниципалитетов) бесплатных питания, комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря или возмещение их полной стоимости, о выделении жилого помещения, а также о бесплатном оказании медпомощи до завершения обучения.

Данное правило распространяется в т. ч. на лиц в возрасте от 18 до 23 лет, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.

Предусмотрено наделение уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти функциями по утверждению норм и порядка обеспечения за счет средств соответствующего бюджета бесплатным питанием, комплектом одежды, обуви и мягкого инвентаря несовершеннолетних, находящихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Нормы и порядок обеспечения за счет средств регионов лиц, находящихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних субъектов Федерации или муниципальных образований, утверждаются законами субъектов и (или) нормативными правовыми актами соответствующих органов исполнительной власти.

Также уточнено понятие "однократно" и установлено, что предусмотренные дополнительные гарантии по соцподдержке не будут предоставляться выпускникам организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также выпускникам организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучавшимся за счет средств федерального бюджета, которым указанные гарантии уже были предоставлены за счет этой организации или иной, где они ранее обучались или воспитывались.

Утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме

Постановление Правительства РФ от 9 июля 2016 г. N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов"

Речь идет о помещениях федерального, регионального, муниципального, частного жилищного фонда, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания.

Доступность обеспечивается посредством приспособления помещения и имущества с учетом потребностей инвалида. Под ним понимается изменение и переоборудование в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к помещению.

Для оценки приспособления проводится обследование. Это делается комиссией соответствующего уровня в соответствии с планом мероприятий по приспособлению. По результатам оформляется акт обследования. Если в нем содержится вывод об отсутствии технической возможности для приспособления без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций путем реконструкции или капремонта, то комиссия выносит решение о проведении проверки экономической целесообразности такой реконструкции или ремонта. По результатам проверки комиссия принимает решение о целесообразности/нецелесообразности.

Результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления или об отсутствии такой возможности. Для принятия решения о включении мероприятий в план заключение в течение 10 дней направляется в уполномоченный орган/главе муниципалитета.

Приведены требования к доступности и по приспособлению.

Выплаты работникам на уход за ребенком-инвалидом и санаторно-курортное лечение страховыми взносами не облагаются

К такому выводу пришел ВС РФ (Определение ВС РФ от 22 июля 2016 г. № 310-КГ16-89431). Суд посчитал, что эти взносы не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества и условий выполнения работы, не являются стимулирующими или компенсирующими выплатами и не включены в систему оплаты труда.

На этом основании ВС РФ признал незаконным решение регионального отделения ФСС России, которым плательщик был оштрафован за неуплату взносов в отношении этих выплат с начислением недоимки и пени.

Основным доводом фонда в ходе судебных разбирательств был тот факт, что названные выплаты производятся только лицам, состоящим в трудовых отношениях с обществом. Но ВС РФ его отклонил. Суд подчеркнул: сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

Такую же позицию в отношении выплат на санаторно-курортное лечение ВС РФ высказал и в другом своем недавнем решении (Определение ВС РФ от 22 июля 2016 г. № 310-КГ16-89442).

Кроме того, по мнению Суда, не облагаются страховыми взносами и некоторые другие выплаты, в частности, материальная помощь работникам, материальная помощь вернувшимся после службы в армии, материальная помощь по уходу за детьми в возрасте от полутора до трех лет и т. д. (Определение ВС РФ от 22 июля 2016 г. № 304-КГ16-76653).

В основу всех этих актов ВС РФ легло одно из решений ВАС РФ, вынесенное в мае 2013 года (Постановление Президиума ВАС РФ от 14 мая 2013 г. № 17744/12). Судьи отметили тогда, что выплаты социального характера не являются вознаграждением за труд и именно поэтому обложению страховыми взносами не подлежат. В рассмотренном ВАС РФ деле фигурировали такие выплаты, как единовременное пособие в связи с выходом на пенсию, дополнительная материальная помощь в связи со смертью членов семьи, материальная помощь одиноким матерям и отцам, частичная компенсация услуг стоматолога и т. д.

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/811329

Санкт-Петебургские новости в области прав людей с ограниченными возможностями

Обновлены правила обеспечения «социальным такси»

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 15.07.2016 N 584 "О мерах по реализации главы 19 "Специальное транспортное обслуживание отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге" Закона Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга"

Вступил в силу на следующий день после официального опубликования.

Утвержден Порядок и условия предоставления дополнительных мер социальной поддержки по финансированию расходов, связанных с предоставлением специального транспортного обслуживания отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге. Данный документ заменил утратившее силу Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 03.10.2006 N 1200.

Под транспортной услугой понимается предоставление транспортной организацией специального транспортного обслуживания отдельным категориям инвалидов с частичной оплатой за счет средств бюджета Санкт-Петербурга стоимости разового проезда к месту нахождения объектов, включенных в основной либо в дополнительный перечень видов социально значимых объектов, расположенных на территории Санкт-Петербурга.

Установлено, что указанные меры поддержки предоставляются на основании заявления, которое подается гражданином в администрацию района Санкт-Петербурга по месту жительства лично или через представителя на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, а также посредством обращения в СПбГКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг".

Срок рассмотрения заявления - в течение 10 рабочих дней со дня подачи или со дня поступления в администрацию района всех запрашиваемых в случае необходимости документов и сведений, находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги.

Определены основания для отказа в предоставлении указанных мер поддержки и случаи прекращения ее предоставления.

Регламентирована процедура реализации права на получение дополнительных мер социальной поддержки потребителем транспортной услуги, а также процедура проведения квалификационного отбора транспортных организаций и финансирования их расходов, связанных с предоставлением специального транспортного обслуживания.

Предусмотрено заключение договора между государственным учреждением и организацией по результатам отбора, определены включаемые в него условия.

Установлено, что граждане, в отношении которых по 31.12.2015 было принято решение о предоставлении указанных мер социальной поддержки на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 03.10.2006 N 1200 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О специальном транспортном обслуживании отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге", сохраняют свое право до истечения срока, на который они были предоставлены.

Указанное постановление с внесенными в него изменениями, ранее утверждавшее аналогичный Порядок, признано утратившим силу.

Действие документа распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года.

Новости в сфере некоммерческих организаций

В закон о некоммерческих организациях введено понятие — «исполнители общественно полезных услуг»

Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон, вводящий в правовое поле новый статус для некоммерческих организаций – «исполнитель общественно полезных услуг». Соответствующий документ опубликован на официальном портале правовой информации. Закон был принят Государственной Думой РФ и одобрен Советом Федерации в июне 2016 года. В Совете Федерации рассчитывают, что данный закон повысит доступность и качество социальных услуг, а также откроет новые возможности для развития частно-государственного партнерства.

В конце 2015 года президент дал поручение обеспечить внесение в законодательство изменений, предусматривающих возможность наделения некоммерческих организаций статусом «исполнителя общественно полезных услуг» и предоставление таким организациям льгот и преференций. Путин призвал обеспечить третьему сектору доступ к бюджетному финансированию, подчеркнув, что в таких вопросах, как помощь пожилым людям и инвалидам, поддержка семьи и детей нужно больше доверять некоммерческим организациям.

«Исполнителем общественно полезных услуг» может быть признана НКО, которая на протяжении одного и более года оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не являющаяся «иностранным агентом» и не имеющая задолженностей по налогам и сборам, иным, предусмотренным законодательством РФ, обязательным платежам.

В случае если некоммерческая организация соответствует указанным требованиям, по решению уполномоченного органа она может быть признана исполнителем общественно полезных услуг и включена в соответствующий реестр на два года. По истечении указанного срока организация может быть вновь признана исполнителем общественно полезных услуг.

Порядок принятия такого решения, а также перечень общественно полезных услуг устанавливаются Правительством РФ. В случае возникновения обстоятельств, несовместимых с вышеуказанным требованиями, организация может быть исключена из реестра.

Ранее правительство утвердило дорожную карту «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере», которая содержит комплекс мероприятий, которые должны быть реализованы до 2017 года. В Министерстве экономического развития РФ рассчитывают, что эта дорожная карта станет почвой для широкой реформы социальной сферы в стране.

Поправки вступят в силу с 1 января 2017 года.

Источник: http://www.asi.org.ru/news/132564

Утвержден план мероприятий по поддержке участия негосударственных организаций в оказании социальных услуг

Распоряжение Правительства РФ от 8 июня 2016 г. № 1144-р

Сегодня Правительство РФ опубликовало дорожную карту по поддержке доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере. В нее вошел комплекс из 44 мероприятий, планируемых к реализации в 2016-2017 годах.

Предполагается, что в результате будет увеличено количество негосударственных участников рынка в социальной сфере, в частности, удельный вес учреждений социального обслуживания, основанных на негосударственных формах собственности увеличится к 2018 году до 10% по сравнению с общим количеством социальных учреждений. Сегодня он составляет 4,4% от той же величины. Также прогнозируется увеличение количества негосударственных организаций, участвующих в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования с 1425 до 1660 единиц к 2018 году. Кроме того, ожидается повышение доступности и качества оказываемых соцуслуг.

К утвержденным мероприятиям, в частности, относятся:

  • введение в законодательство понятия "социальное предпринимательство" (предполагается, что это поспособствует его развитию);
  • совершенствование механизмов проведения независимой оценки качества услуг в организациях социальной сферы;
  • развитие практики саморегулирования социально ориентированных НКО (с последующим обеспечением участия специалистов негосударственных организаций в программах повышения квалификации, поддерживаемых государством);
  • формирование условий для увеличения объемов размещения социальной рекламы в СМИ и повышение ее эффективности;
  • формирование перечня видов социальных услуг, которые рекомендованы к исполнению НКО в областях образования, здравоохранения, социальной поддержки населения, культуры, спорта и туризма;
  • расширение масштабов привлечения государственными и муниципальными учреждениями добровольцев и добровольческих организаций, и ряд других.

Кроме того, в сфере дошкольного образования дорожной картой предусмотрено обеспечение равного доступа частных дошкольных образовательных организаций к бюджетному финансированию. 

Как поясняется на официальном сайте правительства, запланировано также внедрение практики государственной поддержки заемного финансирования некоммерческих организаций, оказывающих услуги в социальной сфере, по аналогии с действующим сегодня механизмом поддержки малого и среднего предпринимательства.

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/753566

В Правительство РФ внесен законопроект о целевых капиталах некоммерческих организаций

Минэкономразвития направило в Правительство РФ законопроект, предусматривающий совершенствование правовых условий для формирования и использования целевого капитала благотворительными организациями.

Как сообщает АСИ, в законопроекте предлагаются изменения в федеральные законы «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

В частности, предлагается допустить возможность участия благотворительной организации в хозяйственных обществах совместно с другими лицами для случаев получения благотворительной организацией в порядке пожертвования или наследования ценных бумаг на пополнение целевого капитала, а также случаев, когда управляющая компания, осуществляющая доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал, размещает средства целевого капитала в акции публичных акционерных обществ.

«Действующий с 1995 года запрет участия благотворительных организаций в хозяйственных обществах совместно с другими лицами не учитывает особенности формирования, пополнения и использования целевого капитала и дискриминирует благотворительные организации по сравнению с другими организациями таких же организационно-правовых форм, не имеющих статуса благотворительных, и, соответственно, ограничений на получение ценных бумаг на пополнение целевого капитала и инвестирование средств целевого капитала в ценные бумаги (в настоящее время в случае получения благотворительной организацией акций, например, в порядке наследования, она будет вынуждена незамедлительно осуществить их отчуждение)», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Также авторы законопроекта предлагают отнести к источникам формирования имущества благотворительной организации имущество, переходящее благотворительной организации по завещанию в порядке наследования, и денежные средства, полученные благотворительной организацией – собственником целевого капитала от управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал.

Законопроектом не создаются дополнительные риски злоупотребления правом за счет адресности благотворительной деятельности – цели и порядок использования пожертвований определяются благотворителями (в том числе могут выбираться конкретные получатели поддержки или их категории). Благотворители сами осуществляют выбор форм благотворительности: направить пожертвование на удовлетворение текущих потребностей организаций или граждан либо капитализировать его с направлением получаемых доходов на решение социальных проблем. Не создаются и налоговые риски – законодательством предусмотрены одинаковые льготы в отношении целевых поступлений в адрес благотворительных организаций и целевых капиталов некоммерческих организаций, говорится в пояснительной записке.

«Мы долго согласовывали нашу позицию с нашими коллегами из федеральных министерств, администрации президента, Минфином. Сейчас законопроект внесен в правительство. Рассчитываем, что этот документ будет принят если не в осеннюю, то весеннюю сессию Госдумы», — говорит директор Департамента социального развития и инноваций Минэкономразвития России Артем Шадрин.

Законопроект разработан в рамках реализации комплекса мер, направленных на увеличение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, на период до 2018 года, утвержденного Правительством РФ. Кроме того, он относится к сфере реализации подпрограммы «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» государственной программы «Социальная поддержка граждан». Законопроект соответствует положениям договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров РФ, сообщили в Минэкономразвития.

Источник: http://www.sbornet.ru/news/detail/4834

В Президентском совете разработают механизмы противодействия давлению на некоммерческие организации

 Механизмы защиты от давления будут подготовлены тремя постоянными комиссиями Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

Как сообщает АСИ, члены Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) окажут содействие некоммерческим организациям и гражданским активистам, подвергающимся необоснованному давлению со стороны различных проверяющих структур. Поддержку от СПЧ получат те организации и активисты, чью деятельность можно с точностью отнести к правозащитной сфере. Разработкой предложений по средствам, которые сможет использовать совет, займутся три постоянные комиссии СПЧ: по гражданским свободам и гражданской активности, по развитию НКО и по прецедентным делам.

В рамках заседания трех комиссий президентского совета правозащитники, в частности, обсудили ситуацию с признанием «иностранным агентом» Ассоциации «Голос» и уголовное дело в отношении руководителя Союза «Женщины Дона» и одноименного фонда Валентины Череватенко. Это первое уголовное дело, возбужденное с связи с уклонением от исполнения закона «об иностранных агентах». В постановлении о возбуждении уголовного дела говорится, что В. Череватенко, «имея преступный умысел», в 2013 году зарегистрировала фонд «Женщины Дона» для того, чтобы избежать действия закона «об иностранных агентах». Сама В. Череватенко считает, что ее преследование связано с запуском проекта по гражданскому контролю за реализацией минских соглашений.

Источник: http://www.sbornet.ru/news/detail/4804

#####