Сопровождаемое проживание людей с ограниченным
возможностями в России
#

Проект софинансируется ЕС

#
Цветовая схема###
Размер шрифта А А А

Март 2015

Законотворчество

Депутаты предлагают упростить оформление опеки над недееспособными совершеннолетними их родителям

Законопроект, существенно упрощающий процедуру установления опеки родителей над их родными недееспособными совершеннолетними детьми, внесен во вторник на рассмотрение в Госдуму, сообщается на официальном сайте нижней палаты.

Авторы инициативы, депутаты от фракции "Справедливая Россия" Сергей Миронов, Николай Левичев, Михаил Емельянов и Александр Ломакин-Румянцев предлагают внести изменения в закон "Об опеке и попечительстве". В пояснительной записке к законопроекту авторы напоминают, что по нынешним нормам когда ребенку исполняется 18 лет, его родители вынуждены оформлять опеку над ним и проходить фактически те же процедуры, что и опекунам, забирающим детей-сирот из приюта или детского дома.

По мнению авторов законопроекта, такие родители вынуждены предоставлять слишком большое количество документов. В их перечень входит, в частности, "письменное согласие членов семьи на совместное проживание родителей и ребенка», а также документ о прохождении родителем «специальной подготовки в установленном порядке". Депутаты считают эту процедуру "бессмысленной и абсурдной", так как де-факто такие родители должны доказывать свое право опекать ребенка, которого они воспитывали до 18 лет.

Благодаря предлагаемым изменениям для установления опеки над недееспособным ребенком родителям будет достаточно предоставить в органы опеки и попечительства только заявление о назначении их опекунами, а также документы, доказывающее родство.

Источник: http://rapsinews.ru/legislation_news/20140624/271584735.html

 

Федеральные новости в области прав людей с ограниченными возможностями

2 марта 2015 года вступил в силу закон о введение ограниченной дееспособности

Этот закон может изменить жизнь многих людей с ментальными нарушениями в нашей стране. Если раньше при рассмотрении дела суд  мог либо лишить человека дееспособности, либо отказать в лишении дееспособности, то теперь появляется промежуточная градация – ограниченная дееспособность.  
В законе ограниченная дееспособность определяется как способность человека понимать значение своих действий или руководить ими при помощи других лиц. Теперь суд, исходя из понятия ограниченной дееспособности,  должен описать возможности человека и определить, в каких сферах человек может принимать самостоятельные решения,  а в каких ему требуется помощь попечителя.
Закон определяет, что человек с ограниченной дееспособностью может сам совершать мелкие бытовые сделки, самостоятельно расходовать свой заработок или социальные выплаты (хотя это право может быть ограничено по решению суда). Остальные сделки он совершает с письменного согласия попечителя, который, в свою очередь, может давать согласие на распоряжение пенсией, алиментами и т.д.

Введение ограниченной дееспособности имеет первостепенное значение прежде всего для тех, кто проживает в интернатах. Возможность свободно распоряжаться своими доходами, которую предоставляет новый закон  - это практические единственная зона свободы, доступная для них. На сегодняшний день интернат, являясь опекуном недееспособных лиц, имеет право распоряжаться их доходами. В теории деньги должны расходоваться в интересах жителей ПНИ, но на практике проживающие часто сталкиваются со злоупотреблениями в этой области, с тем, что их мнение не учитывается при расходовании средств.
Получение статуса ограниченной дееспособности предполагает процедуру подачи  заявления в суд. Но процессуальные нормы рассмотрения такого заявления пока не внесены в законодательство, поэтому сегодня сложно сказать, как будут реагировать суды на подачу заявлений об ограничении дееспособности и по каким правилам они будут рассматриваться. Но, в любом случае, когда нормы об ограниченной дееспособности вступят в силу, отказ в их реализации будет незаконным.

Введение ограниченной дееспособности, по сути, является результатом судебного дела Ирины Деловой, проживающей ПНИ, которая в 2012 году с поддержкой СПб БОО «Перспективы» обратилась в Конституционный Суд с заявлением о неконституционности существующего порядка признания гражданина недееспособным. В суде ее интересы представлял адвокат Дмитрий Бартенев, показавший, что отсутствие альтернативы полного лишения дееспособности для граждан с интеллектуальными нарушениями не соответствует международным нормам, прежде всего, ратифицированной Российской Федерацией Конвенции ООН о правах инвалидов. Конституционный суд согласился с доводами адвоката и дал указание федеральному законодателю до 1 января 2013 года внести изменения в действующий механизм защиты прав граждан, страдающих психическими расстройствами, которые позволяли бы суду учитывать степень нарушения способности таких граждан понимать значение своих действий или руководить ими, что и было сделано путем введения ограниченной дееспособности.

Источник: http://www.perspektivy.ru/about/nashi-novosti/179/

А здесь можно прочитать подробную аналитическую записку с рекомендациями по применению законодательных изменений, связанных с вопросами реализации дееспособности людей с ментальной инвалидностью, подготовленную Дмитрием Бартеневым.

Социальные пенсии в 2015 году вырастут на 10,3%

Постановление Правительства РФ от 18 марта 2015 г. № 247 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2015 г. социальных пенсий"

Проведение индексации приведет к увеличению на 777 руб. среднего размера социальной пенсии, на 1069 руб. – социальной пенсии детей-инвалидов, на 1095 руб. – пенсии по инвалидности военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, на 924 руб. – пенсии по случаю потери кормильца семьям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву.

Напомним, что в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" социальные пенсии индексируются ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера за прошедший год.

 

Сводная таблица пенсии с 1 апреля 2015 года

Размер выплаты в 2015 году

Размер повышения

НПА

Кому

Социальная пенсия II группе инвалидности и др. - 4769,08 рублей в месяц с 1 апреля 2015 года

Повышение пенсии на 445,34 рублей

Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ

(ред. от 02.07.2013)

"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины),

гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины),

инвалидам II группы (за исключением инвалидов с детства)

Социальная пенсия инвалидам с детства I группы и детям-инвалидам. - 11445,68 рублей в месяц с 1 апреля 2015 года

Повышение пенсии на 1068,82 рублей

инвалидам с детства I группы,

детям-инвалидам

Инвалидам с детства II группы и инвалидам I группы - 9538,17 рублей в месяц с 1 апреля 2015 года

Повышение пенсии на 890,69 рублей

Инвалидам с детства II группы

инвалидам I группы

Социальная пенсия III группе инвалидности - 4053,73 рубля с 1 апреля 2015 года

Повышение пенсии на 378,54 рублей

инвалидам III группы

Сводная таблица ЕДВ с 1 апреля 2015 года

Категория получателей ЕДВ

Размер ЕДВ с 1 апреля 2015 года

инвалиды I группы

3137,60 рублей в месяц

инвалиды II группы

2240,72 рублей в месяц

инвалиды III группы

1793,74 рубля в месяц

дети-инвалиды

2240,74 рублей в месяц

 

Определены общие требования к деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.11.2014 № 940Н "Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений"

Помимо общих положений, которые уже утверждены различными нормативными правовыми актами, Приказ ввел следующие, относительно законодательства, новые положения:

Получателям должны быть обеспечены надлежащий уход, безопасные условия проживания и предоставления услуг. Организациям необходимо соблюдать правила пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические нормативы. Кроме того, им следует формировать общедоступные информационные ресурсы, обеспечивать открытость и доступность данных о своей деятельности.

Предусмотрены положения о независимой оценке качества услуг, об общественном контроле в сфере социального обслуживания.

Приводится классификация стационарных организаций в зависимости от контингента получателей услуг. Это дома-интернаты (пансионаты), в т. ч. детские, малой вместимости, для престарелых и инвалидов, ветеранов войны и труда, милосердия; специальные дома-интернаты, в т. ч. для престарелых; геронтологические центры; психоневрологические интернаты; реабилитационные центры для лиц, страдающих психическими расстройствами; детские дома-интернаты для умственно отсталых детей; иные.

Закреплены рекомендуемые нормативы штатной численности организаций, оснащения оборудованием для оказания услуг.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 февраля 2015 г. Регистрационный № 36314.


Установлена форма акта проверки условий жизни подопечного.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. N 1642 "Об утверждении формы акта проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов несовершеннолетнего подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей"

В целях контроля за деятельностью опекунов орган опеки и попечительства проводит периодические проверки условий жизни подопечных, соблюдения опекунами их прав и законных интересов, обеспечения сохранности их имущества.

В ходе проверок оцениваются жилищно-бытовые условия подопечного, состояние его здоровья, внешний вид и соблюдение гигиены, эмоциональное и физическое развитие, навыки самообслуживания, отношения в семье, возможность семьи обеспечить потребности развития подопечного.

По результатам проверки составляется акт. В акте указывают, соблюдаются ли права и законные интересы подопечного, обеспечивается ли сохранность его имущества, соответствуют ли условия содержания, воспитания и образования подопечного установленным требованиям. Приводятся выводы и заключения проверки, выявленные нарушения и рекомендации по их устранению.

Акт утверждается руководителем органа опеки и попечительства в 2 экземплярах, один из которых направляется опекуну.

Источник и Текст: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/609136/

 

Новости в области некоммерческих организаций (НКО)

Министерство юстиции РФ обнародовало доклад о контроле в сфере деятельности НКО за 2014 год

Доклад «Об осуществлении Министерством юстиции РФ государственного контроля (надзора) в сфере деятельности некоммерческих организаций и об эффективности такого контроля (надзора)» за 2014 год опубликован на сайте министерства. Согласно докладу, по состоянию на 1 января 2015 года в РФ зарегистрировано 223 605 НКО. В 2014 году Минюст провел 6 982 проверки НКО, из которых 621 была внеплановой. При этом министерство выявило 4 953 нарушений законодательства.

«По результатам рассмотрения судами протоколов об административных правонарушениях, составленных должностными лицами Минюста России и его территориальными органами, к административной ответственности в виде штрафа привлечены 203 некоммерческие организации и 85 должностных лиц на общую сумму 3 054 тыс. рублей, из которых на конец 2014 года оплачено 818 тыс. рублей», – говорится в докладе.

Доклад: http://minjust.ru/ru/press/news/doklad-ob-osushchestvlenii-ministerstvom-yusticii-rossiyskoy-federacii-gosudarstvennogo-6

Источник: http://www.asi.org.ru/news/v-2014-godu-rossijskie-nko-byli-oshtrafovany-na-summu-bolee-treh-millionov-rublej/

 

Президент поручил поддержать социально ориентированные НКО

Президент РФ Владимир Путин подписал перечень поручений по итогам пленарного заседания Общероссийского форума "Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития", посвященного вопросам поддержки социально ориентированных НКО. Об этом сообщается на официальном сайте главы государства.

Так, Правительству РФ совместно с Администрацией Президента РФ и ОП РФ поручено до 15 апреля 2015 года подготовить предложения по обеспечению гибкости системы грантовой поддержки социально ориентированных НКО и повышению ее эффективности. Также ведомства займутся разработкой модели финансирования крупных и долгосрочных проектов с учетом особенностей их реализации социально ориентированными НКО и определением содержания публичной отчетности о результатах деятельности таких НКО, получающих финансовую помощь из бюджетов бюджетной системы РФ.

Кроме того, поручениями предусмотрено создание всероссийского единого реестра НКО, разграничивающего социально ориентированные и иные НКО. Целесообразность формирования такого реестра оценит Администрация Президента РФ совместно с Минюстом России и ОП РФ. Также они проработают вопросы необходимости внесения законодательных поправок в части уточнения понятия "социально ориентированная некоммерческая организация" и правового регулирования особенностей деятельности социально ориентированных НКО в различных сферах.

Одновременно кабинет министров подготовит предложения по созданию механизма передачи социально ориентированным НКО части государственных функций в социальной сфере и по принятию дополнительных мер стимулирования таких НКО в различных сферах деятельности (в частности, путем предоставления им налоговых льгот). Согласно поручениям, также будет налажено сотрудничество с государствами – участниками СНГ и государствами – членами ЕЭС в сфере реализации социально ориентированными НКО совместных гуманитарных проектов.

Наконец, Администрации Президента РФ поручено совместно с ОП РФ и при участии региональных органов исполнительной власти подготовить предложения по совершенствованию методической и информационной поддержки социально ориентированных НКО, в том числе в сфере взаимодействия с органами государственной власти субъектов РФ, а также по внедрению и популяризации передового опыта и проектов в данной области. Ведомство должно доложить о выполнении данного поручения до 1 мая 2015 года.

Сайт Президента: http://www.kremlin.ru/assignments/47869

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/613460/#ixzz3VUYULCJ5

 

Фонд «Право матери» собирает подписи под петицией против введения «адвокатской монополии»

Межрегиональный благотворительный общественный фонд «Право матери» организовал сбор подписей под петицией против так называемой «адвокатской монополии», введение которой сегодня обсуждается в рамках реализации государственной программы «Юстиция». «Адвокатская монополия» заключается в том, что представлять интересы граждан РФ в судах будут иметь право только юристы, получившие статус адвоката.

В петиции, опубликованной на Change.ru, говорится, что введение «адвокатской монополии» аргументируется тем, что статус «адвоката», помимо прочего, означает более высокое качество оказываемой юридической помощи, предполагает постоянное повышение квалификации и наличие у адвоката формализованного кодекса этики.

В обращении к министру юстиции РФ Александру Коновалову фонд «Право матери» подчеркивает, что низкий профессиональный уровень некоторых адвокатов и юристов связан не с их статусом, а с качеством и полноценностью полученного ими юридического образования. В фонде отмечают, что для того, чтобы повышать свою квалификацию статус «адвоката» не обязателен, а кодекс адвокатской этики можно, при необходимости, переработать в кодекс этики для всех юристов.

Новая редакция государственной программы «Юстиция» опубликована на сайте Правительства РФ.

Источник: http://www.asi.org.ru/news/yustitsiya/

#####