Сопровождаемое проживание людей с ограниченным
возможностями в России
#

Проект софинансируется ЕС

#
Цветовая схема###
Размер шрифта А А А

Октябрь 2014

Новости в области прав людей с ограниченными возможностями в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург думает над введением единых принципов функционирования организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

22 октября состоялось первое заседание межведомственной рабочей группы по вопросам реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».

Рабочая группа, в которую вошли как профильные органы власти, так и общественные организации, должна разработать проект правового акта Санкт-Петербурга, предусматривающего План мероприятий по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Санкт-Петербурга.

С 1 сентября 2013 года вступил в законную силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), по которому детские дома утратили образовательную функцию и приобрели функцию социальную.

В целях реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ в Санкт-Петербурге принято постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2013 № 1103 «О переименовании, изменении целей и предмета деятельности санкт-петербургских государственных бюджетных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с постановлением 16 государственных бюджетных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переведены в систему социального обслуживания населения в связи с изменением целей и предмета их деятельности.

При передаче 16 учреждений из системы образования в систему социальной защиты населения были ликвидированы 2 образовательные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Детский дом № 2 Красногвардейского района Санкт-Петербурга и школа-интернат № 61 Курортного района Санкт-Петербурга.

24 мая 2014 года принято постановление Правительства Российской Федерации № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей». Данное Постановление вступает в силу с 1 сентября 2015 года.

Постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481 устанавливает: перечень осуществляемых видов деятельности и оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, порядок осуществления деятельности организациями для детей-сирот, требования к условиям пребывания в организациях для детей-сирот и т.д.

Правительством Российской Федерации в поручении от 12.05.2014 (протокол № ОГ-П8-122 пр, п.4) Министерству образования и науки Российской Федерации дано поручение разработать План мероприятий по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях реализации постановления Правительства РФ от 24.05.2014 № 481.

До 31 октября 2014 должен быть принят правовой акт Правительства Санкт-Петербурга, предусматривающего утверждение Плана мероприятий по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Санкт-Петербурга, содержащего перечень мероприятий в отношении сети организаций в целом и каждой организации в отдельности, а также перечень показателей для оценки эффективности указанной деятельности.

Основными задачами, стоящими перед Санкт-Петербургом в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481, являются: правовое обеспечение реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с определением: перечня организаций для детей-сирот, их организационно-правовой формы; стандартов качества предоставляемых указанными организациями услуг; порядка и нормативов финансирования деятельности данных организаций; норм материального обеспечения и мер социальной поддержки детей, находящихся в организациях; компетенции и порядка организации деятельности органов и учреждений различной ведомственной принадлежности; методическое обеспечение реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот; организационное обеспечение реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот; кадровое обеспечение реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот и т.д.

 

Проект планирующий убрать льготы за нетрудоспособность с проживающих интернатов, и увеличить выплаты взрослым инвалидам I группы до размера пособия на ребенка-инвалида с особыми потребностями прошел последнее чтение

Указанный Проект планируется к вступлению в силу наряду с другими изменениями в Социальный Кодекс Санкт-Петербурга с 1 января 2015 года

Напомним, что вносимые изменения предусматривают отмену права на предоставление ежемесячного пособия у инвалидов с детства, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания населения, учитывая, что они уже получают необходимые социальные услуги в стационарных условиях за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.

В целях сохранения достигнутого уровня социальной защищенности детей-инвалидов и их семей после достижения детьми возраста 18 лет, проектом предусматривается увеличение размера ежемесячного пособия инвалидам с детства 1 группы до уровня ежемесячного пособия, предоставляемого семьям, имеющим детей - инвалидов с особыми потребностями, 11966,0 руб. (пункт 2 статья 48).

Так же планируется предоставлять инвалидам с детства I группы оздоровительный отдых, как это сейчас реализовано для тружеников тыла и награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. Данная мера объясняется тем, что среди категорий инвалидов с детства 1-ой группы преимущественно инвалиды с умственными отклонениями, которые нуждаются в сопровождении и практически в большинстве своем имеют противопоказания к санаторно-курортному лечению, таким образом, оздоровительный отдых призван заменить санаторно-курортное лечение, в случае невозможности предоставления последнего. При этом, указанная дополнительная мера социальной поддержки не предоставляется инвалидам, проживающим в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания.

Законопроектом, в том числе, планируется утвердить новый дополнительный перечень технических средств реабилитации: опоры для стояния для инвалидов старше 18 лет; кровати с механическим приводом регулирования; пандусы телескопические; ванны складывающиеся; сиденья для ванны или душа; маты противоскользящие для ванны и душа; сиденья туалетные (сиденья на унитазы); приборы для письма шрифтом Брайля; листы бумажные специальные; грифели для письма рельефно-точечным шрифтом; часы наручные с синтезатором речи для людей с нарушением зрения; часы с индикацией для людей с нарушением зрения (часы наручные Брайля); будильники с синтезатором речи для людей с нарушением зрения; приборы для измерения уровня сахара в крови с речевым выходом.

А перечень средств реабилитации, которые будут предоставляться лицам не имеющим инвалидность, но имеющим соответствующие медицинские показания: протезы после мастэктомии; специализированное белье после мастэктомии; сложная ортопедическая обувь с индивидуальными параметрами изготовления; слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления; специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники); голо сообразующие аппараты.

Паспорт Законопроекта: http://www.assembly.spb.ru/ndoc/doc/0/777311196

 

Подписан Проект технического характера в области прав детей-инвалидов в сфере образования

Представленный законопроект разработан в целях совершенствования законодательства Санкт-Петербурга и повышения эффективности механизма правового регулирования в области образования детей-инвалидов, инвалидов, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей, нуждающихся в длительном лечении.

Так, например, внесены изменения в статью 8 Закона об образовании. Новая редакция статьи 8 устанавливает, что все меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки в сфере образования в Санкт-Петербурге устанавливаются Социальным кодексом, а не только в части предоставления обучающимся государственных образовательных организаций льготного питания и оплаты проезда на транспорте, что было закреплено в существующей редакции.

Это позволяет исключить из статьи 9 Закона об образовании пункты 3-8 и перенести в Социальный кодекс нормы, касающиеся мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки в части взимания родительской платы за присмотр и уход, компенсации родительской платы и части родительской платы за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, порядка предоставления компенсации родительской платы и компенсации части родительской платы.

При этом размеры компенсации части родительской платы за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и категории граждан, имеющих право на получение компенсации, сохранены в полном объеме.

Проектом Закона статья 17 Социального кодекса дополнена пунктом 11 о предоставлении детям с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся в государственных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, в пользование на время получения образования предоставляется мера социальной поддержки по предоставлению специальных учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также услуг сурдопереводчиков, тифлосурдопереводчиков и ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, что в соответствии с Федеральным законом является также мерой социальной поддержки.

Статья 10 Закона Санкт-Петербурга об образовании регулирует вопросы организации обучения, обучающихся по основным общеобразовательным программам с ограниченными возможностями здоровья, в том числе обучение на дому обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации. В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2013 N 185-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", утратой силы статьи 33 Социального кодекса, а также внесения изменений в Закон Санкт-Петербурга от 22.10.2008 N 659-120 "О дополнительных мерах социальной защиты отдельных категорий инвалидов", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 N 1082 "Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии" потребовалась новая редакция статьи 10 Закона об образовании. Проектом Закона предлагается новая редакция статьи 10 Закона об образовании с уточнениями и дополнениями с учетом вышеназванных нормативных правовых актов.

Изменения, вносимые законопроектом, в основном, носят технический характер, исключены дублирующие друг друга правовые нормы, статьи отредактированы и дополнены в соответствии с изменением федерального законодательства.

Мнение: Стоит отметить, что Проект предполагает введение в Социальный Кодекс такого понятия, как «ребенок с ограниченными возможностями», что в целом, хорошо, однако при переходе из Закона Об образовании в Социальный Кодекс определение не претерпело никаких изменений. Что создало некорректность. Так, в частности, предлагается, что «ребенок с ограниченными возможностями здоровья - ребенок в возрасте до 18 лет, имеющий недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Однако, не всякое ограничение здоровья ребенка напрямую связано с получением образования – оно может быть только связано, например, с самообслуживанием в быту. Такой подход к пониманию понятия огранённой возможности здоровья в столь узком смысле некорректен и в перспективе может привести к неправильному толкованию. Наиболее вероятный такой риск возможен при толковании Ст. 108 Социального Кодекса, предполагающего  обеспечение техническими средствами реабилитации на граждан, не являющихся инвалидами, но имеющих ограничение жизнедеятельности и нуждающихся в технических средствах реабилитации по медицинским показаниям по заключению лечебно-профилактического учреждения и предполагают предоставление технических средств реабилитации (трости опорные и тактильные, костыли, опоры: протезы и ортезы; ортопедическая обувь; слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления; специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники); голосообразующие аппараты). По факту это и есть ограниченная возможность здоровья (ОВЗ), и которая может не быть связана с получением образования. Однако представляется, что отказ в предоставлении ребенку с ОВЗ в технических средствах реабилитации в соответствии со ст. 108 на основании отсутствия препятствий данного ограничения в получении образования будет незаконен.

Паспорт Проекта: http://www.assembly.spb.ru/ndoc/doc/0/777311196

#####