Сопровождаемое проживание людей с ограниченным
возможностями в России
#

Проект софинансируется ЕС

#
Цветовая схема###
Размер шрифта А А А

Сентябрь-октябрь 2015

Законотворчество

В Государственной Думе зарегистрирован законопроект о множественной опеке

Законопроект № 879343-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения гарантий реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан»

Группа членов Совета Федерации предлагает внести изменения в систему организации опеки и попечительства над ограниченно дееспособными и недееспособными гражданами, а также детьми, проживающими в детских домах. Соответствующий законопроект поступил на рассмотрение Госдумы.

Документом предполагается введение системы смешанного опекунства, при которой станет возможным совместное исполнение функций опекуна или попечителя несколькими лицами (обычными гражданами или специальными учреждениями). Действующее законодательство не предусматривает такой возможности.

Инициаторы поправок считают, что в отношении исполнения функций опекуна или попечителя над ограниченно дееспособными и недееспособными гражданами приоритет следует отдавать именно гражданам, а не организациям. Даже в тех случаях, когда возникает потребность в помещении недееспособного или ограниченного в дееспособности лица в интернат, предлагается дополнительно привлекать опекуна или попечителя для надзора за подопечным специального учреждения. По мнению сенаторов, это позволит решить проблему "закрытости" информации о состоянии таких граждан. То есть опекуны и попечители смогут со стороны наблюдать за обеспечением подопечного полагающимися ему специализированным уходом и надзором, а также соблюдением его прав и свобод.

Законопроект предусматривает возможность назначения такого "внешнего" опекуна или попечителя и для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые до устройства в семью помещаются в детские приюты. Тогда как сегодня в таких случаях опекуны или попечители не назначаются (п. 2 ст. 155.2 Семейного кодекса РФ).

Также сенаторы планируют расширить круг организаций, которые могут выполнять функции опекуна или попечителя. В их список предлагается включить некоммерческие организации, в которых подопечный не помещается под надзор. Свое решение авторы законопроекта объясняют тем, что подобные организации как никто другой понимают особенности поведения и потребности инвалидов и могут оказать широкий спектр услуг, необходимых данной категории граждан. В настоящее время органы опеки и попечительства вправе организовать работу по получению образования, медицинской помощи, социальных услуг и т. п. своими подопечными при взаимодействии в том числе с образовательными, медицинскими организациями, а также организациями, оказывающими социальные услуги (п. 3 ст. 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве").

Вместе с тем, инициаторы поправок учли риски, которые могут возникнуть при передаче обязанностей по надзору за ограниченно дееспособными лицами широкому кругу организаций и осуществлением таких функций несколькими лицами. Так, предлагается установить, что организация может стать опекуном или попечителем только в том случае, если она отвечает определенным требованиям. Например, работники такой организации должны в обязательном порядке иметь соответствующую профессиональную подготовку.

Законопроект был поддержан Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства.

Паспорт Законопроекта: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=879343-6

 

Опекунов-родителей могут освободить от обязанности предоставлять отчет о расходовании социальных выплат

Законопроект № 882520-6 О внесении изменений в статью 37 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и в статью 25 Федерального закона "Об опеке и попечительстве"

Опекунов, являющихся родителями признанного судом недееспособным совершеннолетнего инвалида с детства, могут освободить от обязанности предоставлять отчет о находящихся на отдельном номинальном счете подопечного денежных средствах. Это касается только тех родителей, которые воспитывали инвалида с рождения, после достижения им совершеннолетия стали его опекунами и продолжают проживать совместно с ним. Соответствующий законопроект внесен на рассмотрение Госдумы депутатом Александром Ломакиным-Румянцевым.

Напомним, что сегодня опекун или попечитель обязан предоставлять ежегодный отчет о действиях с имуществом подопечного, в том числе о расходовании денежных средств, находящихся на отдельном номинальном счете подопечного. Зачислению на такой счет подлежат суммы, выплачиваемые на содержание недееспособного гражданина: алименты, пенсия, пособия и другие социальные выплаты (п. 1 ст. 37 ГК РФ, п. 1 ст. 25 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве").

Александр Ломакин-Румянцев считает, что действующая сегодня система отчетности о расходовании средств недееспособного гражданина требует упрощения. Он обосновывает это тем, что родителям инвалидов помимо письменного отчета о расходовании целевых средств необходимо направлять в органы опеки и попечительства также копии товарных чеков и другие подтверждающие затраты документы.

Каким образом опекуны должны будут доказывать факт совместного проживания с подопечным, не уточняется.

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/651379/#ixzz3mYuYTMRh

Паспорт законопроекта: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=882520-6

 

Право инвалидов на получение компенсации на уплату взносов на капремонт хотят закрепить

Законопроект № 889649-6 О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

Планируется дополнить перечень услуг, на которые инвалидам и семьям с детьми-инвалидами предоставляется компенсация расходов в размере 50%. В него предполагается включить взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. При этом предусмотрена компенсация не более 50% указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта РФ, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах – занимаемой жилой площади).

Напомним, сейчас ст. 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривается определение объема субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в том числе исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Однако, само право на получение инвалидами компенсации на уплату взносов на капитальный ремонт законодательно не закреплено.

Авторы инициативы отмечают, что право инвалидов на 50-процентную скидку на оплату жилого помещения относится к числу гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, которыми обеспечиваются условия, направленные на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных прав и свобод.

Отметим, сейчас законодательно закреплено право инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на получение компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50%:

  • платы за наем и платы за содержание жилого помещения (включая плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме);
  • платы за холодную и горячую воду, электроэнергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
  • платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более утвержденных нормативов потребления;
  • оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива – при проживании в домах, не имеющих центрального отопления (ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Паспорт: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=889649-6

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/653902/#ixzz3qLAISsvq

 

Ликвидацию специальных коррекционных школ без согласия родителей обучающихся могут запретить

Законопроект № 911751-6 О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Предлагается установить право обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (их родителей или законных представителей) выбирать, как должно быть организовано их образование, – совместно с другими обучающимися (без ограниченных возможностей здоровья) либо в отдельных (специальных) классах, группах или образовательных организациях. Соответствующий законопроект, разработанный депутатом Олегом Смолиным, внесен в Госдуму.

Автор инициативы подчеркивает, что в настоящее время большое распространение получила практика, когда органы государственной власти и местного самоуправления принуждают детей с ограниченными возможностями здоровья к получению коррекционного или инклюзивного образования, не принимая во внимание мнения их родителей, педагогических работников, рекомендации врачей.

При этом уточняется, что в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий. Такие рекомендации должны касаться потребности в специальных условиях для получения образования, а не образовательных организаций, в которых рекомендуется обучение.

Также законопроект предусматривает запрет на:

  • ликвидацию (реорганизацию) специальных коррекционных образовательных организаций, созданных органами власти субъектов РФ для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, без согласия родителей (законных представителей) обучающихся, выраженного общим собранием родителей (законных представителей);
  • ликвидацию образовательных организаций для детей с девиантным поведением с переводом обучающихся в другие общеобразовательные организации, а равно их реорганизацию путем присоединения (слияния) к другим общеобразовательным организациям. Отмечается, что на практике часто такие образовательные организации присоединяют к общеобразовательным организациям, что нарушает право на безопасность обучающихся.

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/666434/#ixzz3qLD816kX

Паспорт законопроекта: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=911751-6

 

Федеральные новости в области прав людей с ограниченными возможностями

Утверждена примерная форма соглашения между родителями, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот

Приказом Минобрнауки России от 24.07.2015 N 753 в соответствии с пунктом 13 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 мая 2014 года N 481, утверждена примерная форма соглашения между родителями, усыновителями либо опекунами (попечителями), организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Источник: http://www.kodeks.ru/news_view.html?id=420300437

Текст: http://docs.cntd.ru/document/420292241

 

С 1 января 2016 года здания, используемые для предоставления услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты, должны стать более доступными для инвалидов

Приказ Минтруда России от 30.07.2015 N 527н "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи"

Обеспечение условий доступности для инвалидов объектов осуществляется органами службы занятости и организациями социального обслуживания в субъектах Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты населения, государственными инспекциями труда, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, государственными унитарными протезно-ортопедическими предприятиями, учреждениями социального обслуживания, образования и науки, находящимися в ведении Министерства труда и социальной защиты РФ, территориальными органами Пенсионного фонда РФ, территориальными органами ФСС России и подведомственными ему организациями, предоставляющими услуги в рамках осуществления деятельности в сфере труда, занятости и социальной защиты населения и оказывающими необходимую помощь инвалидам в преодолении барьеров, препятствующих получению этих услуг (использованию объектов) наравне с другими лицами.

Инвалидам должна быть обеспечена следующая доступность объектов:

- возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них, а также возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски;

- возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта;

- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения и самостоятельного передвижения по территории объекта;

- содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта;

- надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

- обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение.

Также должна быть обеспечена следующая доступность услуг:

- оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий;

- предоставление инвалидам по слуху, при необходимости, услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика;

- оказание работниками органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере труда, занятости и социальной защиты, иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами;

- наличие копий документов, объявлений, инструкций о порядке предоставления услуги (в том числе, на информационном стенде), выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также аудиоконтура в регистратуре.

Органы и организации, предоставляющие услуги в сфере труда, занятости и социальной защиты в арендуемых объектах, которые невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, принимают меры по заключению дополнительных соглашений с арендодателем либо по включению в проекты договоров условий о выполнении собственником требований по обеспечению доступности для инвалидов данного объекта.

Источник: http://www.kodeks.ru/news_view.html?id=420302839

Текст Приказа: http://docs.cntd.ru/document/420294041

 

Школы, детские сады и школы-интернаты обязали публиковать на сайте стоимость услуг по присмотру и уходу за детьми

Постановлением Правительства РФ от 20 октября 2015 года N 1120 внесены изменения в пункт 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, согласно которым образовательная организация должна размещать на официальном сайте документ об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за содержание детей в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, если в такой образовательной организации созданы условия для проживания обучающихся в интернате, либо за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования.

Источник: http://www.kodeks.ru/news_view.html?id=420310535

 

Новости в области прав людей с ограниченными возможностями в Санкт-Петербурге

Утверждены новые формы заявлений о назначении детям отдельных категорий ежемесячного пособия на приобретение товаров детского (подросткового) ассортимента, продуктов детского питания, специальных молочных продуктов, оказание услуг.

Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 4 сентября 2015 г. N 260-р "О внесении изменений в распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 28.03.2013 N 69-р"

В соответствие с нормами действующего законодательства приводятся административные регламенты, которыми урегулирована процедура предоставления ежемесячного пособия (на приобретение товаров детского (подросткового) ассортимента, продуктов детского питания, специальных молочных продуктов, оказание услуг), назначаемого на ВИЧ-инфицированного ребенка или ребенка-инвалида с особыми потребностями в возрасте до 18 лет. Указанные регламенты дополняются положениями, в которых прописаны требования к помещениям МФЦ (в частности, согласно федеральному законодательству начиная с 1 января 2016 года к указанным помещениям будут предъявляться достаточно жесткие требования с точки зрения обеспечения их доступности для инвалидов).

Утверждены новые формы, по которым заявителям следует оформлять свои заявления.

Уточнена справочная информация. Внесены другие изменения.

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/hotlaw/peter/651773/#ixzz3mYw1kWsI

#####