Сопровождаемое проживание людей с ограниченным
возможностями в России
#

Проект софинансируется ЕС

#
Цветовая схема###
Размер шрифта А А А

Январь 2014

Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации

 

Основные принципы

Федеральный Закон (Далее - Закон) закрепляет достаточно важные принципы при осуществлении социального обслуживания так, обозначены принципы (ст.4):

1) равного, свободного доступа граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;

2) адресности предоставления социальных услуг;

3) приближенности поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;

4) сохранения пребывания гражданина в привычной благоприятной среде и др.

 

С чего начинается… социальное обслуживание?

Шаг 1. Подача Заявления

Ст. 15 говорит о необходимости подачи заявления (письменной или электронной) в комитет по социальной политике (В СПб)

Основанием для предоставления социального обслуживания является признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании.

На данный момент Закон обозначил конкретные случаи, при которых гражданин признается таковым, это:

1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;

3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;

4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;

5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;

6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

7) отсутствие работы и средств к существованию;

8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

В дальнейшем планируется утверждение рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг путем издания отельного нормативного правового акта (п.12, ч.1, ст.7)

 

Решение о том является ли гражданин нуждающимся или нет принимает Комитет на основании заявления в течение 5-ти дней со дня подачи заявления.

Важно! Решение об оказании срочных социальных услуг (содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг, содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей) должно приниматься немедленно. Для получения срочной социальной помощи, достаточно Заявления гражданина, либо получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг.

***Реализация данного положения видится в организации приемной в Комитете (с последующим отстаиванием очереди), однако встает вопрос в случаях электронной подачи заявления – насколько успешно будет соблюдаться «немедленность» в этом случае.

Отказ обжалуется в суде

 

Шаг 2. Составление индивидуальной программы

После признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании (то есть не позднее 10 дней со дня подачи заявления) составляется индивидуальная программа в которой указываются форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Такая программа будет иметь рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг - обязательный характер.

С этой программой далее гражданин обращается к выбранному им поставщику социальных услуг

***Статьей 9 закреплено право получателя социальных услуг на участие в составлении индивидуальной программы, а так же на выбор поставщика или поставщиков социальных услуг. На практике это должно выглядеть как право гражданина на включение любого поставщика в список рекомендуемых поставщиков социальных услуг при составлении индивидуальной программы по желанию.

 

Шаг 3.Заключение договора о предоставлении социальных услуг

Обязательность в заключении договора о предоставлении социальных услуг у поставщика возникает с момента предъявления гражданином индивидуальной программы. При этом такой договор заключается в течение суток с момента обращения гражданина за социальной услугой к поставщику.

Стоит отметить, что при заключении договора в нем должны быть учтены положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату.

 

Какие виды социальных услуг предусматриваются?

Подобно своему названию, Закон закладывает лишь основы тех услуг, которые должны быть расширены и конкретизированы они будут другими законами. Так, Закон закрепляет следующие виды социальных услуг:

1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

8) срочные социальные услуги.

 

 

Вопрос оплаты за социальные услуги

Услуги предоставляются бесплатно (Ст. 31):

1) несовершеннолетним детям;

2) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.

Услуг на дому и полустационарные так же предоставляются бесплатно:

Если на дату обращения доход гражданина ниже среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг, устанавливаемой Субъектом РФ. При этом предельный размер этого среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно не может быть меньше 1,5 величины прожиточного минимума Субъекта РФ.

Услуги предоставляются платно (статья 32):

За услуги на дому и в полустационарной форме - согласно тарифам, но не более 50% разницы между величиной дохода и среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг

За стационарные услуги – согласно тарифам, но не более 75% от среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг

Важно! Величина под названием «среднедушевой доход для предоставления социальных услуг», является уникальной для данного Федерального Закона, величина которого пока не известна, так как он должен будет рассчитываться Правительством отдельным актом (который пока не принят)[1].

 

Закреплено ли право на вход в интернат НКО и волонтерам?

Право на свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время (п.8, ст.9)

 

 

Попечительские советы организации социального обслуживания

Так же отмечается, что в государственных организациях социального обслуживания создаются попечительские советы.[2]

Законом планируется утверждение примерного положения о попечительском совете организации социального обслуживания (п.15. ч.1 ст.7)

Конкретно структура, порядок формирования, срок полномочий, компетенция отдельно взятого попечительского совета и порядок принятия им решений определяются уставом организации социального обслуживания, однако интернаты должны ориентироваться на примерное положение о попечительском совете, которое должно быть принято на федеральном уровне позже.

 

 

НКО и социальное обслуживание

Закон теперь однозначно включает НКО, в том числе социально ориентированные, предоставляющие социальные услуги, в систему социального обслуживания (Ст. 5). При этом закрепляется возможность оказания социальных услуг индивидуальными предпринимателями.

Закон в целом уравнивает в правах и обязанностей Поставщиков НКО и государственных учреждений. Единственный пункт, распространяющийся только на Поставщиков – государственных учреждений – обязанность создания попечительских советов.

Стоит отметить, что для поставщиков социальных услуг будет создан реестр. Хотя и упоминается, что включение в реестр осуществляется на добровольной основе, встает вопрос о том – будет ли комитет включать в качестве поставщиков социальных услуг те организации, которые в этот реестр не входят

 

Какие предусматриваются требования для поставщиков вместе с существующими?

На данный момент уже существуют стандарты социальной услуги, то есть основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг, которые любой поставщик вне зависимости от организационно-правовой формы обязан соблюдать. Законом предполагается утверждением регионом нового перечня социальных услуг по видам социальных услуг (п.9, ст.8).

Так же на данный момент существуют нормы питания и нормативы обеспечения мягким инвентарем для получателей социальных услуг по формам социального обслуживания (как правило для стационарной формы), которые должны соблюдать организации. При этом Закон предусматривает обновление данных норм и нормативов (п.7, ч. 1, ст. 7; п.5,6, ст. 8).

Закон так же предусматривает дальнейшее обновление правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений, которые будут включать в себя рекомендуемые нормативы штатной численности, перечень необходимого оборудования для оснащения организаций социального обслуживания. (п.6, ч.1, ст.7).

Вместе тем планируется утверждение примерного порядка предоставления социальных услуг (п. 8, ч.1, ст.7).

 

 

Обязанность учреждений социального обслуживания:

обеспечивать получателям социальных услуг содействие в прохождении медико-социальной экспертизы, проводимой в установленном законодательством Российской Федерации порядке федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы (п.8, ч.1, ст.12)

обеспечивать получателям социальных услуг возможность свободного посещения их законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время (п.11, ч.1, ст.12)

При предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме должны быть обеспечены:

1) возможность сопровождения получателя социальных услуг при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией;

2) возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации;

3) дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников;

4) дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика;

5) оказание иных видов посторонней помощи.

 

 

Какую информацию поставщики социальных услуг, в частности, обязаны публично публиковать:

О видах социальных услуг, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на социальные услуги;

о численности получателей социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и в соответствии с договорами за счет средств физических лиц и (или) юридических лиц;

о руководителе, его заместителях, руководителях филиалов (при их наличии), о персональном составе работников (с указанием с их согласия уровня образования, квалификации и опыта работы);

о материально-техническом обеспечении предоставления социальных услуг (наличие оборудованных помещений для предоставления социальных услуг, в том числе библиотек, объектов спорта, наличие средств обучения и воспитания, условия питания и обеспечение охраны здоровья получателей социальных услуг, доступ к информационным системам в сфере социального обслуживания и сети "Интернет");

о количестве свободных мест для приема получателей социальных услуг по формам социального обслуживания, финансируемых за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, а также оплачиваемых в соответствии с договорами за счет средств физических лиц и (или) юридических лиц;

об объеме предоставляемых социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и в соответствии с договорами за счет средств физических лиц и (или) юридических лиц;

о правилах внутреннего распорядка для получателей социальных услуг, правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре.

 

Другие ключевые моменты:

1) На федеральном уровне будет введен примерный перечень социальных услуг по видам социальных услуг (Сейчас перечень социальных услуг по категориям утверждается самостоятельно на региональном уровне. Теперь такой перечень должен будет отвечать минимальным федеральным требованиям);

2) На федеральном уровне будут утверждены методические рекомендации по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг (ранее нормативы финансирования складывались опираясь на категорию к которой гражданин относится (ребенок-инвалид, пожилой и т.д.) и формы стационарного обслуживания (стационарная, полустационарная, на дому и т.д.). Теперь планируется утвердить формулу для индивидуального расчета такого норматива);

3) Закон закрепляет понятие социального сопровождения (содейтсвия). Так, при необходимости гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, оказывается содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение). Однако реализация такого сопровождения предполагается на уровне Субъекта через межведомственное взаимодействие.

4) С согласия получателя социальных услуг или его законного представителя, данного в письменной форме, допускается передача информации о получателе социальных услуг другим лицам, в том числе должностным лицам, в интересах получателя социальных услуг или его законного представителя, включая средства массовой информации и официальный сайт поставщика социальных услуг в Интернете (ст.6).

5) Согласно заключительному положению, с 1 января 2015 года должны утрать свою силу Федеральный закон от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации". Новый Федеральный Закон призван их заменить.



[1] Ч. 4 Ст. 31

[2] П.3, ст. 23

#####