Сопровождаемое проживание людей с ограниченным
возможностями в России
#

Проект софинансируется ЕС

#
Цветовая схема###
Размер шрифта А А А

«Глубоко внутри» – от страха к состраданию

Мы писали о запуске проекта "Перспектив" и студии "Гонзо-дизайн" «Глубоко внутри».

Вот несколько отзывов посетителей инсталляции в «Галерее»:

«Только протянутая рука и желание понять могут нас всех сблизить. Спасибо, что рассказываете об этой теме широкой аудитории. Спасибо, что заставляете думать и чувствовать, быть сильными и помогать».

«Прослушивая аудиозаписи поймал себя на мысли, что действительно испытываю страх перед тяжелыми заболеваниями и разного рода отклонениями от обычной, привычной для меня жизни. Спасибо, что дали возможность взглянуть на себя со стороны. Считаю, что ваш проект способен повлиять на восприятие жизни каждого».

«Все мы в том или ином смысле люди с ограниченными возможностями. Кто дал нам такое право — решать, кто будет жить здесь, а кто — там?».

«Задаешься вопросом: а нормальный ли я человек? И что значит — нормальный или ненормальный? После просмотра видео, самого документального проекта вспоминаешь очень простые вещи, которые забываются в суете нашей жизни. Все куда-то бегут, торопятся. Вот только куда? Эти особенные люди радуются каждому дню, они счастливы, они берут от этой жизни, как бы банально ни звучало, все. Благодарна Перспективам, что напомнили мне, что мы есть на самом деле».

Ксения Диодорова, один из авторов проекта, рассказала порталу Милосердие.ru о том, как создавался «Глубоко внутри», почему важно создавать среду, в которой общество будет встречаться с чем-то новым и непривычным для себя, зачем преодолевать страх и не отстраняться от боли.

Благодарим портал Милосердие.ru за разрешению на републикацию материалов:

«Глубоко внутри» – от страха к состраданию

Игорь Лунёв

Глубоко внутри мы все очень похожи – об этом догадываемся, но боимся признаться. В Петербурге открылся арт-проект, рассказывающий обычным людям о тех, кто живет в ПНИ

«Кормлю завтраком кто сам не может очень тяжело кстати на завтраке. Постоянно. Но я буду это делать всегда. Я даже миски двигаю. И я такая говорю ешьте. И я такая молчу. И голову наклоняю. Оп я заметила что она не ест. Но ты это тоже».

Это, если вы не поняли, связный рассказ. Человек движется в инвалидной коляске по коридору. У человека жизнь – такая же как у нас: дело перетекает в слово, слово перетекает в другое дело. «Очень тяжело кстати».

А кому легко? И нам нелегко. Но мы-то сами себе выбираем стены, в которых живем. А за человека в инвалидной коляске стены выбрал кто-то другой. Человек живет в ПНИ. Его голоса мы никогда не слышали. Теперь  слышим, в проекте «Глубоко внутри».

Арт-документальный проект «Глубоко внутри» осуществлен петербургской студией визуальных коммуникаций «Gonzo Design» и благотворительной организацией «Перспективы».

Трамплин для преодоления страха

Рассказывает Ксения Диодорова, сооснователь студии Gonzo Design», художник:

— 17 апреля в торговом комплексе «Галерея» открылась наша инсталляция. Это коридор в атриуме торгового центра, проходя через который, человек получает некий эмоциональный опыт. Внутри коридора располагается фото- и видеоэкспозиция. И два слоя звука. Первый звучит в самом коридоре – это электронная музыка, которую сочиняют ребята из ПНИ. А второй слой можно услышать в наушниках – это выдержки из интервью с экспертами, в которых немало моментов, способных изменить восприятие обычным человеком темы людей с отклонениями в развитии. С экспертами мы обсуждали вопросы, которые часто нам задают люди, когда узнают, что мы работаем над проектом о ПНИ.

Например: «Зачем продлевать страдания тех, кто живёт в ПНИ?» И человек, который 20 лет работает в этой сфере, отвечает, что люди в ПНИ осознают своё страдание, но им нравится жить.

Мы работали над проектом в отделениях ПНИ, где живут люди с самыми тяжёлыми нарушениями, и большая часть из них не говорит. Но иногда те, кто говорит и у кого мы брали интервью, рассказывают о тех, кто говорить не может. И для нас было открытием, когда мы увидели, что ребята более сильные поддерживают более слабых.

Например, тех, кто не может есть сам, кормят те, у кого моторика лучше. Причём, их этому особенно никто не учит, разве что медсестра может кого-то о чём-то попросить. Но, как правило, они делают это сами. Правда, президент «Перспектив» Мария Островская сказала нам, что эти пары образовываются не по принципу «сильный – слабый», а по принципу комплиментарности. Например, у одного хорошо работают ноги, у другого – руки, соответственно, один другого везёт, а второй первого кормит.

Конечно, мы не можем привести в проекте какой-то большой объём их мыслей, высказываний. Но мы постарались включить в экспозицию и фрагменты интервью, и наблюдения за теми, кто не говорит, и творческие работы, которые ребята делают в арт-студии, организованной «Перспективами» в интернате.

Ведь кто-то из них не говорит, но рисует, и в работах этих художников можно увидеть то, как они разговаривают с этим миром. И задача арт-студии – помочь людям высказаться. У любого человека есть потребность транслировать свои мысли и чувства. Преподаватели в арт-студии записывают то, что говорят приходящие рисовать ребята, даже те из них, которые говорят очень тихо или малопонятно. Есть там такой Костя Саломатин, который раньше говорил лучше, а сейчас говорит практически отдельными звуками. Но в архиве арт-студии мы нашли стихи, которые он писал, и тоже включили их в проект.

Среда внутри коридора контрастна тому, что происходит вокруг, где люди торопятся, идут за покупками и так далее.

Одновременно с инсталляцией открывается сайт проекта – www.deep-inside.me. Потом эта инсталляция будет путешествовать по другим торговым центрам Санкт-Петербурга. А в октябре мы планируем выпустить книгу и открыть выставку уже не в формате инсталляции, а как экспозицию в музейном пространстве.

— Возможно ли, чтобы эта тема не была пугающей для человека, который раньше с ней практически не соприкасался?

Вот и посмотрим. Я думаю, что этот проект может стать неким трамплином для преодоления страха. Потому, что на самом деле в основе неприятия людьми этой темы лежит страх. Это может быть страх перед тем, что у тебя родятся «особые» дети, страх перед физиологией, страх от непонимания реакций человека и невозможности их прогнозировать. Вариантов страха может быть очень много. Но преодолевая страх человек становится готовым к тому, чтобы испытать сострадание.

«Мне нужен смысл, чтобы жить. А в благотворительности больше смысла, чем в любой другой деятельности. Это помогает не бояться. И ещё понимание, что это обогащает нас самих — люди с особенностями дарят нам право заботиться о них. И я не могу отказаться и не принять этот дар» —   Дмитрий Чудинов, попечитель организации «Перспективы»

— Почему проект так называется?

— Мы ездили в интернат и поняли, что часто ребята из интерната произносят вслух то, что может подумать любой человек, только у них нет социальных барьеров в общении, в выражении чувств. По большому счёту принципиальная разница между теми, кто живёт в интернате, и теми, кто живёт за его пределами, как раз в том, как мы выражаем свои чувства. Я не говорю сейчас о медицинской стороне вопроса, о сложных психических процессах. Основной барьер – это разница во внешних проявлениях. А глубоко внутри у нас одни и те же чувства.

То, как мы рассказываем эту историю, как мы цитируем ребят из интерната –наш способ показать эту общность.

«Мы вообще социально неподготовлены»

— Как вам кажется, сейчас в обществе благоприятная обстановка для подобного проекта? Не будет ли он слишком раздражающим? Не опасаетесь ли, что кто-то возмутится – вот он пришёл с ребёнком в торговый центр, а ему и его ребёнку тут показывают какие-то «ужасы»?

Наша неготовность к этой теме исторически обусловлена. Например, когда я училась в школе, нам никто не рассказывал о том, что есть такие люди, как те, что живут в ПНИ, нам никто не предлагал поработать волонтёрами в таких учреждениях. Мы вообще социально неподготовлены. Мы не привыкли видеть инвалидов на улице, мы не привыкли правильно оказывать им помощь, если она им нужна, до сих пор некоторые люди в России могут показать пальцем на чернокожего человека. А когда мы будем готовы?

Этим процессом кто-то должен заниматься, сама по себе наша подготовка не случится. Правильно ли мы выбрали время для нашего проекта? Оно никогда не будет правильным. Потому, что потребность человека сохранять своё спокойствие и отстранять боль естественна. Никто из нас не хочет боли. Немного таких людей, которые сами придут и скажут: «Вот, я готов». Так что создавать среду, в которой человек с чем-то встречается и о чём-то задумывается, нужно в любое время. Не нужно ждать специального времени, это нужно всегда.

Вопрос в том, на каком языке говорить на эти темы, что говорить и как. На любую тему можно говорить очень по-разному и доносить разные сообщения. Наш подход в том, что мы не пытаемся устроить людям шоковую терапию. Всё, что в нашем проекте есть, могут смотреть даже дети.

Мы понимаем, что в «Галерее» могут оказаться люди, которые не захотят, чтобы их дети вообще соприкасались с этой темой, поэтому мы ставим значок «18+». Но по сути в нашей истории нет ничего шокирующего, мы сознательно избежали демонстрации любой физиологии, постарались не показать ничего такого, что может отпугнуть, вызвать раздражение.

Мы не пытаемся эстетизировать эту тему, но всё-таки в этом и в других наших проектах стараемся использовать язык эстетики. Это очень важная составляющая того, что мы делаем. Потому, что через красоту человек способен понять и принять многое быстрее и глубже. Красота помогает преодолеть страх, человек захочет приблизиться и рассматривать что-то потому, что его глаза будут этого хотеть.

Почему наши проекты мы называем арт-документальными? Документальными потому, что мы рассказываем не про вымышленных, а про реальных людей. У нас вообще нет никакой постановки, всё снято в режиме репортажа. А слово «арт» отвечает с одной стороны за эстетику, с другой стороны за образ. Именно наличие образа отличает искусство от других способов рассказывать истории. В образ мы зашифровываем какие-то понятия, и каждый человек может раскрыть столько, сколько ему позволяет его готовность, его настроение. Поэтому у нас нет никакой агрессии. Образ – это определённая подушка безопасности в таких темах и он побуждает человека к дополнительной интерпретации, при помощи образа человеку предоставляется очень большая свобода.

#####