Сопровождаемое проживание людей с ограниченным
возможностями в России
#

Проект софинансируется ЕС

#
Цветовая схема###
Размер шрифта А А А

Как прочувствовать зиму и встретить весну?

22.04.2018

Волонтер – это помощник и друг подопечных: детей и взрослых с множественными нарушениями развития. Вместе с дружеским участием, которого не заменит медицинская помощь, волонтеры приносят с собой новые подходы к работе с людьми с ограниченными возможностями.

"Перспективы" предлагают волонтерам множество вариантов участия: Добровольный социальный год, предполагающий полную включенность (волонтёр занят в программе с понедельника по пятницу, всего 35 часов в неделю), эпизодическая помощь (дизайн, фотографирование, запись и монтаж видео, переводы, проведение концертов и мастер-классов и участие в мероприятиях) и волонтеры выходного дня (посещение ребят в детском доме № 4 в Павловске и в психоневрологическом интернате №3 в Петергофе, помощь в проекте "Семейная поддержка" (Гостевой дом и кризисная поддержка семей).

Волонтеры выходного дня организуют досуг и свободное время ребят, дарят им тепло, общение и новые впечатления - прогулки на свежем воздухе (это невероятно важно для ребят, ведь они не могут гулять самостоятельно), игры, рисование, поделки из бумаги и простых материалов, пение и игра на музыкальных инструментах, чтение книг, чаепитие, настольные игры, театральные инсценировки и автобусные поездки. Часто по выходным волонтёры сопровождают подопечных в город на экскурсии, выставки или другие мероприятия.

Проект "Светлые субботы" от Рождества до Пасхи организации "Новые Перспективы" объединил занятия и праздники как по будням, так и по выходным.

Сотрудники и волонтеры попробовали ответить на вопросы: как лучше всего рассказать людям с тяжелыми множественными нарушениями развития о временах года, как прочувствовать зиму и встретить весну. Объединяя народные традиции и духовные праздники, они наполняли событиями, красками и звуками жизнь людей, проживающих в психоневрологическом интернате №3 в Старом Петергофе.

В течение нескольких месяцев они исполняли для ребят рождественские песни, отмечали вместе Масленицу, встречали весну, разговаривали о Пасхе.

Именно по субботам в интернат к людям с тяжелыми множественными нарушениями развития приезжали волонтеры. Некоторые волонтеры уже знали подопечных – приезжали раньше в интернат, кто-то приехал впервые. Выходных ждали все одинаково сильно: и волонтеры, и подопечные организации. Субботы, которые они проводили вместе, были наполнены улыбками, смехом, звуками, красками. От 10 до 40 подопечных и около 20 волонтеров еженедельно посещали субботние мероприятия.


Однако, чтобы мероприятие прошло успешно – будь то выступление хора или мастер-класс по рисованию – по будням с подопечными занимались музыкальный и рекреационные педагоги.

Елена Мосина, музыкальный педагог "Новых Перспектив", проводила и групповые, и индивидуальные занятия. На групповых ребята учатся находиться вместе, слушать и слышать друг друга, особенно, если речь идет о песнях. Индивидуальные занятия проходят для слабых подопечных – для тех, кто очень ограничен в движениях, кто контактирует с внешним миром лишь несколькими звуками и мимикой. "У Вовы сильные аутичные черты, он самостоятельно не ходит, совсем не говорит. Но после регулярных музыкальных занятий он стал более активным, легче идёт на контакт, он старается играть на гитаре и с каждым разом может делать это дольше. Несмотря на то, что ему тяжело ходить, он с радостью идёт на занятие, если ему помочь. Да и улыбаться он стал чаще", - поделилась Елена.

Для людей с множественными нарушениями развития важна последовательность и регулярность, поэтому вместе с Еленой они говорили о смене времен года, в январе и феврале слушали песни и смотрели видео о зимнем лесе, а в марте перешли к прослушиванию "Времена года. Весна" Вивальди и Чайковского. Обозначить времена года помогают народные и государственные праздники: ребята обязательно разучивали песни к 23-му февраля и к 8-му марта, отмечали Масленицу, разучивали пасхальный канон.

Занятия для подопечных проводили и рекреационные педагоги в домовом храме при интернате. Сюда ребята приходили по желанию в свободное от других занятий время, желающих набралось до 60 человек за время проекта. Педагоги при храме молятся с ребятами, читают вслух.

С января по апрель педагоги разговаривали с ребятами про Рождество, Великий пост, Пасху и другие духовные праздники. "Главная задача для меня – создать атмосферу, в которой люди могли бы побыть наедине со своей глубиной, вне суеты повседневных забот и шума. В такие моменты происходит духовная и психоэмоциональная разгрузка", - рассказывает рекреационный педагог Екатерина Буковская.

Занятия по будням находят отражение во встречах с субботними волонтерами. Несколько недель подопечные готовились к Пасхе, разучивали песни, и отметили ее с волонтерами. В конце апреля волонтеры организовали приезд церковного хора в гости к подопечным, и произведения, которые исполнялись, были уже им знакомы.

Проект привлек около 40 волонтеров – тех, кто приезжал делиться своим теплом, заботой и временем, которого для таких встреч совсем не жалко.

Если вы живете в Санкт-Петербурге, вы тоже можете присоединиться к волонтерской команде "Перспектив"!

#####