Сопровождаемое проживание людей с ограниченным
возможностями в России
#

Проект софинансируется ЕС

#
Цветовая схема###
Размер шрифта А А А

«Лучший по профессии»

В период с 5 по 9 октября 2015 года в Белгороде состоялся Всероссийский конкурс «Лучший по профессии» среди обучающихся старших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (с умственной отсталостью)».

Мы анонсировали Конкурс на нашем сайте "Особый дом", и вот пост-релиз о его результатах:

Конкурс проводился в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 г. № 250 «О перечне мероприятий для детей и молодежи, проводимых Министерством образования и науки РФ в 2015 году за счет средств федерального бюджета».

Подготовку и проведение Конкурса осуществляли Правительство Белгородской области, департамент образования Белгородской области и АНО «Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ».

В Конкурсе приняли участие 150 участников из 33 субъектов Российской Федерации – обучающиеся старших классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ (школ-интернатов) VIII вида.

Конкурс включал выполнение теоретического и практического заданий и проводился по 3-м видам трудовой и профессиональной деятельности:

  • «Швейное дело» (номинации: швея, вышивальщица);
  • «Растениеводство» (номинации: овощевод, цветовод);
  • «Столярное дело» (номинация: столяр).

За работой участников следили высокопрофессиональные специалисты в сфере растениеводства, швейного и столярного дела.
Председатель жюри – Коцарева Надежда Викторовна – доктор с.х. наук, профессор ФГБОУ ВО Белгородский государственный аграрный университет имени В.Я. Горина.

Особое внимание на Конкурсе уделялось обмену и распространению передового теоретического и практического опыта, тиражированию лучших практик.

6 октября 2015 года состоялся тематический круглый стол по вопросам социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами трудового и профессионального обучения. В работе круглого стола приняли участие руководящие и педагогические работники образовательных организаций из 25 субъектов Российской Федерации, а также эксперты из Бельгии.

7 – 8 октября 2015 года состоялись презентация лучших практик в сфере социализации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также мастер-классы педагогов профессионально-трудового обучения.

9 октября 2015 года состоялось награждение победителей и призеров.

В результате проведения Конкурса достигнута цель привлечения внимания общественности к социальной значимости профессионально-трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации обучающихся с нарушением интеллекта, их адаптации к жизни и интеграции в обществе средствами трудового воспитания в коррекционных школах.

Одним из важнейших событий Конкурса был Тематический Круглый стол, на котором обсуждались вопросы социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами трудового и профессионального обучения.

Мы приведем выдержки из программы Круглого стола:

Общая информация

В настоящее время в РФ эффективность проводимых реабилитационных мероприятий остаётся низкой:

- восстановить трудоспособность и устранить ограничения жизнедеятельности удается пока только у 3-5% инвалидов;
- работающие инвалиды составляют менее 10% их общей численности (еще 7-8 лет назад они составляли 16-18%), особенно низка занятость среди инвалидов I и II групп (8%).

Существующая система образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в РФ не отвечает мировым тенденциям и запросам национальной экономики. Среди лиц с ограниченными возможностями здоровья, получивших среднее и высшее профессиональное образование, трудоустраивается до 60%, а среди остальных категорий инвалидов их не больше 13–15%.

Сегодня практически отсутствует возможность трудоустройства для лиц с умственной отсталостью, которые могли бы выполнять монотонные трудовые операции, функции вспомогательного обслуживающего персонала.

● Для сравнения: в США из 54 млн. инвалидов трудоустроено 29%, Великобритании из 5 млн. - 40%, в Китае из 60 млн. - 80%.

● В Бельгии (Фландрии) осуществляется обучение и трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов по 30 профессиям, в том числе: каменщик, помощник продавца, обивщик мебели, помощник уборщика, оператор в прачечной, помощник автомеханика, помощник пекаря, помощник мясника, санитар, работник теплицы и т.п.

Совершенствование нормативно-правовой базы в Российской Федерации позволяет расширить возможности социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. С 1 сентября 2016 года вступает в действие ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599), в соответствии с которым особое внимание будет уделяться возможности детей и подростков с умственной отсталостью выбрать и получить доступную профессию:

«Реализация АООП в части трудового обучения осуществляется исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку обучающегося к индивидуальной трудовой деятельности. 

Совершенствование трудовых умений по выбранному профилю труда осуществляется в процессе трудовой практики, определение ее содержания и организация осуществляется самостоятельно образовательной организацией с учетом региональных условий и потребности в рабочих кадрах, а также в соответствии с требованиями санитарных нормам и правил».

Люди, ранее обреченные быть на иждивении у государства, становятся полноценными членами общества.

Цель тематического круглого столаповышение профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников и специалистов образовательных организаций на основе раскрытия широкого спектра мнений по вопросам социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами трудового и профессионального обучения с разных точек зрения, обсуждение неясных и спорных моментов, связанных с данными вопросами, и достижение консенсуса.

Задачи тематического круглого стола:

  • обсудить приоритетные направления государственной образовательной и социальной политики в сфере социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами трудового и профессионального обучения;
  • познакомить участников круглого стола с современными подходами (теоретическими и методическими аспектами) к решению проблемы успешной социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами трудового и профессионального обучения;
  • мобилизовать и активизировать участников на решение конкретных актуальных проблем по вопросам социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами трудового и профессионального обучения.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ КРУГЛОГО СТОЛА

6 октября 2015 года

 14.00 – 14.10 – открытие круглого стола, приветствие участников

 14.10 – 17.45 – установочные сообщения, дискуссия по содержанию установочных сообщений

14.10 – 14.20

Актуальные вопросы социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами трудового и профессионального обучения в Белгородской области

Тишина Елена Георгиевна – первый заместитель начальника департамента образования Белгородской области – начальник управления общего, дошкольного и дополнительного образования

14.20 – 15.00

Законодательные акты, регулирующие организацию образования детей с особыми образовательными потребностями: из опыта Фландрии

Де Гейтер Лоде – межсетевой координатор интегрированного и инклюзивного образования Фландрии, профессор послевузовского специального образования педагогов Фландрии (Бельгия)

15.00 – 15.50

Социальное трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья: из опыта Фландрии

Клаас Вилли – координатор специального образования Фландрии, педагогический советник по специальному образованию, профессор послевузовского специального образования педагогов Фландрии (Бельгия)

15.50 – 16.30

Формирование государственной образовательной и социальной политики, реализуемой на всех уровнях и способствующей развитию современной школы. Планирование и организация работы школы: из опыта Фландрии

Смет Берт – координатор по специальному и общеобразовательному начальному обучению провинции Антверпен, педагогический советник по специальному образованию, профессор послевузовского специального образования педагогов Фландрии (Бельгия)

Клаас Вилли – координатор специального образования Фландрии, педагогический советник по специальному образованию, профессор послевузовского специального образования педагогов Фландрии (Бельгия)

16.30 – 17.00

От задач развития к учебному плану: механизмы и процедура разработки индивидуального учебного плана для детей с умственной отсталостью

Жамине Барт – педагогический советник по специальному образованию в провинции Антверпен, президент национального совета Шерборнской Ассоциации, профессор послевузовского специального образования педагогов (Бельгия)

17.00 – 17.20

Совершенствование инфраструктуры образовательной организации, осуществляющей обучение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с целью повышения эффективности реализации профилей трудового обучения

Определение специальных образовательных условий при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Новоченко Елена Владимировна – председатель ЦПМПК Белгородской области

Социальная адаптация обучающихся с интеллектуальной недостаточностью средствами трудового воспитания

Захарова Татьяна Андреевна – директор ГБОУ Новооскольской специальной общеобразовательной школы-интерната (Белгородская область)

Терехова Татьяна Валерьевна – учитель-дефектолог ГБОУ Новооскольской специальной общеобразовательной школы-интерната (Белгородская область)

17.20 – 17.35

Содержание и методика трудового и профессионального обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): примеры лучших практик

Роль уроков технологии в социализации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Муравецкая Надежда Викторовна – учитель технологии МКСКОУ Специальная коррекционная общеобразовательная школа № 30 города Белгорода

Социально-трудовая адаптация и профориентационное сопровождение старшеклассников с интеллектуальной недостаточностью

Богачёва Оксана Владимировнапедагог-психолог МКСКОУ Специальная коррекционная общеобразовательная школа № 30 города Белгорода

17.35 – 17.45 Вопросы для обсуждения:

1. Нормативно-правовое регулирование процесса социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами трудового и профессионального обучения, в т.ч. вопросы перехода на ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

2. Условия и механизмы сопровождения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе их трудового и профессионального обучения

3. Подготовка специалистов образовательных организаций к распространению современных организационно-правовых моделей социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами трудового и профессионального обучения

4. Современное материально-техническое обеспечение социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

5. Создание новых рабочих мест на базе образовательных организаций, включающих социально-психологическую подготовку лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью к трудоустройству, профессиональную ориентацию, стажировки с целью приобретения профессионального опыта

17.55 – 18.00 – Подведение итогов, обсуждение резолюции круглого стола


7 октября 2015 года

10.00 – 18.00 – Презентация лучших практик в сфере социализации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), мастер-классы

Организация обучения детей со средней и тяжелой степенью умственной отсталости по методу Вероники Шерборн (Шерборнский метод): из опыта Фландрии

Жамине Барт – педагогический советник по специальному образованию в провинции Антверпен, президент национального совета Шерборнской Ассоциации, профессор послевузовского специального образования педагогов (Бельгия)

Управление агрессией

Шкилев Сергей Владимирович кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и социальной психологии факультета психологии Национального Исследовательского университета «Белгородский государственный университет»

Ресурсный центр – современная модель социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Сейфулина Ирина Рифатовна – директор ГКОУ РО школа-интернат VIII вида №12 г. Гуково, Ростовская область, г. Гуково

Роль трудового обучения в социализации обучающихся

Кубатина Нина Сергеевна – учитель трудового обучения ГБС(К)ОУ «Брасовская школа-интернат VIII вида», Брянская область, Брасовский район, с. Брасово

Алдашкова Татьяна Николаевна – учитель трудового обучения ГБС(К)ОУ «Брасовская школа-интернат VIII вида», Брянская область, Брасовский район, с. Брасово

Социализация обучающихся с умственной отсталостью через профориентационную работу (профпробы)

Хрипкова Елена Юрьевна - учитель ОКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Пенская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Курчатовского района Курской области», Курская область, Курчатовский район, поселок им. К. Либкнехта

Преемственность поколений по развитию национальных традиций и культуры крымско-татарского народа

Таймазова Лилия Февзиевиа - учитель Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Крым «Чеботарская специальная школа интернат» Республика Крым, Сакский район, с. Чеботарка

Проектная деятельность на уроках трудового обучения в специальном (коррекционном) учреждении для воспитанников с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью)

Хоменко Алексей Викторович -  организатор трудового обучения ГБС(К)ОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Тверская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1», Тверская область, г. Тверь

Проектная деятельность как средство формирования социальных компетенций и приобретения социального опыта

Терехова Татьяна Валерьевна - учитель профессионально-трудового обучения (сельскохозяй­ственный труд) ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат», Белгородская область, г. Новый Оскол

Опыт эффективного применения технологии проектной деятельности на уроках швейного дела и во внеурочной деятельности по предмету в специальном (коррекционном) образовательном учреждении

Антоненко Ирина Александровна - учитель трудового обучения (швейное дело) Областное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр дифференцированного, надомного и дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени», Курская область, г. Курск

Реализация проекта «Профессиональные пробы в С(К)ОУ VIII вида»

Малинин Сергей Валентинович - учитель трудового обучения МБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат № 113 VIII вида» г. Перми, Пермский край, г. Пермь

Использование современных информационных технологий на уроках трудового обучения в коррекционной школе

Яковлева Марина Львовна – учитель трудового обучения ГКСОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида г. Кольчугино», Владимирская область, г. Кольчугино

Использование ИКТ на уроках столярного дела

Ходий Евгений Васильевич - учитель трудового обучения Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Чеботарская специальная школа интернат» Республика Крым, Сакский район, с. Чеботарка

Воспитание самостоятельности учащихся на уроках швейного дела

Грянко Наталья Валентиновна - учитель профессионально трудового обучения (швейное дело) КОУ Воронежской области «Бутурлиновская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья», Воронежская область, г. Бутурлиновка

Организация самостоятельной деятельности обучающихся

Мухина Елена Николаевна – учитель швейного дела казенного общеобразовательного учреждения Республики Калмыкия «Сарпинская коррекционная школа-интернат», Республика Калмыкия, Сарпинский район, с. Садовое

Трудовая подготовка и профессиональное самоопределение у детей с особыми образовательными потребностями

Фардзинов Владимир Борисович - учитель столярного дела ГОУ ЯО «Багряниковская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья», Ярославская область, Первомайский район, д. Багряники

Развитие контрольных умений и навыков у умственно отсталых школьников

Пятницкий Валерий Викторович - учитель трудового обучения (столярное дело) ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школы-интерната VIII вида № 5, Липецкая область, г. Елец

Подготовка учащихся с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной школе на уроках «Цветоводства и декоративного садоводства» и «Младший обслуживающий персонал» к профессиональному труду

Иванова Людмила Ивановна - учитель ГБОУ Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат № 2 г. Сочи, Краснодарский край, г. Сочи

Методы коррекции на уроках трудового обучения (сельскохозяйственный труд)

Филенко Диана Александровна - учитель трудового обучения КОУ Воронежской области «Краснянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья», Воронежская область, Новохоперский район, с. Красное

Инновационные технологии в процессе преподавания предмета «Цветоводство»

Скульский Станислав Владимирович - учитель трудового обучения Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Керченская специальная школа-интернат», Республика Крым, г. Керчь

Сельскохозяйственный труд как средство социализации обучающихся в школе VIII вида

Крупенин Юрий Аркадьевич - учитель трудового обучения ТОГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Горельская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», Тамбовская область, Тамбовский район, с. Горелое

8 октября 2015 года

10.00 – 15.00 – Мастер-классы педагогов профессионально-трудового обучения из разных субъектов Российской Федерации с целью обмена опытом, тиражирования и трансляции лучших практик обучения детей и подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Элементы технологии проектной деятельности на занятиях объединения дополнительного образования

Антоненко Ирина Александровна - учитель трудового обучения (швейное дело) Областное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр дифференцированного, надомного и дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени», Курская область, г. Курск

«Школа ремонта»

Иванцова Татьяна Викторовна – учитель швейного дела Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Можгинского района «Большеучинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», Удмуртская Республика, Можгинский район, с. Большая Уча

Поделка-изделие «Праздник осени»

Сейфулина Ирина Рифатовна – директор ГКОУ РО школа-интернат VIII вида №12 г. Гуково, Ростовская область, г. Гуково

Вязание из полиэтиленовых пакетов

Хрипкова Елена Юрьевна - учитель ОКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Пенская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Курчатовского района Курской области», Курская область, Курчатовский район, поселок им. К. Либкнехта

Плетение из фольги

Хрипкова Елена Юрьевна - учитель ОКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Пенская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Курчатовского района Курской области», Курская область, Курчатовский район, поселок им. К. Либкнехта

Многолетние цветковые растения открытого грунта. Однолетние цветковые растения

Кубатина Нина Сергеевна – учитель трудового обучения ГБС(К)ОУ «Брасовская школа-интернат VIII вида», Брянская область, Брасовский район, с. Брасово

Алдашкова Татьяна Николаевна – учитель трудового обучения ГБС(К)ОУ «Брасовская школа-интернат VIII вида», Брянская область, Брасовский район, с. Брасово

Информация об организаторах:

Оргкомитет:

Телефоны в городе Москве: (495) 627-11-96, (495) 790-73-99, бесплатная телефонная линия: 8 (800) 700-73-99.

Телефоны в городе Белгороде: (4722) 32-56-04

Контактные лица: Тихонова Мария Юрьевна, 8(917)523–76–21, Лозовая Елена Владимировна, 8(965)211–45–37, Няголов Валентин Владимирович, 8(916)282–47–32.

Контактные лица от Белгородской области: Сердюк Мария Витальевна, консультант отдела общего образования управления общего, дошкольного и дополнительного образования Белгородской области, тел.: 8(4722) 32-56-04

Телефон бесплатной линии, консультирование: 8 (800) 700 73 99

E-mail: stag.fcpro@yandex.ru 

Web-сайты: http://www.suvagcentr.ru, http://www.suvagprof.ru

Координаторы проекта: 

Белова Алла Николаевна (тел.: 8-919-435-92-59), Тихонова Мария Юрьевна (тел.: 8-917-523-76-21), Лозовая Елена Владимировна (тел.:8-965-211-45-37), Няголов Валентин Владимирович (тел.: 8-916-282-47-32)

Информация о проведении тематического круглого стола размещена на сайтах: http://www.suvagcentr.ru, http://www.suvagprof.ru, в группе вконтакте http://vk.com/luchshiipoprofessii

#####